Государственный кредит как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:24, контрольная работа

Описание работы

Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета.

Файлы: 1 файл

Гос бюджет контрол ворк.docx

— 54.14 Кб (Скачать файл)

Прежде чем перейти  к характеристике особенностей финансового  механизма в непроизводственной сфере, подведем итоги вышесказанному.

Финансовые отношения, складывающиеся в непроизводственной сфере, есть результат распределения национального дохода, создаваемого в сфере материального производства. Возможности государства направлять тот или иной размер финансовых ресурсов в непроизводственную сферу зависят от размера национального дохода. Между ними существует прямо пропорциональная зависимость. Во-вторых, отношения субъектов непроизводственной сферы сводятся в основном к отношениям с бюджетной системой, поскольку именно бюджет выступает основным источником финансирования расходов учреждений непроизводственной сферы. Если сгруппировать расходы государства по целевому признаку, то можно выделить расходы экономического, социального, военного характера и расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

В современном мире вмешательство  государства в экономику является общепризнанной нормой. Государственное  регулирование становится приоритетным - в таких сферах, как обеспечение  нормальных условий для развития экономики, содействие научно-техническому прогрессу, повышение конкурентоспособности  национальных экономик. В этой связи финансовый механизм становится решающим рычагом воздействия на экономику в целом.

В составе расходов экономического характера в первую очередь следует  выделить капиталовложения. Развитые страны за счет бюджетов финансируют новые прогрессивные отрасли, которые способствуют коренным преобразованиям в структуре народного хозяйства. В тех странах, где государственный сектор составляет значительную экономическую величину, достаточно большие бюджетные ассигнования направляются на модернизацию топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, атомной энергетики.

Важным направлением государственного воздействия на экономику является стимулирование научно-технического прогресса, посредством чего решаются многие экономические  и социальные проблемы. Государственные расходы на эти цели составляют значительные суммы практически во всех промышленно развитых странах.

В бывшем СССР непроизводственная сфера в основном финансировалась за счет бюджета. Переход экономики страны на рыночные рельсы стимулировал внедрение хозрасчетных начал и в учреждениях непроизводственной сферы. Новый хозяйственный механизм в отраслях социально-культурной сферы характеризуется сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг и выполнением работ по договорам с предприятиями и организациями на платной основе.

Нельзя перейти от остаточного  метода финансирования социально-культурной сферы к нормативному. Нормативы расходования ресурсов в непроизводственной сфере выполняют несколько функций.

Во-первых, напрямую связывают  бюджетные ассигнования с оказанием  услуг. В натуральном выражении  нормативы позволяют определить общую потребность определенных учреждений и всей социальной сферы  в конкретных видах материальных и трудовых ресурсов в зависимости  от особенностей технологии обслуживания.

Во-вторых, с помощью нормативов в денежной форме появляется возможность  стоимостной оценки деятельности бюджетных  учреждений. Денежные нормативы позволяют  увязать натурально-вещественный и стоимостной аспекты деятельности бюджетных учреждений.

В-третьих, денежные нормативы, выполняя функцию ценообразования  на услуги, предоставляемые бесплатно, позволяют включать ' результаты труда  в этих учреждениях в хозяйственный  оборот.

В некоторых посткоммунистических странах, в частности в Республике Беларусь, была предпринята попытка придать расходам на содержание отраслей непроизводственной сферы - образования, здравоохранения и культуры соответствующий юридический статус путем фиксации в соответствующих законах предельных размеров расходов на эти отрасли в привязке их к ВВП. Однако, насколько нам известно, заданные нормативы не выдерживаются в силу того, что возможности белорусского государства не позволяют осуществлять расходы в таких размерах.

Непроизводственная сфера  не участвует в создании национального  дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

К непроизводственной сфере  следует отнести здравоохранение, образование, пассажирский транспорт, культуру, искусство и т. д. В настоящее  время финансовые ресурсы социально-культурных учреждений формируются из следующих  источников: средств бюджета; внебюджетных средств.

Экономика и организация  бюджетных учреждений пока практически  не затронуты рыночными реформами. За последние годы в основном имели место лишь процессы адаптации к сокращению бюджетного финансирования. Поэтому в этой сфере имеются весьма значительные резервы, по меньшей мере, повышения эффективности использования государственных средств, а порой и прямой их экономии.

Существующая система  управления финансами бюджетных  учреждений включает в себя составление  сметы учреждения, утверждение ее распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств и исполнение сметы в пределах лимитов бюджетных  обязательств, ежемесячно доводимых  до учреждения.

В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера — важнейший  фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую  входят учреждения народного образования, здравоохранения, куль­туры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В Республике Беларусь в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых  в народном хозяйстве. Основные фонды  учреждений социальной инфраструктуры составляют примерно 30% основных фондов народного хозяйства. На содержание и развитие этих учреждений из консолидированного бюджета Республики Беларусь ежегодно выделяется около 25% всех бюджетных  ассигнований.

Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального  производства, объема созданного здесь  национального дохода и его распределения  между производственной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей матери­ального производства без социальной инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором вос­производства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.

С расширением масштабов  производства и общественного разделения труда, развитием научно-технического прогресса, производственных отношений, с изменением образа жизни, сопровождающимся изменением структуры потребления  и ростом социальных потребностей населения, значение инфраструктуры неуклонно  возрастает. Свидетельством тому служит рост производительных сил, используемых в этой сфере народного хозяйства. Затрачиваемый в инфраструктурных отраслях живой труд увеличивает  объем национального дохода страны. При этом вклад этих отраслей в  объем произведенного национального  дохода растет. За последние 30 лет доля этого вклада возросла с 16 до 25%.

