Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучить государственный кредит в РФ.
Данная цель решается с помощью рассмотрения следующих основных задач:
1) описать сущность, значение и формы государственного кредита;
2) описать сущность государственных займов как источника дополнительного привлечения денежных средств государством. Привести классификацию государственных займов;
3) описать сущность государственного долга. Дать характеристику понятию управления государственным долгом, указать методы управления им;

Содержание работы

Ведение
Государственный кредит, его сущность и формы.
Государственные займы как источник дополнительного привлечения денежных средств государством. Виды государственных займов.
Государственный долг, его сущность. Понятие управления государственным долгом, методы управления им.
Государственные ценные бумаги РФ, их виды.
Государственный долг России и проблемы его погашения текущего года.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

06.11.12.11.50.58_.docx

— 39.79 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

Центр дистанционного образования

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Финансы и кредит

по теме: Государственный кредит

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Группа ЭТР-10СР

Ф.И.О ВавиловаТ.А.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

Содержание

Ведение

  1. Государственный кредит, его сущность и формы.
  2. Государственные займы как источник дополнительного привлечения денежных средств государством. Виды государственных займов.
  3. Государственный долг, его сущность. Понятие управления государственным долгом, методы управления им.
  4. Государственные ценные бумаги РФ, их виды.
  5. Государственный долг России и проблемы его погашения текущего года.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под государственным кредитом понимаются отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями  временно свободных денежных средств  юридических и физических лиц  на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности.

Традиционно роль государственного кредита заключалась  в том, чтобы финансировать государственный  дефицит. В современных условиях государство использует этот институт и для регулирования денежных отношений (денежного обращения).

Актуальность  этого института во все времена  обеспечивает одна единственная причина - постоянный дефицит денежных средств, который характерен для каждого  государства.

Финансово-экономические  предпосылки государственного кредита  заключаются в том, что существуют особенности формирования бюджета, а также есть разрывы между  получением денежных средств и их расходованием, для компенсации  этих кассовых разрывов и привлекаются юридические и физические лица в  роли кредиторов государства.

В нашей стране наиболее активно займами  увлекается федеральная власть, в  субъектах федерации к таким  средствам прибегают реже. Но проблема является до сих пор актуальной.

Негативные  последствия государственного кредита - образуется государственный внутренний долг.

Цель  работы: изучить государственный  кредит в РФ.

Данная  цель решается с помощью рассмотрения следующих основных задач:

1) описать сущность, значение и  формы государственного кредита;

2) описать сущность государственных  займов как источника дополнительного  привлечения денежных средств  государством. Привести классификацию  государственных займов;

3) описать сущность государственного  долга. Дать характеристику понятию  управления государственным долгом, указать методы управления им;

4) описать виды государственных  ценных бумаг РФ;

5) описать государственный долг  России и выявить проблемы  его погашения текущего года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственный кредит, его сущность и формы.

Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

С помощью государственного кредита  государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и  выполнения своих функций. Объективная  необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями  общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей  экономической природе госбюджет  перераспределяет часть национального  дохода станы.

Объем доходной части бюджета ограничен  уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Таким образом, в сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части  национального богатства. В сферу  его применения попадает часть доходов  и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные  денежные средства населения предприятий  и организаций, не предназначенные  для текущего потребления. Но при  определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы  могут идти на сознательное ограничение  потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные  для текущих производственных или  социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение  потребностей происходило по принуждению  государства - подписка на государственные  займы).

Кредиторами выступают физические и юридические  лица, заемщиком - государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет  мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, то есть происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которыевыражает кредит.

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные  займы.

Сберегательное  дело принадлежит к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы  собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита. Государственные займы  характеризуются тем, что временно свободные денежные средств, имеющиеся  у физических и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и  реализации облигаций и других государственных  бумаг.

По  правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые  предоставляются на основании правительственных  соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния  ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом заемщиков  и кредиторов; конкретными причинами  появления потребности у государства  мобилизации средств; местом получения  кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и заемщика.

В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает:

- централизованный;

- децентрализованный.

В первом случае в качестве заемщика центральный финансовый орган, во втором - местные органы власти. Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а  целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с  социально-экономическим развитием  области, города, района. Местные займы  обеспечиваются материальными, финансовыми  и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственные  займы как источник дополнительного  привлечения денежных средств  государством. Виды государственных  займов

Для выполнения своих функций  и обеспечения устойчивости финансовой системы государство привлекает кредиты, а также выдает займы.

В основном государство не предоставляет, а получает займы. Государственный  заем - передача в собственность  Российской Федерации денежных средств, которые Российская Федерация обязуется  возвратить с уплатой процента на сумму займа. Заем позволяет решать проблему временной нехватки бюджетных  доходов.

Кредит также используется в сфере межбюджетных отношений.

Бюджетный кредит - форма  финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление юридическим лицам средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный  кредит надо отличать от бюджетной  ссуды.

Бюджетная ссуда - бюджетные  средства, предоставляемые другому  бюджету на возвратной безвозмездной  или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Через кредитные отношения  обеспечивается перераспределение  кредитных ресурсов.

Результат государственных  займов - появление государственного долга. Он бывает внутренним и внешним.

Внутренний государственный  долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании  процентных ставок и денежного обращения. В балансах центральных банков всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги - один из видов государственного долга.

Центральные банки приобретают  государственные ценные бумаги на вторичном  рынке и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее - рост денежной базы. Так  происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых  денег.

Почему монетизируется именно государственный долг? Потому что невозможно монетизировать частный долг. Но такие предложения делаются. В частности, Ф. Хайеком выдвинута теория частных денег. Она предлагает отмену монополии государства на выпуск денег и разрешение частным фирмам эмитировать собственные деньги. Любопытно, что эта теория была поддержана М. Фридменом, хотя она полностью противоречит количественной теории. Легко представить последствия частной эмиссии, если вспомнить опыт "МММ" и других подобных "эмитентов".

Проценты по государственным  займам выступают макроэкономическим регулятором экономики. Если государство  привлекает в качестве займов слишком  большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской  деятельности.

Государственные займы могут  быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются. Например, если на привлеченные государством средства строится железная или автомобильная  дорога, способная быстро окупиться. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем не только ныне живущих, но и  последующих поколений.

Поэтому накапливание государственного долга - это моральная проблема. Увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет  за его счет.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого  кредита. При получении банковского  или коммерческого кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.

Поэтому при объявлении государственного банкротства (дефолта) может подлежать  аресту находящееся за границей государственное  имущество, но за исключением имущества  посольств.

Аресту могут быть подвергнуты  здания торговых представительств, а  также банковские счета всех компаний, в которых есть доля государства.

Источником погашения  государственных займов и выплаты  процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы  выделяются в отдельную строку.

Основными видами ценных бумаг  по государственному кредиту являются государственные займы (например, облигации  внутреннего валютного займа  - ОВВЗ, облигации федерального займа - ОФЗ), заемные инструменты для международных финансовых рынков (например, евробонды).

В целом государственные  займы могут быть классифицированы по следующим признакам. По срокам действия долговые обязательства могут носить краткосрочный характер (до одного года), среднесрочный характер (свыше  одного года до пяти лет) и долгосрочный характер (свыше пята лет до тридцати лет). Все долговые обязательства  РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. По субъектам  эмиссии займы делятся на выпускаемые  Правительством РФ, правительствами  субъектов РФ и органами местного самоуправления. По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы  могут подразделяться на: реализуемые  только среди населения; реализуемые  только среди юридических лиц; реализуемые  среди юридических лиц и населения.

Информация о работе Государственный кредит