Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:33, реферат

Описание работы

Развитие государственной формы кредита имеет длительную историю. Такая форма кредита возникла с появлением государства, с появлением потребности покрытия военных и других чрезвычайных расходов. Особенно широкое распространение государственный кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под влиянием экономической теории Кейнса. Кейнс считал бюджетный дефицит меньшим злом, чем катастрофическое падение производства в период экономического кризиса и предлагал увеличить государственные расходы за пределы текущих доходов государства, чтобы вывести экономику из кризиса.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные понятия государственного кредита 4
1.1. Сущность и функции государственного кредита 4
1.2. Классификация государственных займов 7
2. Управление государственным кредитом 10
3. Российская Федерация как заемщик 12
4. Российская Федерация как гарант 17
5. Российская Федерация как кредитор 19
6. Территориальные займы 22
Заключение 24
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ1.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1.  Основные понятия государственного кредита 4

1.1. Сущность и функции  государственного кредита 4

1.2. Классификация государственных  займов  7

2. Управление государственным кредитом 10

3. Российская Федерация  как заемщик 12

4. Российская Федерация как гарант 17

5. Российская Федерация  как кредитор 19

6. Территориальные займы 22

Заключение 24

Список использованных источников 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В структуре финансовой политики государства особая роль принадлежит  механизмам ее реализации. Под финансовым механизмом понимают систему установленных государством способов, инструментов и рычагов воздействия на экономические и социальные процессы, реализуемую при распределении и перераспределении финансовых ресурсов. Одним из способов реализации финансовой политики является кредит - экономические отношения, между кредитором и заемщиком по поводу ссужаемой стоимости, передаваемой во временное пользование на условиях срочности, платности и возвратности.

Государство, для покрытия своих  расходов, связанных с бесперебойным финансированием потребностей общества, привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта.

Развитие государственной  формы кредита имеет длительную историю. Такая форма кредита  возникла с появлением государства, с появлением потребности покрытия военных и других чрезвычайных расходов. Особенно широкое распространение государственный кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под влиянием экономической теории Кейнса. Кейнс считал бюджетный дефицит меньшим злом, чем катастрофическое падение производства в период экономического кризиса и предлагал увеличить государственные расходы за пределы текущих доходов государства, чтобы вывести экономику из кризиса. Со временем, с установлением международных связей между различными странами рядом с внутренним государственным кредитом начинает развиваться система международного государственного кредитования.

Цель данной работы - рассмотреть  сущность и значение государственного кредита.

 

1. Основные понятия государственного  кредита

1.1 Сущность  и функции государственного кредита

 

Государственный кредит - совокупность экономических отношений  между государством в лице его  органов власти и управления, с  одной стороны, и юридическими и  физическими лицами, с другой, при  которых государство выступает  преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Понятие «государственный долг» имеет прямое отношение  к государственному кредиту. Увеличение кредиторской задолженности страны ведет к увеличению государственного долга. Имеет место и обратный процесс. Причем для государственного долга необходимо обеспечение его государственной казной. 

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Задачами государственного кредита можно назвать:

1) влияние государства на денежно-кредитную политику, финансовое состояние страны;

2)  регулирование макроэкономики;

3)  регулирование микроэкономики;

4)  поиск финансов для покрытия бюджетных расходов.

Как финансовая категория  государственный кредит выполняет  три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную  функцию государственного кредита  осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивает потребности не одного поколения, поскольку служит несколько десятков лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами? Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. И таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается займ. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями  государства, зависит от их срока  и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Вступая в кредитные  отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита финансируются  производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений.

Положительное воздействие  на производство и занятость государство  оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и  гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса  предполагает, что государство берет на себя в случае их банкротства погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

И наконец, контрольная  функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории. Она предполагает обеспечение эффективного и целевого использования денежных средств.

1.2 Классификация  государственных займов

 

Государственные займы  можно классифицировать по ряду признаков.

1. По субъектам заемных  отношений - займы, размещаемые  центральными и территориальными  органами управления.

2. По месту размещения - внутренние и внешние.

3. По обращению на  рынке - рыночные и нерыночные.

Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные.

Нерыночные - не могут  свободно менять своих владельцев и  не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

4. В зависимости от  срока привлечения средств - краткосрочные  (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные  займы используются для финансирования  временных разрывов в поступлении  доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.

5. По обеспеченности  долговых обязательств - закладные  и беззакладные. Закладные облигации  обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока, и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого  дохода долговые обязательства  делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается несколько раз в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные  инструменты государства не имеют  купонов. Они продаются со скидкой  с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения  дохода долговые обязательства  государства бывают с твердым  или плавающим доходом. В ряде  случаев фиксированная ставка  по ценным бумагам является  причиной роста расходов государства  на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы  при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный  процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20 - 30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобную ситуацию позволяют два варианта:

1) покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа.

Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;

2) систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране.

8. В зависимости от  обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Различают два варианта погашения задолженности: единовременно  и частями. Если заём гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:

1) заём погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, ежегодно будет выплачиваться 2,5 млн. долл.;

2) возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй - 2 млн. долл., в третий - 3 млн. долл., в четвертый - 4 млн. долл. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль;

3) снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн. долл., во второй - на 3 млн. долл. и т.д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

 

 

 

 

 

 

2. Управление государственным кредитом

 

Управление государственным  кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.

Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны .

Информация о работе Государственный кредит