В то же время наблюдалось  неуклонное повышение удельного  веса производственных фондов основных отраслей народного хозяйства, что  вызывалось необходимостью развития промышленного  потенциала в районах нового освоения и совер­шенствования материально-технической базы сельского хозяйства. В этих условиях при абсолютном росте основных фондов социальной инфраструктуры их удельный вес в общем объеме всех основных фондов народного хозяйства снижался. Такое отставание темпов роста основных фондов инфраструктурных отраслей увеличивало диспропорции в развитии отраслей ос­новного производства и обслуживающих отраслей и сдерживало перевод экономики на интенсивный путь развития.

Необходимость расширения учреждений социальной инфраструктуры диктуется  тем, что достигнутый уровень  их развития еще не обеспечивает потребности  населения в социальных услугах. Все это требует увеличения объема финансовых ресурсов на эти цели.

В современных условиях на содержание и развитие социальной инфраструктуры финансовые ресурсы направляются из не­скольких источников:

• бюджета;

• внебюджетных фондов;

• средств предприятий и населения.

Общественные фонды потребления  — это средства бюджета, внебюджетных средств и предприятий, направляемые на соци­альную инфраструктуру. Главное их назначение — социальное развитие общества и социальная защищенность населения. Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

Начиная с 1992 года с целью  обеспечения равных шансов на получение  услуг непроизводственной сферы  в независимости от места проживания, стал определяться особый показатель, на основе которого рассчитывается объем  финансирования отраслей непроизводственной сферы – норматив бюджетной обеспеченности  на одного жителя, который исчисляется  Минфином и утверждается ежегодно вместе с Законом о государственном  бюджете. Объем бюджетных ассигнований на отрасли непроизводственной сферы  в соответствующей области не должен быть меньше, чем произведение норматива бюджетной обеспеченности на численность жителей области.

Норматив бюджетной обеспеченности определяется расчетным путем на основании данных об исполнении бюджета  за предыдущий год: путем деления  фактических затрат на финансирование непроизводственной сферы на численность  населения республики и корректируются на рост доходов бюджета. Сперва утверждался единый норматив, однако впоследствии развитие здравоохранение было объявлено одним из приоритетов, поэтому, сначала внутри норматива выделили расходы на здравоохранение, а затем утверждали два норматива (на непроизводственную сферу и на здравоохранение), сейчас утверждается только норматив на здравоохранение.

Несмотря на ограниченность бюджетных ресурсов, дефицит государственного бюджета, правительству удалось  в 90-е годы усилить социальную направленность расходов бюджета. На протяжении 2000 – 2010 гг. социальная политика в Беларуси, как и во многих других странах  с переходной экономикой, была ориентирована  преимущественно на наращивание  удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства.

Финансирование бюджетных  учреждений осуществляется на основании  сметы. Смета – плановый документ, в котором отражаются объем, целевое направление и распределение бюджетных средств, в соответствии с бюджетной росписью для выполнения бюджетной организацией своих функций.

Различают следующие виды бюджетных смет:

  1. Индивидуальные и сводные бюджетные сметы.
  2. Индивидуальные и сводные бюджетные сметы на капитальное строительство.

По централизованным мероприятиям, осуществляемым распорядителем бюджетных  средств, составляется отдельная индивидуальная бюджетная смета. В нее включаются ассигнования в тех случаях, когда  осуществление таких мероприятий  вызывается необходимостью закупки  специального оборудования, других материальных ценностей особого назначения (медикаменты), в случае проведения зрелищных, культурно-массовых мероприятий, спортивных сборов и других мероприятий.

Бюджетные сметы составляются по каждому получателю бюджетных  средств независимо от того ведут  они учет самостоятельно или обслуживаются  централизованной бухгалтерией.

Распорядители бюджетных  средств составляют также сводные  бюджетные сметы, в которых объединяются доходы и расходы по индивидуальным сметам всех подведомственных учреждений. Сводные сметы являются основанием для включения соответствующих  расходов в проект соответствующего бюджета. В смете отражаются все  расходы учреждения по экономической  классификации, кроме того к смете  прилагаются плановые показатели по сети, штатам и контингентам штатные  расписания, а также расчеты по статьям, подстатьям и элементам  расходов, включаемым в бюджетную  смету.

Проекты смет предоставляются  на рассмотрение и утверждение вышестоящим  руководителям. Они должны быть подписаны  руководителем  и главным бухгалтером. После проверки сметы и принятия бюджета, вышестоящий руководитель утверждает сметы. Утверждения бюджетных  смет должно быть осуществлено в течение  месячного срока после утверждения  бюджетной росписи по соответствующему бюджету. Это утверждение сметы  является основанием для расходования средств распорядителем. В случае изменения в течение года бюджетных  ассигнований, в бюджетные сметы  получателя вносятся соответствующие  изменения, а в случае необходимости (создание новой организации, наделение  организации новыми функциями и  выполнение бюджетных программ) составляются дополнительные бюджетные сметы, которые  утверждаются в том же порядке. В  случае выявления в утвержденных сметах завышенных или излишних расходов, производится уменьшение бюджетных  ассигнований на эти суммы с последующим  уменьшением соответствующих расходов бюджетов при уточнении показателей. Внесение изменений в бюджетные  назначения в течение года производится в следующих случаях:

Информация о работе Государственный кредит как экономическая категория