Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:33, реферат
Развитие государственной формы кредита имеет длительную историю. Такая форма кредита возникла с появлением государства, с появлением потребности покрытия военных и других чрезвычайных расходов. Особенно широкое распространение государственный кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под влиянием экономической теории Кейнса. Кейнс считал бюджетный дефицит меньшим злом, чем катастрофическое падение производства в период экономического кризиса и предлагал увеличить государственные расходы за пределы текущих доходов государства, чтобы вывести экономику из кризиса.
Введение 3
1. Основные понятия государственного кредита 4
1.1. Сущность и функции государственного кредита 4
1.2. Классификация государственных займов 7
2. Управление государственным кредитом 10
3. Российская Федерация как заемщик 12
4. Российская Федерация как гарант 17
5. Российская Федерация как кредитор 19
6. Территориальные займы 22
Заключение 24
Список использованных источников 25
Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления государства как одна из наиболее актуальных задач.
Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий. Уполномоченными по этому виду деятельности является Министерство Финансов РФ и Центральный Банк.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
1) минимизация стоимости долга для заемщика;
2) недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
2) эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
4) обеспечение своевременного возврата кредитов;
5) максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.
Ключевой целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.
Основным методом управления госдолгом является оптимизация государственных заимствований. Данный подход выходит за рамки понятия «метод регулирования», представляя собой практически программу по оптимизации заимствований, в рамках которой осуществляется маневр внешними и внутренними займами.
Оптимизационный подход касается как формирования долга, так и его обслуживания, включая следующие меры:
1) сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания;
2) реализация политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования;
3) проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга.
3. Российская Федерация как заемщик
В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами — граждане или юридические лица.
Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.
Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Таким образом, следует различать государственный долг и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных Правительством.
Государственный внутренний
долг состоит из задолженности прошлых
лет и вновь возникшей задолжен
В зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.
Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.
Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.
В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной арене. Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг.
Если рассматривать динамику изменения государственного долга последних лет, то можно отметить следующие тенденции.
Совокупный объем
Совокупный объем
При этом объем государственного внешнего долга в целом за прошедший год сократился на 4152 млн. долларов США, или на 10,4%, и составил по состоянию на 1 января 2012 года 35,8014 млрд. долларов. США, или 2,1% ВВП, что является наименьшей величиной в истории независимой России. Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП, на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП.
В рублевом выражении объем государственного внешнего долга по состоянию на 1 января текущего года составил 1152,67 млрд. рублей, что на 5,3%, или на 64,99 млрд. рублей ниже объема внешней задолженности на 1 января годом ранее.
Объем государственного внутреннего долга за 2011 год увеличился на 1250,16 млрд. рублей, или на 42,5% и составил по состоянию на 1 января текущего года 4190,55 млрд. рублей, или 7,7% ВВП (таким образом, прирост за прошедший год на 47,8% превысил объем увеличения за 2010 год, когда прирост внутреннего государственного долга стоставил 845,66 млрд. рублей).
При этом государственный внутренний долг номинированный в государственных ценных бумагах возрос за прошедший год на 1084,84 млрд. рублей, или на 44,1% до 3546,435 млрд. рублей по состоянию на 1 января текущего года (таким образом, прирост за 2011 год на 73,7% превысил объем увеличения за 2010 год, когда был зафиксирован прирост данной категории государственного долга в размере 624,43 млрд. рублей), а объем государственных гарантий – увеличился на 165,08 млрд. рублей, или на 35%, составив на 1 января 2012 года 637,33 млрд. рублей.
Объем других долговых обязательств увеличился на 0,23 млрд. руб., или на 3,6%, и составил 6,78 млрд. рублей.
При этом в структуре
долга, номинированного в
Таким образом, объем ОФЗ-ПД в 1,69 раза превысил объем ОФЗ-АД (облигаций федерального займа с амортизацией долга), составивший на 1 января текущего года 1079,58 млрд. рублей (за 2011 год увеличение составило 264 млрд. рублей, или 32,4 процента). Доля ОФЗ-АД в общем объеме государственных ценных бумаг сократилась с 33,1% по состоянию на 1 января 2011 года до 30,4% - на 1 января 2012 года.
Объем государственных сберегательных облигаций (ГСО) составил 553,15 млрд. рублей (за прошедший год объем ГСО увеличился на 245,735 млрд. рублей, или на 79,9%, а их удельный вес в объеме государственного внутреннего долга номинированного в ценных бумагах повысился с 12,5% до 15,6 процента). Объем рублевых еврооблигаций на 1 января текущего года составлял 90 млрд. рублей (2,5% в общем объеме государственных ценных бумаг).
Объем государственных ценных бумаг обращающихся на внутреннем организованном рынке ценных бумаг, за 2011 год возрос на 749,11 млрд. рублей, или на 36,5%, и на 1 января текущего года составил 2803,285 млрд. рублей, или 66,9% объема государственного внутреннего долга Российской Федерации при 69,9% по состоянию на 1 января годом ранее.
Таблица 1 - Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2012 года
Категория долга |
млрд. долларов США |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) в том числе: |
40 916,6 |
Задолженность перед официальными
кредиторами - членами Парижского клуба, |
356,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1 131,1 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
981,5 |
Коммерческая задолженность |
55,9 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 069,4 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
34 910,4 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году |
2 000,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2017 году |
2 000,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году |
3 466,4 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году |
3 500,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2022 году |
2 000,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году |
2 499,9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году |
16 444,1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2042 году |
3 000,0 |
Задолженность по ОВГВЗ |
10,7 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
1 400,7 |
Таблица 2 - Структура государственного внутреннего долга на 30.11.12 г., млрд. руб.
Виды государственных ценных бумаг |
По состоянию на 01.12.12 |
ОФЗ-ПД |
2 161,072 |
ОФЗ-АД |
1 048,584 |
ГСО-ППС |
545,550 |
ГСО-ФПС |
132,000 |
ОВОЗ |
90,000 |
Итого |
3 977,206 |
В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Деятельность Российской Федерации как гаранта постепенно расширяется.
Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному обязательству.
На практике достаточно
надежные заемщики не нуждаются в
государственных гарантиях. Они
в состоянии привлечь средства на
кредитном рынке
Общая сумма гарантий РФ в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте – в государственного внешнего долга. При предоставлении гарантии обязательно проверяется финансовое состояние ее получателя.
РФ может выступать гарантом по обязательствам субъектов РФ, а также юридических лиц. Юридическим лицам государственные гарантии могут предоставляться под высокоэффективные инвестиционные проекты.
Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В Законе "О восстановлении и защите сбережения граждан Российской Федерации", принятом Государственной Думой 24 февраля 1995 г., подчеркивается, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк РФ в период до 20 июня 1991 г. и на вклады в организации государственного страхования РФ по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.
Ценностью гарантированных сбережений граждан признается покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения. Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений производятся путем перевода их в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами.