Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является углубление научных знаний о природе государственного кредита.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:
- определить сущность и значение государственного кредита;
- провести анализ международного опыта и методологии определения и анализа состояния государственного долга.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ 6
1.1 Сущность и значение государственного кредита 6
1.2 Управление государственным кредитом 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА И МЕТОДОЛОГИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 20
2.1 Мировая практика регулирования государственного долга 20
2.2 Анализ формирования показателей долговой устойчивости, применяемых в мировой практике 29
2.3 Состояние денежно-кредитной политики в России в 2011-2012….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Государственный кредит (финансы).doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                                                               

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования. Проводимые в России реформы затронули многие сферы общественной жизни: политическую, экономическую и социальную. Их цель - построение демократического общества с развивающейся социально-ориентированной экономикой. Наиболее трудным и болезненным в процессе проведения реформ оказались -изменение системы управления экономикой, создание принципиально новых механизмов ее регулирования. Отсутствие необходимого опыта подобных преобразований, неустойчивость политической системы, несовершенство законодательства, а также ряд других факторов привели к существенному ослаблению административной функции государства.

Вызванные этим обстоятельством негативные последствия (нарушение экономических связей, спад производства, криминализация экономики, имущественное расслоение общества), явились основанием для постановки вопроса о восстановлении эффективного государственного контроля над экономическими процессами, создании механизма регулирования экономики, основанного на сочетании административных и рыночных методов.

Среди наиболее важных областей экономики, подвергшихся реформированию, следует отметить государственные финансы, которые определяют состояние не только государства, но и в значительной степени состояние всей национальной экономики. В качестве достижений в реформировании государственных финансов необходимо выделить: построение системы государственных финансов, исходя из принципа федерализма; определение форм и принципов межбюджетных отношений; формирование единой системы налогов и сборов; формирование денежной

Ослабление административной функции государства сопряжено с негативными последствиями не только для экономики, но также для политической подсистемы общества, в частности, с перераспределением полномочий между центрами политической власти в ущерб федеральному центру, которое в свое время (1991-93 г.г.) представляло реальную угрозу целостности России.

Проведение  любых реформ, особенно таких масштабных, как в нашей стране, требует  значительных денежных ресурсов. Но именно отсутствие ресурсов, в том числе  финансовых, необходимых для решения стоящих перед государством социально-экономических задач, вынуждает его стать на путь радикальных экономических преобразований. В этих условиях неизмеримо возрастает значение государственного кредита, как важнейшего инструмента, способного в значительной степени сгладить указанное противоречие. Иными словами, с помощью государственного кредита решается проблема несоответствия (превышения) государственных расходов и государственных доходов, с которой сталкиваются многие развивающиеся и экономически развитые страны. Так, федеральный бюджет России, как известно, долгое время принимался со значительным дефицитом, причем разница между расходами и доходами бюджета покрывалась именно за счет государственных займов.

Следует отметить, что еще совсем недавно, в условиях централизованного управления экономикой, механизм выпуска и обращения государственных долговых обязательств, в том виде, в котором он действовал в развитых странах, в нашей стране практически отсутствовал. Механизм финансирования бюджетного дефицита совершенно не соответствовал принятым в мировой экономике формам управления этим процессом. Изменение экономических и социальных ориентиров потребовало кардинального пересмотра отношения к использованию государственного кредита как одному из важнейших инструментов государственной финансовой политики.

Целью исследования является углубление научных знаний о природе государственного кредита.

Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:

- определить сущность и значение государственного кредита;

- провести анализ  международного опыта и методологии  определения  и анализа состояния  государственного долга. 

Объектом исследования являются теоретические и практические вопросы функционирования государственного кредита в целом, а предметом - теоретические положения о государственном кредите, разработанные правовой и экономической науками, отношения государственного кредита.

Методологические  основы исследования. Методологическую основу исследований составляют общенаучный, логический, исторический, сравнительно-правовой методы, метод системного и контент-анализа. В ходе исследования также применялись методы интегрального сравнительного анализа результатов исследований, проведенных другими авторами по аналогичным вопросам. В работе исследованы положения Конституции России, конституционных актов других государств, законов и подзаконных нормативно-правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, нормативно-правовых актов Банка России, нормативно-правовых актов некоторых зарубежных стран.

 

Глава 1. Государственный кредит

1.1 Сущность  и значение государственного  кредита

 

Экономическое содержание государственных финансов неоднородно, так как отдельные  обособленные звенья выполняют специфические, присущие только им функции. Одно из таких звеньев - государственный кредит. Государственное кредитование представляет собой совокупность финансовых отношений, при которых государство осуществляет, как правило, привлечение временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, населения, а также других государств, международных финансовых организаций и фондов на условиях возвратности, срочности и платности. В данных условиях кредитных отношений государство является заемщиком. В то же время государство может выступать в роли кредитора. Например, государство может стать гарантом, принимая на себя ответственность за погашение кредитов, полученных органами государственной власти территорий и хозяйствующими субъектами1.

