Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:24, контрольная работа
Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета.
Прежде чем перейти к характеристике особенностей финансового механизма в непроизводственной сфере, подведем итоги вышесказанному.
Финансовые отношения, складывающиеся в непроизводственной сфере, есть результат распределения национального дохода, создаваемого в сфере материального производства. Возможности государства направлять тот или иной размер финансовых ресурсов в непроизводственную сферу зависят от размера национального дохода. Между ними существует прямо пропорциональная зависимость. Во-вторых, отношения субъектов непроизводственной сферы сводятся в основном к отношениям с бюджетной системой, поскольку именно бюджет выступает основным источником финансирования расходов учреждений непроизводственной сферы. Если сгруппировать расходы государства по целевому признаку, то можно выделить расходы экономического, социального, военного характера и расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью.
В современном мире вмешательство
государства в экономику
В составе расходов экономического характера в первую очередь следует выделить капиталовложения. Развитые страны за счет бюджетов финансируют новые прогрессивные отрасли, которые способствуют коренным преобразованиям в структуре народного хозяйства. В тех странах, где государственный сектор составляет значительную экономическую величину, достаточно большие бюджетные ассигнования направляются на модернизацию топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, атомной энергетики.
Важным направлением государственного воздействия на экономику является стимулирование научно-технического прогресса, посредством чего решаются многие экономические и социальные проблемы. Государственные расходы на эти цели составляют значительные суммы практически во всех промышленно развитых странах.
В бывшем СССР непроизводственная сфера в основном финансировалась за счет бюджета. Переход экономики страны на рыночные рельсы стимулировал внедрение хозрасчетных начал и в учреждениях непроизводственной сферы. Новый хозяйственный механизм в отраслях социально-культурной сферы характеризуется сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг и выполнением работ по договорам с предприятиями и организациями на платной основе.
Нельзя перейти от остаточного метода финансирования социально-культурной сферы к нормативному. Нормативы расходования ресурсов в непроизводственной сфере выполняют несколько функций.
Во-первых, напрямую связывают бюджетные ассигнования с оказанием услуг. В натуральном выражении нормативы позволяют определить общую потребность определенных учреждений и всей социальной сферы в конкретных видах материальных и трудовых ресурсов в зависимости от особенностей технологии обслуживания.
Во-вторых, с помощью нормативов
в денежной форме появляется возможность
стоимостной оценки деятельности бюджетных
учреждений. Денежные нормативы позволяют
увязать натурально-
В-третьих, денежные нормативы, выполняя функцию ценообразования на услуги, предоставляемые бесплатно, позволяют включать ' результаты труда в этих учреждениях в хозяйственный оборот.
В некоторых посткоммунистических странах, в частности в Республике Беларусь, была предпринята попытка придать расходам на содержание отраслей непроизводственной сферы - образования, здравоохранения и культуры соответствующий юридический статус путем фиксации в соответствующих законах предельных размеров расходов на эти отрасли в привязке их к ВВП. Однако, насколько нам известно, заданные нормативы не выдерживаются в силу того, что возможности белорусского государства не позволяют осуществлять расходы в таких размерах.
Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).
К непроизводственной сфере
следует отнести
Экономика и организация бюджетных учреждений пока практически не затронуты рыночными реформами. За последние годы в основном имели место лишь процессы адаптации к сокращению бюджетного финансирования. Поэтому в этой сфере имеются весьма значительные резервы, по меньшей мере, повышения эффективности использования государственных средств, а порой и прямой их экономии.
Существующая система управления финансами бюджетных учреждений включает в себя составление сметы учреждения, утверждение ее распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств и исполнение сметы в пределах лимитов бюджетных обязательств, ежемесячно доводимых до учреждения.
В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера — важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В Республике Беларусь в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном хозяйстве. Основные фонды учреждений социальной инфраструктуры составляют примерно 30% основных фондов народного хозяйства. На содержание и развитие этих учреждений из консолидированного бюджета Республики Беларусь ежегодно выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований.
Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределения между производственной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социальной инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.
С расширением масштабов
производства и общественного разделения
труда, развитием научно-технического
прогресса, производственных отношений,
с изменением образа жизни, сопровождающимся
изменением структуры потребления
и ростом социальных потребностей населения,
значение инфраструктуры неуклонно
возрастает. Свидетельством тому служит
рост производительных сил, используемых
в этой сфере народного хозяйства.
Затрачиваемый в
В то же время наблюдалось неуклонное повышение удельного веса производственных фондов основных отраслей народного хозяйства, что вызывалось необходимостью развития промышленного потенциала в районах нового освоения и совершенствования материально-технической базы сельского хозяйства. В этих условиях при абсолютном росте основных фондов социальной инфраструктуры их удельный вес в общем объеме всех основных фондов народного хозяйства снижался. Такое отставание темпов роста основных фондов инфраструктурных отраслей увеличивало диспропорции в развитии отраслей основного производства и обслуживающих отраслей и сдерживало перевод экономики на интенсивный путь развития.
Необходимость расширения учреждений социальной инфраструктуры диктуется тем, что достигнутый уровень их развития еще не обеспечивает потребности населения в социальных услугах. Все это требует увеличения объема финансовых ресурсов на эти цели.
В современных условиях на содержание и развитие социальной инфраструктуры финансовые ресурсы направляются из нескольких источников:
• бюджета;
• внебюджетных фондов;
• средств предприятий и населения.
Общественные фонды
Начиная с 1992 года с целью
обеспечения равных шансов на получение
услуг непроизводственной сферы
в независимости от места проживания,
стал определяться особый показатель,
на основе которого рассчитывается объем
финансирования отраслей непроизводственной
сферы – норматив бюджетной обеспеченности
на одного жителя, который исчисляется
Минфином и утверждается ежегодно вместе
с Законом о государственном
бюджете. Объем бюджетных ассигнований
на отрасли непроизводственной сферы
в соответствующей области не
должен быть меньше, чем произведение
норматива бюджетной
Норматив бюджетной
Несмотря на ограниченность бюджетных ресурсов, дефицит государственного бюджета, правительству удалось в 90-е годы усилить социальную направленность расходов бюджета. На протяжении 2000 – 2010 гг. социальная политика в Беларуси, как и во многих других странах с переходной экономикой, была ориентирована преимущественно на наращивание удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства.
Финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основании сметы. Смета – плановый документ, в котором отражаются объем, целевое направление и распределение бюджетных средств, в соответствии с бюджетной росписью для выполнения бюджетной организацией своих функций.
Различают следующие виды бюджетных смет:
По централизованным мероприятиям,
осуществляемым распорядителем бюджетных
средств, составляется отдельная индивидуальная
бюджетная смета. В нее включаются
ассигнования в тех случаях, когда
осуществление таких
Бюджетные сметы составляются по каждому получателю бюджетных средств независимо от того ведут они учет самостоятельно или обслуживаются централизованной бухгалтерией.
Распорядители бюджетных средств составляют также сводные бюджетные сметы, в которых объединяются доходы и расходы по индивидуальным сметам всех подведомственных учреждений. Сводные сметы являются основанием для включения соответствующих расходов в проект соответствующего бюджета. В смете отражаются все расходы учреждения по экономической классификации, кроме того к смете прилагаются плановые показатели по сети, штатам и контингентам штатные расписания, а также расчеты по статьям, подстатьям и элементам расходов, включаемым в бюджетную смету.
Проекты смет предоставляются
на рассмотрение и утверждение вышестоящим
руководителям. Они должны быть подписаны
руководителем и главным бухгалтером.
После проверки сметы и принятия
бюджета, вышестоящий руководитель
утверждает сметы. Утверждения бюджетных
смет должно быть осуществлено в течение
месячного срока после
Информация о работе Государственный кредит как экономическая категория