Государственный внутренний долг РФ и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель данной контрольной работы – понять сущность государственного внутреннего долга и выявить наиболее эффективные методы управления им в Российской Федерации.
Для этого будут решены следующие задачи:
1. Изучить виды и формы государственного внутреннего дога, а также его структуру в настоящее время
2. Проанализировать возможности и способы управления государственным внутренним долгом РФ.
Предметом исследования данной работы стал государственный долг в целом и внутренний долг РФ частности. Объектом исследования выступают методы управления государственным долгом.

Содержание работы

Введение ------------------------------------------------------------------------------ 3
1. Государственный внутренний долг РФ ------------------------------------- 5
1.1 Формы и виды государственного внутреннего долга -------------- 5
1.2 Структура государственного внутреннего долга РФ ---------------10
2. Управление государственным внутренним долгом РФ ----------------- 13
2.1 Управление государственным внутренним долгом РФ ------------13
Заключение ---------------------------------------------------------------------------20
Литература ---------------------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 40.38 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение ------------------------------------------------------------------------------ 3

1. Государственный внутренний долг  РФ ------------------------------------- 5

1.1 Формы  и виды государственного внутреннего  долга -------------- 5

1.2 Структура  государственного внутреннего долга  РФ ---------------10

2. Управление государственным внутренним  долгом РФ ----------------- 13

2.1  Управление государственным внутренним долгом РФ ------------13

Заключение ---------------------------------------------------------------------------20

  Литература ---------------------------------------------------------------------------22




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной работе рассматривается  тема "Государственный внутренний долг РФ и управление им.". Государственный  долг - это то, что государство  взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит  бюджета. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, не связан в преобладающей своей  части с производственной деятельностью. Государство погашает свою задолженность  и выплачивает проценты по обязательствам за счет налогов. Поскольку для большинства  стран рыночной экономики типичен  бюджетный дефицит, постольку и  государственный долг существует практически  во всех странах.

Актуальность темы обусловлена  тем, что государственный долг является своеобразным индикатором, чутко реагирующим на любые изменения в стране и оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на социально-экономическое развитие государства. В мире нет ни одной страны, Которая не сталкивалась бы с проблемой государственного долга, и поэтому государственный долг играет важную роль в международных отношениях: значительные масштабы внешней задолженности страны влияют на ее платежеспособность, имидж среди международных финансовых организаций и рейтинг по степени кредитного риска.

Важен рынок государственного долга и для банковской системы, прежде всего, как инструмент денежно-кредитной  политики. Другими словами, рынок  государственного долга – это  своего рода балансирующий элемент, и его размер играет очень важное значение. Государственный долг, как следствие постоянных заимствований государства, является инструментом стимулирования экономического роста. Однако, при неправильной бюджетной политике и явном несоответствии размеров долга источникам его погашения, государственный долг становится причиной замедления решения задач восстановления экономики.

Государственный долг является одновременно способом получения доходов  государства (в части привлечения  средств для покрытия бюджетного дефицита) и причиной его расходов (в части возврата заемных средств резидентам и нерезидентам).

Как следствие всего вышесказанного, государственный долг играет важную роль в формировании эффективной  политики не только в области госдолга, но также и в области бюджетной  и денежно-кредитной политики государства.

Поэтому цель данной контрольной  работы – понять сущность государственного внутреннего долга и  выявить  наиболее эффективные методы управления им в Российской Федерации.

Для этого будут решены следующие задачи:

1. Изучить виды и формы  государственного внутреннего дога, а также его структуру в  настоящее время

2. Проанализировать возможности  и способы управления государственным  внутренним долгом РФ.

Предметом исследования данной работы стал государственный долг в  целом и внутренний долг РФ частности. Объектом исследования выступают  методы управления государственным долгом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственный  внутренний долг РФ

1.1 Формы и виды  государственного внутреннего долга

В соответствии с 6-ой статьей  Бюджетного Кодекса РФ внутренним долгом являются обязательства, возникающие  в валюте Российской Федерации.

Статьей 119 Бюджетного кодекса  Российской Федерации продекларирован  порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга  субъекта Российской Федерации, муниципального долга. Затраты по размещению, выплате  доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации  осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Банком России и его  учреждениями, если иное не предусмотрено  Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате  доходов в виде процентов по ним  или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации  по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним осуществляется на основе специальных  соглашений, заключаемых с федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации  выполнять функции эмитента государственных  ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего  долга безвозмездно.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации  и правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации  вправе определять объемы выпуска, формы  и методы эмиссии государственных  ценных бумаг, являющихся долговыми  обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего  долга Российской Федерации.

Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 106) предоставляет  Правительству Российской Федерации  право осуществлять внутренние заимствования  с превышением установленного федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год предельного  объема государственного внутреннего  долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).

Обобщая изложенное, можно  дать краткое определение внутреннего  государственного долга – это  общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных  и не выплаченных по ним процентов.

Согласно статье 98 в объем  государственного внутреннего долга  Российской Федерации включаются следующее:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией;

4) объем обязательств  по государственным гарантиям,  выраженным в валюте Российской  Федерации;

 

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств  Российской Федерации, оплата  которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными  законами до введения в действие  настоящего Кодекса.

