Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:18, доклад

Описание работы

Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в том случае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
I. Государственный кредит, его сущность, необходимость и формы организации
1.1. Понятие, социально-экономическая сущность и особенности государственного кредита…………………………………………5
1.2. Формы государственного кредита……………………….…11
1.3. Государственный долг, как часть государственного кредита……………………………………………………………………………18
II. Тест…………………………………………………………....………24
III. Аналитическая часть…………………………………………….…29

Заключение……………………………………………………………..……32
Список используемой литературы………………………………….……34

Файлы: 1 файл

Государственный кредит, его сущность, необходимость и формы орга.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

 

  1. Государственный кредит, его сущность, необходимость и формы организации
    1. Понятие, социально-экономическая сущность и особенности государственного кредита…………………………………………5
    2. Формы государственного кредита……………………….…11
    3. Государственный долг, как часть государственного кредита……………………………………………………………………………18

 

  1. Тест…………………………………………………………....………24

 

  1. Аналитическая часть…………………………………………….…29

 

 

Заключение……………………………………………………………..……32

 

Список используемой литературы………………………………….……34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Государственный кредит — это особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Сущность этой формы публичных финансов определяется содержанием категории «кредит». Этот термин, происходящий от латинского creditum (или credere — верить), буквально означает «ссуда», «долг». Сущностная черта кредитных отношений состоит в предоставлении предмета ссуды на срок и его возвратности. Соответственно государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им. Субъектами кредитных отношений в этом случае

являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает  в роли заемщика) и, с другой стороны, юридические и физические лица (выступают в роли кредиторов).

Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения части стоимости валового общественного продукта. В сферу заемных операций государства попадает часть доходов и денежных средств, сформированных на стадии первичного распределения и вложенных затем, например, в государственные ценные бумаги. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных средств, т. е., по сути, за счет всех налогоплательщиков. Следовательно, имеет место еще одно проявление перераспределительных отношений. Таким образом, государственный кредит представляет собой распределительные отношения,

точнее, отношения вторичного распределения.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают.

Переход к рыночным отношениям, которые не могут быть осуществлены без создания полноценного финансового рынка, серьезные бюджетные проблемы, переживаемые центральными и местными органами власти, заставляют обратиться к изучению развития государственного кредита и управления государственным долгом.

Целью данной работы является выявление общих тенденций развития

государственного кредита  в России, а также роль государственного кредита в формировании бюджетных ресурсов. Актуальность темы очевидна, так как посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для осуществления воспроизводственного процесса.

Данной целью обусловлены  следующие задачи:

• определение степени необходимости государственного кредита для развития экономики;

• оценка состояние рынка внутреннего и внешнего долга России, определение основных причин их кризисного положения;

• рассмотрение способов стабилизации государственного кредита, проведение

анализа реальных возможностей государства в решении данной проблемы;

• рассмотрение перспективы России на рынке государственного кредита.

 

 

 

 

Государственный кредит, его сущность, необходимость  и формы организации.

1.1.Понятие,  социально-экономическая сущность  и особенности

государственного кредита

 В условиях развитых  товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Главным способом их получения  является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее, государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений,

складывающихся между  государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, по поводу формирования, распределения и использования особого централизованного фонда денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности в целях осуществления основных функций участников этих отношений.

Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Однако, наладив отношения по линии государственного кредита, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда. В условиях сбалансированного бюджета это вполне оправданный шаг, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного назначения, без ожидания поступления обычных доходов.

Средства фонда государственного кредита должны направляться на покрытие дефицита или дополнительное финансирование правительственных расходов, не влияя на размер обычных доходов государственного бюджета. Несоблюдение этого может привести к серьезным негативным последствиям. Неизбежным результатом такой практики будет расстройство финансовой и денежно-кредитной системы.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу госкредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций. Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет свободных денежных средств - это одна сторона госкредитных отношений. Второй стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений. При этом круг налогоплательщика не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Возможность существования  государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени  использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства: прежде всего в связи с неравномерным получением доходов, выплатой гонораров, премий, отпускных, получение наследства и т.п. Аналогичные тенденции имеют место и в движении средств предприятий и организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды предприятий. С ростом эффективности общественного производства увеличиваются и возможности привлечения средств предприятий и организаций в сферу государственного кредита. Отношения по линии государственного кредита нельзя смешивать с банковским кредитом. Ссудный фонд, выступающий материальной основой банковского кредитования, используется для предоставления заемных средств предприятиям и учреждениям в целях обеспечения бесперебойности и повышения эффективности процесса расширенного воспроизводства. Кредиты могут получать и частные лица. При государственном кредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках политической надстройки. Поэтому государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества. Это обстоятельство не допускает вольного обращения с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения части банковских

ресурсов к финансированию правительственных расходов.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита,  несёт черты тех  и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так если при предоставлении банковского  кредита в качестве обеспечения  обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершённое производство, то при заимствовании средств государственным обеспечением кредита служит всё имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо её доход. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях часто имеет чётко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Как финансовая категория  государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную  функцию государственного кредита  осуществляется формирование централизованных  денежных фондов государства  или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заёмщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. Финансирование расходов капитального характера за счёт позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с её помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счёт государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности. Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления  в действие начинает приносить прибыль, за счёт которой и погашается заём. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счёт военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещением новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным, называется рефинансированием государственного долга. Усиление тяжести налогового бремени, вызванного заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заёмщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

2. Регулирующая функция  государственного кредита заключается  в том, что, вступая в кредитные  отношения, государство вольно  или невольно воздействует на  состояние денежного обращения,  уровень процентных ставок на  рынке денег и капиталов, на  производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Информация о работе Государственный кредит