Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:33, реферат

Описание работы

Развитие государственной формы кредита имеет длительную историю. Такая форма кредита возникла с появлением государства, с появлением потребности покрытия военных и других чрезвычайных расходов. Особенно широкое распространение государственный кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под влиянием экономической теории Кейнса. Кейнс считал бюджетный дефицит меньшим злом, чем катастрофическое падение производства в период экономического кризиса и предлагал увеличить государственные расходы за пределы текущих доходов государства, чтобы вывести экономику из кризиса.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные понятия государственного кредита 4
1.1. Сущность и функции государственного кредита 4
1.2. Классификация государственных займов 7
2. Управление государственным кредитом 10
3. Российская Федерация как заемщик 12
4. Российская Федерация как гарант 17
5. Российская Федерация как кредитор 19
6. Территориальные займы 22
Заключение 24
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ1.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Государственные гарантии направлены и на поддержку малого предпринимательства. В соответствии с Указом Президента РФ "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ" от 4 апреля 1996 г. Правительство РФ начиная с 1996 г. должно предоставлять государственные гарантии на сумму не менее 200 млн. долл. ежегодно иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства.

Также Правительство РФ утвердило правила предоставления в 2006 г государственных гарантий РФ для оказания господдержки экспорта промышленной продукции. Министерству финансов РФ разрешено предоставлять в 2006 г государственные гарантии РФ в размере, не превышающем суммы, эквивалентной 50 млн. долл. по каждой гарантии, российским экспортерам промышленной продукции, товаров, работ и услуг; российским банкам-кредиторам или иностранным банкам-кредиторам, осуществляющим кредитование российских экспортеров, иностранных импортеров, банков-нерезидентов и иностранных государств при российском промышленном экспорте.

Выступает Минфин России от имени Правительства РФ и поручителем  по кредитам, предоставленным коммерческими  банками администрациям субъектов  РФ. Расходы по погашению и обслуживанию этих кредитов обычно предусматривается производить за счет соответствующих статей федерального бюджета.

 

 

5. Россия как  кредитор

 

В настоящее время  Россия является не только должником, но и кредитором.

Выделяют более десятка  форм предоставления бюджетных средств. Среди них:

  • бюджетные кредиты юридическим лицам (в виде налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей);
  • кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий.

Различают внешний и  внутренний кредит.

1) Внутренние кредиты. С начала 90-х гг. средства на возвратной и возмездной основе в значительных суммах предоставлялись как предприятиям, так и субъектам РФ, в том числе и на поддержку предприятий, функционирующих на их территории.

Предоставление ссуд юридическим лицам в период осуществления ими структурной перестройки осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета" от 8 июля 1994 г.

Ссуды выдаются на срок, не выходящий за пределы текущего финансового года, и за плату в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу. Ссуды имеют целевой характер и предоставляются на проведение структурной перестройки производства, для расчетов по целевым кредитам (например, на закупку оборудования), на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом.

 

В соответствии с "Порядком контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714, контроль за соблюдением договора о предоставлении бюджетной ссуды возлагается на Министерство финансов РФ через его органы — Казначейство и Контрольно-ревизионное управление и их аппарат на местах.

Контролирующие структуры  особое внимание должны обращать на целевой характер использования средств. Запрещается помещение средств на депозитные счета в качестве кредитных ресурсов, их использование для покупки свободно конвертируемой валюты (за исключением необходимости приобретения импортных материалов), их отвлечение на другие финансовые операции. В случае выявления фактов нецелевого использования ссуды Министерство финансов РФ принимает меры по ее досрочному возврату и взысканию процентов за пользование ссудой.

С 2005 г. выделение кредитов юридическим лицам снижается  в связи с невозвратом ранее  выданных кредитов и с началом  активного кредитования предприятий коммерческими банками.

В настоящее время  в сфере бюджетного кредитования предпринимаются существенные шаги по упорядочению просроченной задолженности и ее минимизации.

Бюджетные кредиты не предоставляются бюджету субъектам  РФ, имеющим просроченную задолженность по бюджетным ссудам и кредитам, полученным ранее из федерального бюджета. Решение о выдаче бюджетного кредита принимает Министр финансов РФ.

2) Внешние кредиты. Это кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.

 

Внешние государственные  кредиты включают:

  • задолженность иностранных государств (кроме стран СНГ);
  • задолженность стран СНГ;
  • задолженность иностранных коммерческих банков и фирм (перед СССР или РФ).

В настоящее время  по кредитам, предоставленным Правительствами  бывшего СССР и Правительством РФ, России остались должны почти полсотни государств. Среди наиболее крупных должников Индия, Куба, Судан, Сирия, Ирак, Афганистан. Среди должников есть Бенин, Бурунди, Гвинея-Бисау, Иордания, Мадагаскар, Марокко, Непал, Республика Сейшельские острова и многие другие. Всего долг иностранных государств более 83 млрд.

Минфин РФ осуществляет оперативное управление государственными внешними финансовыми активами. Учет и расчеты осуществляются через  Внешэкономбанк.

В настоящее время  РФ предоставляет в большей степени  внутренние, чем внешние кредиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Территориальные  займы

 

На уровне центрального правительства государственные  займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование  средств на более низких уровнях  достаточно часто имеет четко  выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Территориальные займы  могут существовать в виде ссуд или  региональных ценных бумаг.

Ссуды, как форма территориального займа, могут предоставляться либо по бюджетной линии – бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками.

Понятие «территориальные»  или «региональные» ценные бумаги, встречающееся в литературе, включает облигации, выпущенные от имени субъекта РФ и от имени муниципального образования. В мировой практике выпуск региональных ценных бумаг (РЦБ) является основной формой региональных займов, поскольку обходится дешевле, чем ссуда в банке, за счет налоговых льгот.

Основными покупателями региональных ценных бумаг выступают: население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.

Для получения средств  используются следующие формы займа:

  • облигационный заем (эмиссия облигаций);
  • вексельный заем (эмиссия векселей).

 Под воздействием  высокого уровня инфляции долгосрочные  займы не получили распространения. Наибольший удельный вес имеют среднесрочные займы (от 1 до 5 лет) - и краткосрочные займы (от 2 до 12 месяцев).

По целям заимствования  такие займы делятся на три  основные группы:

  1. инвестиционные (финансирование социально-экономических проектов, жилищного строительства, развитие местной инфраструктуры);
  2. социальные (финансирование социальных программ, решение экологических проблем);
  3. бюджетные (для финансирования текущих расходов, погашения задолженности перед предприятиями, покрытия кассовых разрывов).

В современной России ценные бумаги местных властей эмитируются  в основном для финансирования дефицитов  региональных бюджетов, для погашения  ранее размещенных долговых обязательств и сглаживания колебаний при  поступлении налоговых платежей в местные бюджеты (для ликвидации кассовых разрывов).

Гарантами муниципальных  займов выступают сами эмитенты. Эмитенты гарантируют ценные бумаги кто чем может: либо своим имуществом и бюджетом в целом, либо конкретной статьей доходов бюджета, либо доходами от реализации инвестиционного проекта, либо строящимся жильем.

По территориальным  займам могут быть предоставлены  государственные гарантии РФ. Такие  гарантии могут быть даны как обещания переадресовки в региональный бюджет части причитающихся федеральной казне налоговых поступлений, если местный бюджет не сможет самостоятельно расплатиться с держателем долговых обязательств.

Ценные бумаги и бюджетные  ссуды погашаются в последние  годы за счет привлечения кредитов коммерческих банков и прочих источников внутреннего финансирования, а также поступлений от продажи государственного имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Госкредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны. Здесь обнаруживается тесная взаимосвязь между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой.

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках  государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Госкредит способствует правильной организации сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных  ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей  сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий и государственного бюджета, является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной и валютной политики.

Принимая во внимание сложившиеся в России экономические  условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
  2. Закон "О восстановлении и защите сбережения граждан Российской Федерации" от 24 февраля 1995 г.
  3. Указ Президента РФ "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ" от 4 апреля 1996 г.
  4. Указ Президента РФ "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета" от 8 июля 1994 г.
  5. "Порядок контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714
  6. Официальный сайт компании "Консультант Плюс" / URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.12.2012)
  7. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации / URL: http://www.minfin.ru/ru/  (дата обращения: 05.12.2012)
  8. Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации / URL: http://www.duma.gov.ru/  (дата обращения: 05.12.2012)

 
 

 

 

БЬЮДЖ КОДЕКС (бк РФ)

http://www.minfin.ru/ru/public_debt/external/structure/

http://www.minfin.ru/ru/public_debt/internal/structure/duty/month/index.php?id4=17921




Информация о работе Государственный кредит