Государственный кредит как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:24, контрольная работа

Описание работы

Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета.

Файлы: 1 файл

Гос бюджет контрол ворк.docx

— 54.14 Кб (Скачать файл)

7. По методу определения  дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.

8. В зависимости от  обязанности заемщика твердо  соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

9. По методам размещения  займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации.

10. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными.

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий  государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки за кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления как одна из наиболее актуальных задач.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действии, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

В процессе управления государственным  кредитом решаются следующие задачи:

  • минимизация стоимости долга для заемщика;
  • недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.

Государственные долговые обязательства, обращающиеся на фондовом рынке, подвержены тем же процессам, что и прочие ценные бумаги, и их курс не совпадает  с их номинальной стоимостью.

Специфика категории государственного кредита определяет и особенности  оперативного управления им. Обычно оно  возлагается совместно на Министерство финансов и НБУ.

Управление государственным долгом должно обеспечивать:

  • эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
  • обеспечение своевременного возврата кредитов;
  • максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Республика Беларусь как  суверенное государство также использует займы как краткосрочные, так  и долгосрочные.

Выпуск государственных  краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических  и физических лиц, в том числе  иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. Облигации  выпускаются  по решению кабинета Министров Республики Беларусь Министерством  финансов, являются государственными ценными бумагами и размещаются  среди инвесторов на добровольной основе. Эмиссия облигаций осуществляется в виде записей по счетам. [3] Первичное размещение происходит путем их продаже на аукционе инвесторам – участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе  (по цене ниже номинала) по предлагаемым на аукционе ценам, но не ниже цен, устанавливаемых Министерством финансов в день проведения аукциона. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана определенная доля от их общего количества. Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи. Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с Министерством финансов может продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течении срока их обращения по ценам не ниже цен в день проведения аукциона. Правительство обязуется погасить облигации по истечении срока их  обращения. Инвесторы получают доход в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций. [3]

Повышение рейтинга государственных  краткосрочных облигаций связан со стабилизацией обменных курсов белорусского рубля к иностранным валютам, что приводит к оттоку денежных средств с валютного сектора рынка, а также со снижением уровня инфляции и введением положительных ставок рефинансирования Национального банка.

Выпуск долгосрочных государственных  облигаций РБ осуществляется с целью  снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам со сроком обращения один год  и  более. Министерство финансов определяет объем, дату выпуска облигаций, срок обращения и погашения, номинальную стоимость одной облигации, процентную ставку. Объемы эмиссии учитываются при формировании республиканского бюджета. Первичное размещение облигаций производится Министерством финансов (главным государственным казначейством) путем зачисления  определенного количества облигаций на специальные счета  первичных держателей, открываемых в депозитарии (Национальном банке). [3] Выпуск долгосрочных государственных облигаций осуществляется в виде записей на счетах без использования бланков.  В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств.  Погашение облигаций производится Национальным банком  по номинальной стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске облигаций. Министерство финансов по истечении срока обращения выделяет необходимые средства Национальному банку.

Все названные шаги направлены на повышение  ликвидности государственных ценных бумаг и позволяет в ближайшее  время упорядочить вторичный  рынок  государственных ценных бумаг, начать полноценную биржевую торговлю, сузить устанавливаемые операторами  вторичного рынка спреды для каждого  выпуска ценных бумаг, что повлечет за собой уменьшение колебаний цен  на этом рынке и предоставит Национальному  банку более качественные рычаги денежно-кредитного регулирования.

Государственный кредит служит мощным средством мобилизации в  руках государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности государственного бюджета  дополнительно  мобилизуемые финансовые ресурсы направляются  на покрытие разницы  между бюджетными расходами и доходами [2]. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства используются  для финансирования  экономических и социальных программ. Поэтому государственный кредит является рычагом укрепления финансового положения государства, способствуя достижению равновесия между доходами и расходами государственного бюджета и выступая  важным источником ускорения социально-экономического развития.

Существуют значительные резервы для повышения эффективности  государственного кредита. В качестве неотложных мер могут быть осуществлены следующие мероприятия:

  1. обеспечить реальную защиту прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках;
  2. повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;
  3. для пробуждения реального интереса физических и юридических лиц к кредитным операциям государства целесообразно не только защищать  интересы  кредиторов, но и максимально  разнообразить  условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности  облигаций);
  4. расширить круг заимодателей за счет допуска к кредитным операциям  государства всех без исключения предприятий, организаций, учреждений;
  5. перейти при реализации государственных ценных  о официального курса к рыночному, определяемому на основе реального спроса на фондовые ценности;
  6. осуществить переход от безвозвратного бюджетного финансирования предприятий и организаций  на оказание им помощи преимущественно путем предоставления казначейских  ссуд;
  7. отказаться от прямого безвозмездного и безвозвратного использования общегосударственного ссудного фонда в бюджетных целях и осуществлять привлечение ресурсов кредитных учреждений на нужды государства исключительно на началах: срочности, платности, возвратности. [2].

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках  государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

 

 

  1. Планирования расходов на отрасли непроизводственной сферы

Подразделение народного  хозяйства на сферу материального  производства и непроизводственную сферу является общепризнанным. Считается, что ВВП производится в сфере  материального производства. Однако такая точка зрения не является бесспорной. В литературе можно встретить  мнения о том, что в создании ВВП  и НД участвуют и здравоохранение, и образование. Выяснение аргументированности этой точки зрения не входит в наши намерения.

Под непроизводственной сферой принято понимать совокупность отраслей и видов деятельности, связанных  с обслуживанием общегосударственных  и социально-культурных потребностей общества и конкретных граждан. Финансы указанной сферы есть отношения, возникающие в связи с образованием денежных доходов у субъектов непроизводственной сферы, их использованием в целях выполнения ими функциональных обязанностей.

Услуги, предоставляемые  субъектами непроизводственной сферы, могут быть платными, бесплатными  или частично оплачиваемыми их потребителями. Понятие "бесплатные" следует понимать в том смысле, что они бесплатны для потребителя, но не для производителя. Тот, кто оказывает такие услуги, обязательно производит соответствующие затраты. Таким образом, источники формирования финансовых ресурсов у этих субъектов зависят, с одной стороны, от вида оказываемых услуг, с другой - от характера их предоставления.

Из этого следует, что  непроизводственная сфера должна быть подразделена на субъектов, деятельность которых основана на принципах самофинансирования, и субъектов, функционирующих за счет бюджетных дотаций, а также субъектов, находящихся частично на бюджетном финансировании, но и имеющих и собственные источники доходов.

Денежные средства из всех источников, поступившие на счета  таких учреждений, образуют фонд финансовых ресурсов, который используется на выплату заработной платы, возмещение материальных и приравненных к ним затрат, на иные цели, допускаемые законодательством.

Преимущественным источником формирования финансовых ресурсов учреждений непроизводственной сферы является бюджет и внебюджетные фонды. Размер выделяемых на содержание учреждений непроизводственной сферы бюджетных средств зависит прежде всего от состояния самого бюджета.

Таким образом, в системе  финансовых отношений учреждения непроизводственной сферы занимают особое место. В первую очередь надо выделить их отношения с государственным бюджетом. У субъектов непроизводственной сферы, которые функционируют на условиях хозрасчета, они складываются по поводу уплаты налогов. У учреждений, которые финансируются из бюджета, такие отношения, как правило, односторонние: получение бюджетных дотаций. Поскольку отрасли непроизводственной сферы представляют собой организационные образования, то финансовые отношения у них складываются и с их вышестоящими организациями. Можно выделить отношения с банковскими учреждениями по поводу обслуживания счетов, получения и погашения кредитов.

Информация о работе Государственный кредит как экономическая категория