Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучить государственный кредит в РФ.
Данная цель решается с помощью рассмотрения следующих основных задач:
1) описать сущность, значение и формы государственного кредита;
2) описать сущность государственных займов как источника дополнительного привлечения денежных средств государством. Привести классификацию государственных займов;
3) описать сущность государственного долга. Дать характеристику понятию управления государственным долгом, указать методы управления им;

Содержание работы

Ведение
Государственный кредит, его сущность и формы.
Государственные займы как источник дополнительного привлечения денежных средств государством. Виды государственных займов.
Государственный долг, его сущность. Понятие управления государственным долгом, методы управления им.
Государственные ценные бумаги РФ, их виды.
Государственный долг России и проблемы его погашения текущего года.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

06.11.12.11.50.58_.docx

— 39.79 Кб (Скачать файл)

По форме выплаты доходов  займы могут делиться на:

1) процентно-выигрышные, где  владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;

2) выигрышные, где владелец  получает доход в форме выигрыша  в момент погашения облигаций;  доход выплачивается только по  тем облигациям, которые попали  в тиражи выигрышей;

3) беспроигрышные (целевые)  займы предусматривают выплату  доходов держателям облигаций  или гарантируют получение соответствующего  товара, спрос на который в  момент выпуска займа не удовлетворяется.

Займы также могут делиться по методам размещения на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные. В настоящее время в РФ используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

 

 

 

 

3. Государственный  долг, его сущность. Понятие управления  государственным долгом, методы  управления им

Государственный долг - это  совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение  государственного долга. В Бюджетном  кодексе дано юридическое определение  этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими  лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования  государственного долга являются дефицит  государственного бюджета и наличие  свободных денежных средств у  физических и юридических лиц.

Государственные долговые обязательства  могут существовать в различных  формах:

1) кредитные соглашения  и договоры РФ с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями в пользу указанных  кредитов;

2) государственные ценные  бумаги, выпущенные от имени РФ;

3) договоры о предоставлении  государственных гарантий РФ, договоры  поручительства по обеспечению  обязательств третьими лицами;

4) переоформление долговых  обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;

5) соглашения и договоры  РФ о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств РФ прошлых  лет.

Государственный долг можно  классифицировать по различным критериям. По валютному критерию, он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.

Государственный долг делится  на капитальный и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

По срокам государственные  долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.

По уровню управления государственный  долг делится на государственный  долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный  долг. Россия не несет ответственности  по долговым обязательствам субъектов  РФ.

Размеры и структура государственного внутреннего долга приведены  в Программе государственных  внутренних заимствований РФ, субъектов  РФ и муниципальных образований. Программа входит в число документов, предоставляемых одновременно с  проектом бюджета на очередной финансовый год.

Предельные объемы внутреннего  долга утверждаются законом о  бюджете на соответствующий финансовый год. Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это  снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о  бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня.

Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета  на текущий финансовый год без  учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных  образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без  учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных  средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга  субъекта РФ или муниципального долга  не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то могут  быть применены следующие санкции:

а) ревизия бюджета субъекта РФ;

б) передача исполнения бюджета  субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ или местного бюджета  под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта РФ;

в) иные меры.

В РФ действует единая система  учета и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные  образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную  долговую книгу РФ.

Внутренние долговые обязательства  можно разбить на две группы:

1) рыночные, существующие  в форме эмиссионных ценных  бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);

2) нерыночные, выпущенные  в счет финансирования образовавшейся  задолженности бюджета (векселя  Министерства финансов РФ, задолженность  перед ЦБ РФ и др.).

Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что расходы по обслуживанию долга  стали превышать доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому  были приняты меры, которые позволили  снизить эти затраты, а именно: на российский рынок ценных бумаг  были допущены нерезиденты; начался  выпуск нерыночных займов и золотых  сертификатов; начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний.

Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше, чем внутреннего, заимствования  за рубежом в худшем случае обходятся  в 25% годовых. Однако обострение финансового кризиса внесло свои коррективы в эти планы.

Методы управление государственным  долгом

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в  том числе и финансовой. Под  управлением понимается сознательное и целенаправленное воздействие  на объект управления с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей  развития природы и общества. Вместе с тем на управление большое влияние  оказывает государство в лице соответствующих структур, а также  законодательные акты.

Важной областью управленческой деятельности является управление государственным  долгом.

Управление государственным  долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации  либо уполномоченным им Министерством  финансов Российской федерации.

Управление государственным  долгом субъекта Российской Федерации  осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом  субъекта Российской Федерации.