Государственный внутренний долг классифицируется на отдельные виды по следующим признакам:

· вид займа,

· вид государственной ценной бумаги,

· причина появления задолженности,

· источник заимствований,

· форма государственных долговых обязательств.

В зависимости от вида займов выделяются, например, следующие виды долгов:

- Целевой заем 1990 года, - облигации бывшего СССР, выпущенные в 1990 и дававшие право на получение через 3 года товаров народного потребления длительного пользования (автомобилей, холодильников, стиральных машин и др.) отечественного производства. Облигации были именные, т.е. их владельцы были поименованы на бланках облигаций, и целевые, т.е. каждая облигация давала право на получение конкретного (поименованного в ней) товара. Цена товара и составляла номинальную стоимость самой облигации, по которой она приобреталась населением. Процентный доход по облигации не выплачивался, а ее погашение предполагалось путем обмена на соотв. товар. В связи с распадом СССР обязательства по этому займу не были выполнены

- Государственный сберегательный  заем.

По видам ценных бумаг  выделяются, в частности, следующие долги:

- Казначейские обязательства  - государственные ценные бумаги, размещаемые на добровольной  основе среди населения. Такая  бумага удостоверяет внесение ее держателем денежных средств в государственный бюджет, благодаря чему владелец бумаги приобретает право на получение фиксированного денежного дохода в течение всего срока владения обязательством. Выплата дохода производится ежегодно по купонам или при погашении обязательства путем начисления процентов к номиналу ежегодных выплат. Казначейские обязательства выпускаются как долгосрочные на период от 5 до 25 лет, среднесрочные - на период от 1 до 5 лет и краткосрочные - на период до 1 года.

- Государственные ценные  бумаги, обеспеченные золотом, 

- Государственные казначейские  векселя - государственные ценные бумаги, представляющие краткосрочные денежные обязательства, выпускаемые на период от 3 до 12 месяцев. В отличие от казначейских бон казначейские векселя распространяются только среди банков или других юридических лиц, и по ним не выплачиваются проценты в виде купонов. Доход держателей казначейских векселей образуется благодаря тому, что они продаются со скидкой от номинальной нарицательной стоимости, а выкупаются по номиналу. Эмиссия и погашение казначейских векселей производятся центральными банками по поручению казначейств

В зависимости от причины  появления задолженности в качестве самостоятельных видов долгов в числе других отражены:

- Государственный внутренний  долг Российской Федерации, принятый  от бывшего СССР,

- Задолженность Пенсионному  фонду РФ по возмещению расходов  по выплате государственных пенсий  и пособий, 

- Задолженность по техническим  кредитам, предоставленным Центральным  банком РФ странам СНГ.

По источникам заимствований в составе внутреннего долга выделяются, например,

- Задолженность по векселям  Агропромбанку.

Наконец, в зависимости от формы государственных обязательств выделяется такой вид долга, как Государственные гарантии- вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Структура государственного  внутреннего долга РФ

Структура современного внутреннего  долга РФ состоит из следующего:

- Государственные краткосрочные  обязательства (ГКО) — именные  ценные бумаги, эмитируемые периодически  Министерством финансов с гарантией  погашения в срок Центральным  банком. Погашение облигаций производится  перечислением номинальной стоимости  ГКО на расчетный счет владельца,  а доход образуется как разница  между ценой погашения (номиналом)  и ценой покупки.

- ОФЗ — Облигации Федерального  Займа — облигации, выпускаемые  Министерством финансов Российской  Федерации. Данные облигации являются  купонными, т. е. по ним предусмотрены  процентные выплаты по купонам.  По некоторым выпускам ОФЗ  в определенные даты предусматривается  частичное погашение номинала (амортизация  долга). Данные облигации попадают  в категорию государственных  облигаций. Величина купонного  дохода рассчитывается отдельно  для каждого периода его выплаты  и объявляется по первому купону  не позднее, чем за семь дней  до даты начала размещения, по  следующим купонам, включая последний,  — не позднее, чем за семь  дней до даты выплаты дохода  по предшествующему купону. ОФЗ  выпускаются в бездокументарной  форме. Учет отдельных облигаций  и соответственно их собственников  осуществляется в виде записей  по счетам депо. Каждый выпуск  оформляется глобальным сертификатом  в 2-х экземплярах, имеющих равную  юридическую силу, один из которых  хранится в Минфине РФ, второй - в депозитарии. Все операции  с ОФЗ, включая расчеты и  учет прав на облигации, осуществляются  через учреждения Банка России. Размещение ОФЗ, как и ГКО,  производиться на аукционе через  уполномоченных дилеров, а вторичные  торги — на ММВБ. Банк России  выступает генеральным агентом  по обслуживанию выпусков ОФЗ  и регламентирует по согласованию  с Минфином РФ вопросы размещения  и обращения ОФЗ, в т.ч. осуществляет выплату купонного дохода и погашение облигаций за счет средств эмитента. Банк России по указанию Минфина РФ может дополнительно продавать ОФЗ, не проданные в период размещения отд. выпуска, и досрочно выкупать ОФЗ на вторичном рынке (в течение торговой сессии).

Информация о работе Государственный внутренний долг РФ и управление им