Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:24, контрольная работа
Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета.
Кредит как
экономическая категория
Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В этих отношениях преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Кредитные отношения, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора, влияют на величину централизованных денежных фондов; гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и совмещает их особенности, функционируя, тем не менее, как особое специфическое отношение.
В качестве звена финансовой
системы он обслуживает формирование
и использование
Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Еще одной отличительной чертой банковского кредита является производительное использование его как капитала, создающего условия для его погашения и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита, как отмечалось, выступают в основном средства бюджета.
Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок: до одного года, от одного до пяти лет, от пяти до тридцати лет.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности, возвратности и целевого назначения.
С переходом к рынку, распределительная
функция претерпела ряд изменений,
в частности изменились субъекты
кредитных отношений, со стороны
государства их участниками стали
субъекты федерации. Особым субъектом
кредитных отношений стали
Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Это одна сторона государственных кредитных отношений. Другая ее сторона — финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительно мобилизованных средств.
Положительное воздействие
распределительной функции
Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется, прежде всего, в формировании основных общеэкономических пропорций, таких как, воспроизводственные, отраслевые, территориальные. Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозвратной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой их дефицитности.
В целом государственный кредит не только стимулирует высокий темп экономического роста, но и смягчает циклические колебания.
Социальная сторона
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита.
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта.
Одной из функций государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств привлекаемых и выделяемых государством. Контрольная функция государственного кредита практически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории. Контрольная функция вытекает из самой природы кредита.
Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обусловливают развитие международного государственного кредита, т. е. осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.
Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреждений — обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (путем подписания соглашений — договоров или выдачи особых свидетельств).
Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) — в реформируемый период.
Казначейские ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах.
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
Предоставление внешних
займов осуществляется за счет бюджетных
средств или специальных
Основной целью
Государственные внешние
займы предоставляются в
Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
Государственные займы классифицируются по ряду признаков.
Информация о работе Государственный кредит как экономическая категория