Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.
Задачи работы:
1) изучение экономического содержания, функций и форм государственного кредита;
2) оценка государственного кредита в России в современных условиях.
3) изучение проблем государственного кредита и путей их решения.
Введение
1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита……………………………………………………………………… 6
1.1 Сущность и значение государственного кредита………………….6
1.2 Функции государственного кредита………………………………...9
1.3 Формы государственного кредита………………………………….14 2. Государственный кредит в России в современных условиях …...18
2.1 Основные тенденции развития государственного кредита в России….18
2.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2012 ГОД И
ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ…………………………………………………………21
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ……………..26
3.1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………………..26
3.2 ПУТИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИИ……..29
Заключение ……………………………………………………………….34
Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы ………………
Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход, таким образом, получают не все кредиторы, а только, те, чьи облигации выиграли.
Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.
По характеру
погашения задолженности
В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.
Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.
Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.
Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:
- наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
- доверие кредиторов государству;
- заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;
- возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.
Источниками
погашения государственных
а) доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
б) дополнительные поступления от налогов;
в) экономия средств от сокращения расходов;
г) эмиссия денег;
д) привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).
Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.
Такой подход
направлен на создание благоприятных
условий для привлечения
Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.
Россия в современных условиях выступает одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование - преимущественно военно-политический. В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.
Такое состояние на первый взгляд легко решаемое - получить долги стран должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночной экономикой и евробанками - на деле оказывается сложным и трудноразрешимом узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран России по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть их трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели еще никогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга и уплаты процентов. Например, из 14,2 миллиардов долларов, которые должны были быть выплачены России в счет погашении задолженности, в 1993 году было выплачено 2,1 миллиарда долларов или 15%.
Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов (внешний долг СССР в 1987 году составил 40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени сократилась доля государства в этой выручке.
Практически Россия может ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 миллиардов долларов в год, что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 году Парижский клуб (объединяет всех государственных кредиторов на международном уровне) и Лондонский клуб (объединяют частных кредиторов, преимущественно транснациональные банки) отсрочили на несколько лет выплату основой части российского долга. Но отдавать его придется. На ближайшую перспективу погашение предыдущей задолженности будет происходить за счет ее рефинансирования (таб.3). Это означает, что ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, придется брать равный ей новый кредит и за его счет платить по старым долгам. В итоге в силу подобного метода погашения задолженности внешний государственный долг России останется скорее всего на уровне 1993 года. В то же время ряд российских коммерческих банков в обход государственного законодательства разместили на счетах иностранных банков около 20 миллиардов долларов к концу 1993 года и так называемое бегство капиталов из России не прекращается и вряд ли прекратится до тех пор, пока не будет преодолен кризис кредитно-денежной системы страны, подавлена инфляция и банковские процентные ставки из негативных не превратятся в позитивные.
"В течение 1999 года Министерство финансов РФ осуществляло гибкую политику управления государственным долгом, направленную, прежде всего, на оптимизацию объема новых заимствований для финансирования дефицита государственного бюджета, а также достижение договоренностей с иностранными кредиторами о частичном списании и реструктуризации внешнего долга бывшего СССР".
Основные параметры, характеризующие объем, структуру и динамику государственного долга.
Можно выделить следующие особенности, связанные с нынешним состоянием государственного долга.
1. Государственный долг России увеличивается в целом за квартал на 30 млрд.
2. На государственный
долг списывается все текущее
бюджетное недофинансирование
3. Центральный
банк сконцентрировали свои
4. Отсутствует
средне - и долгосрочное планирование,
в том числе при подготовке
проекта федерального бюджета,
состава и объема
5. Рынок российских
государственных ценных бумаг
станет цивилизованным только
при увеличении числа
6. Понятия
внутреннего и внешнего долга
постепенно смыкаются. Этот
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и информируют общественность о целях, стоящих перед Банком России в этой области макроэкономического регулирования, инструментах и условиях достижения целей.
В предстоящий
трехлетний период Банк России завершит
переход к таргетированию инфляции
на основе установления целевого интервала
изменения индекса
В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4-5% в годовом выражении 2014 году. Реализация денежно-кредитной политики будет проходить в условиях гибкого курсообразования. При этом Банк России сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса.
Последовательное сокращение прямого
вмешательства Банка России в процессы
курсообразования означает уменьшение
влияния операций по купле-продаже Банком
России иностранной валюты на внутреннем
рынке на формирование ликвидности
банковского сектора. В связи с этим политика
управления процентными ставками становится
ключевой в процессе денежно-кредитного
регулирования. В качестве операционного
ориентира процентной политики Банк России
будет использовать краткосрочную процентную
ставку рынка межбанковских кредитов.
Ее изменение передает сигнал участникам
рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредитной
политики и влияет на средне- и долгосрочные
процентные ставки. Тем самым происходит
необходимое для воздействия на инфляцию
изменение спроса в экономике.
Решения в области процентной
политики Банк России будет принимать,
как правило, на ежемесячной основе. Поскольку
воздействие мер денежно-кредитной
политики на динамику инфляции распределяется
во времени, при принятии решений Банк
России будет ориентироваться на оценки
ожидаемой траектории инфляции. Принимаемые
решения будут опираться на широкий анализ
рисков для достижения цели по снижению
инфляции как со стороны факторов спроса
и предложения в экономике, имеющих кратко-
и среднесрочный характер воздействия
на инфляционные процессы, так и со стороны
монетарных факторов, динамика которых
определяет средне- и долгосрочную
траекторию инфляции. При необходимости
Банк России, помимо мер процентной политики,
будет использовать весь спектр имеющихся
в его распоряжении инструментов.
Учитывая уроки финансово-экономического
кризиса, Банк России намерен уделять
пристальное внимание вопросам финансовой
стабильности. Они приобретают особую
актуальность и с той точки зрения, что
банковская система является основным
звеном передачи сигналов из области денежно-кредитной
политики в реальный сектор экономики.
От степени стабильности и эффективности
работы системы финансового посредничества
зависит не только достижение цели денежно-кредитной
политики по снижению инфляции,
поддержанию ценовой стабильности, но
и состояние общего макроэкономического
равновесия. Исследование процессов, происходящих
в финансовом секторе экономики (в том
числе постоянный мониторинг движения
цен на рынках недвижимости и фондовых
рынках, анализ тенденций в динамике денежных
агрегатов и кредитной активности), поможет
заранее определить вероятность возникновения
финансовых дисбалансов и
предпринять своевременные действия в
области денежно-кредитной политики и
банковского регулирования по их предотвращению.