Управление муниципальным  долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Государственный долг, как  и финансы, может являться рычагом  и объектом управления. В качестве рычага управления государственный  долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние  на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

Государство определяет соотношение  между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии), структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных  займов, кредитов и гарантий, порядок  выпуска и обращения государственных  займов, порядок предоставления государственных  кредитов, порядок предоставления государственных  гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним. Государство устанавливает  и все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.

Управление государственным  долгом должно осуществляться на научной  основе. Это означает, что органы власти на основе научных данных о  глобальных и региональных закономерностях  и тенденциях развития долговых отношений. Учитывая национальные исторические особенности  функционирования государственного долга, зная среднесрочные и отдаленные задачи социально-экономического развития страны, вырабатывают концепцию развития долговых отношений в целом.

Особенности использования  отдельных долговых инструментов, механизм функционирования государственного долга, позволяющий максимально приблизиться к достижению поставленных целей. Это  означает, что эффективное управление государственным долгом может быть реализовано только на основе адекватной соответствующему уровню развития страны долговой политики.

Долговая политика государства, следовательно, представляет собой  научно обоснованную концепцию развития государственных долговых отношений  и отдельных элементов государственного долга, а также систему мер  государства по их использованию  в интересах достижения поставленных задач социально-экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Государственные  ценные бумаги РФ, их виды

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением  установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление  или передача которых возможна только при его предъявлении. В соответствии со статьей 143 ГК РФ от 30.11.94 г. №51-ФЗ к ценным бумагам относятся (государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы), которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. С принятием части второй ГК РФ по статье 911 к ценным бумагам можно отнести простое и двойное складское свидетельство. С принятием Федерального закона "О рынке ценных бумаг" никаких изменений в указанном перечне ценных бумаг не произошло. В связи с этим обстоятельством все ценные бумаги, которые не приведены в данном перечне и с которыми инвестор может столкнуться на российском фондовом рынке, таковыми признаны быть не могут. Однако на практике в качестве ценных бумаг вполне успешно обращались всяческие сертификаты, свидетельства о депонировании, свидетельства о внесении пая, фьючерсы, купчие, билеты и т.д.

Ценная бумага подтверждает факт предоставления капитала инвестора  эмитенту и дает право владельцу  на получение определенного дохода. В зависимости от формы предоставления капитала и способа выплаты дохода ценные бумаги делятся на долговые и долевые.

Долговые ценные бумаги обычно имеют фиксированную процентную ставку и являются обязательством выплатить  капитальную сумму долга на определенную дату в будущем.

Долевые ценные бумаги, или  акции, представляют непосредственную долю держателя в реальной собственности  и обеспечивают получение дивиденда  неограниченное время. Прочие виды ценных бумаг производны от акций и долговых обязательств.

Акции удостоверяют право  владельца на долю в собственных  средствах АО. Эмиссия акций - способ создания акционерного общества, выкупа государственного (муниципального) предприятия, увеличения уставного капитала компании.

Долговые обязательства  подтверждают отношения займа между  инвестором (кредитором) и лицом, выпустившим  документ (должником). К долговым обязательствам относятся:

1) облигации

2) государственные займы

3) депозитные и сберегательные  сертификаты банков

4) векселя.

Эмитент облигаций и других долговых обязательств должен в определенный срок выплатить и ссуду и проценты, которые остаются неизменными или  варьируются незначительно. Проценты выплачиваются равными порциями на протяжении всего срока займа (по облигациям) или единовременно  при погашении бумаги (сертификата).

Производные ценные бумаги закрепляют право их владельца на покупку или продажу акций  и долговых обязательств. Это опционы  и фьючерсные контракты.

Опцион - ценная бумага, подтверждающая право владельца на покупку или  продажу определенного базисного  актива по фиксированной цене через  некоторое время.

Финансовый фьючерс - контракт на покупку или продажу определенного  базисного актива в будущем по фиксированной цене. В отличие  от опциона фьючерсный контракт не право, как опцион, а обязательство: от опционной покупки или продажи  можно отказаться, контракт расторгнуть  нельзя.

Процесс помещения денег  в акции, облигации, прочие ценные бумаги, а также долевое участие в  других предприятиях называются финансовым вложением, или инвестицией. В активах  предприятия выделяют краткосрочные (до года) и долгосрочные (сроком более  года) финансовые вложения. Лица, вкладывающие средства в указанные активы, - инвесторы, а лица, выпускающие (эмитирующие) ценные бумаги, - эмитенты.

 

 

 

 

5. Государственный  долг России и проблемы его  погашения текущего года

Проблема внешней задолженности  России и путей ее погашения является актуальной, потому что в настоящее  время многих людей беспокоит  возрастающий долг нашей страны, потому что отдавать его придется нашему поколению. А проблему решать всегда легче, когда основательно вникнешь в ее суть.

Информация о работе Государственный кредит