В условиях государственного кредита денежные средства, взятые взаймы, поступают в распоряжение органов государственной власти и представляют собой дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на финансирование бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним являются средства бюджета. Государственный кредит, связанный с функционированием политической надстройки и движением бюджетных средств, выражает часть финансовых отношений общества. Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства.

Государственный кредит отличается от банковского и  с учетом принципа обеспеченности ссуд. Так, если для банковского кредита  предусмотрена целая система  материального обеспечения, существующего в виде залога, гарантий, поручительств и т.д.

Государственные займы на уровне страны не имеют  конкретного целевого характера. Тогда  как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность2.

Привлечение дополнительных финансовых ресурсов государством за счет мобилизации временно свободных  денежных средств населения и  предприятий (организаций) это одна из сторон государственно-кредитных  отношений. Вторая их сторона - финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных поступлений. Таким образом, привлечение и возврат средств в виде государственного кредита выражают перераспределительные отношения в рамках экономической системы.

Использование государственного кредита на удовлетворение потребностей общества является объективной  необходимостью, которая обусловлена  постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, финансирование социальной сферы, выполнение государством своих функций по обороне страны и управлению ею, обслуживание государственного долга и осуществление международной деятельности требуют постоянного роста расходов бюджета. Доходы же государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Теоретически  финансировать бюджетный дефицит  можно тремя способами. Первый из них связан с повышением доходов  государства за счет роста налоговых ставок. Но такая мера неприемлема как по экономическим, так и по политическим соображениям. Рост налогов означает сокращение как прибылей, так и реальных доходов населения, а также снижает стимулы к инвестированию, что, в свою очередь, сокращает спрос на рабочую силу и ведет к росту безработицы.

Второй способ - это дополнительная эмиссия денег. Эта мера ослабляет влияние бюджетного дефицита на экономику, но создает сильное  инфляционное давление и еще более  негативно воздействует на экономику, чем первый. Поэтому следует избегать частых эмиссий.

Третий способ значительно безопаснее для государства. Это покрытие дефицита посредством  займов необходимых средств на рынках ссудных капиталов, т.е. за счет роста  государственного долга.

Использование методов без инфляционного покрытия бюджетного дефицита дает правительству  один из наиболее гибких инструментов регулирования экономических и  социальных процессов, поскольку:

• государственная  задолженность позволяет ослабить постоянные противоречия между величиной потребностей общества и возможностями государства их удовлетворить за счет бюджетных средств;

• государственные  займы, являясь источником мобилизации  дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, могут служить  важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития страны;

• стратегия  управления государственным долгом и адекватная ей стратегия в области  финансирования дефицита госбюджета выступают  главными элементами, балансирующими схему бюджетной политики в целом.

Однако государственный  долг является либо элементом' государственного регулирования экономики, связанным  с обеспечением прогрессивных сдвигов  в структуре общественного производства, либо во многих случаях служит отражением кризисных процессов, протекающих в экономике, и требует принятия со стороны правительства незамедлительных стабилизационных мер3.

1.2 Управление  государственным кредитом

 

Управление  государственным кредитом может  рассматриваться в узком и  широком смысле. Под управлением  государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле, как одно из направлений финансовой политики, находится в руках органов власти управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, а также целесообразность, осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных отраслей экономики, районов страны и т.п.

Под управлением  гocyдapcтвенным кредитом в узком  смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ4.

Для оптимизации  управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку Правительством двух программ: Программы государственных внешних заимствований и Программы государственных внутренних заимствований. Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников и сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.

В процессе управления государственным кредитом решаются задачи:

• минимизации стоимости долга для заемщика;

• обеспечения своевременного возврата кредитов;

• максимального решения задач, определенных финансовой политикой, в частности, сохранения иностранных капиталов в стране и переориентировки инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.

Управление  государственным кредитом в узком  смысле ложится на органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление государственным  кредитом под руководством Правительства  обычно осуществляет Минфин РФ или  Казначейство совместно с Центральным банком.

Минфин выступает  эмитентом государственных ценных бумаг от лица федерации. Оно устанавливает  конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных  Правительством.

Регулирование рынка государственных ценных бумаг  также осуществляется ЦБ РФ. К мерам воздействия, применяемым ЦБ, относятся:

• поднятие ставки рефинансирования;

• интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг;

• регулирование валютного рынка5.

Как показала практика, эти меры оказываются действенными лишь короткий промежуток времени. Однако эффективное и долговременное противодействие дестабилизации национального рынка государственных ценных бумаг возможно только в том случае, если к денежным мерам добавятся те, что выходят за рамки финансового рынка, а именно упорядочение налоговой системы и сбора налогов, а также рост экономики.

Информация о работе Государственный кредит