Государственный внутренний долг РФ и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель данной контрольной работы – понять сущность государственного внутреннего долга и выявить наиболее эффективные методы управления им в Российской Федерации.
Для этого будут решены следующие задачи:
1. Изучить виды и формы государственного внутреннего дога, а также его структуру в настоящее время
2. Проанализировать возможности и способы управления государственным внутренним долгом РФ.
Предметом исследования данной работы стал государственный долг в целом и внутренний долг РФ частности. Объектом исследования выступают методы управления государственным долгом.

Содержание работы

Введение ------------------------------------------------------------------------------ 3
1. Государственный внутренний долг РФ ------------------------------------- 5
1.1 Формы и виды государственного внутреннего долга -------------- 5
1.2 Структура государственного внутреннего долга РФ ---------------10
2. Управление государственным внутренним долгом РФ ----------------- 13
2.1 Управление государственным внутренним долгом РФ ------------13
Заключение ---------------------------------------------------------------------------20
Литература ---------------------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 40.38 Кб (Скачать файл)

Эти облигации выпускались  в соответствии с Генеральными условиями  выпуска и обращения облигаций  федеральных займов, и являлись именными среднесрочными государственными ценными  бумагами и предоставляли их владельцам право на получение номинальной  стоимости облигации при ее погашении  и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной  стоимости облигации. Эмитентом  выступало Министерство финансов РФ, устанавливающее для каждого  отдельного выпуска облигаций его  объем, порядок расчета купонного  дохода, определявшегося на основе доходности по ГКО, дату размещения, дату погашения, сроки выплаты купонного  дохода, а также ограничения для  потенциальных владельцев.

Рынок государственных облигаций, выпущенных Министерством финансов РФ и обращающихся на биржевом рынке (ММВБ), представлен следующими видами облигаций:

- Облигации федерального  займа с переменным купонным  доходом (ОФЗ-ПК). ОФЗ-ПК относятся  к облигациям с неизвестным  купонным доходом. Облигации с  неизвестным (переменным) купонным  доходом дают его владельцам  право на периодическое получение  процентного (купонного) дохода. Частота выплат по купону 2 или  4 раза в год. Размеры каждого  купона ОФЗ-ПК объявляются непосредственно  перед началом соответствующего  купонного периода исходя из  текущей доходности выпусков  ГКО, которые погашаются примерно  в одно время с датой выплаты  этого купона. При этом, возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу. Номинал облигации составляет 1 000 рублей. Срок обращения ОФЗ-ПК от 1 года до 5 лет.

- Облигации федерального  займа с постоянным купонным  доходом (ОФЗ-ПД)

В случае ОФЗ-ПД размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Срок обращения этих облигаций от 1 года до 30 лет, частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.

- Облигации федерального  займа с фиксированным купонным  доходом (ОФЗ-ФД)

В случае ОФЗ-ФД величина купонного  дохода устанавливается при выпуске  как фиксированная величина, которая  может различаться для различных  периодов выплат. Срок обращения облигаций  более 4 лет, частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 10 или 1000 рублей.

- Облигации федерального  займа с амортизацией долга  (ОФЗ-АД)

 Главная особенность  ОФЗ-АД в том, что погашение  номинальной стоимости облигаций  осуществляется по частям в  разные даты. Срок обращения облигаций  может быть от 1 года до 30 лет.  Частота выплат по купону 4 раза  в год. Номинал 1000 рублей.

- Облигаций государственного сберегательного займи (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска – 10 трлн. руб. – разбит на транши по 1 трлн. руб. Номинал – 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ;

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Управление государственным внутренним долгом

2.1. Управление государственным внутренним долгом

Государственный внутренний долг как неотъемлемая часть государственных и муниципальных финансов нуждается в управлении со стороны государства и муниципальных образований. Любой процесс управления представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на определенный объект для достижения оптимального результата.

Процесс управления государственным  долгом – это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий. Управление государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический и др.), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством).

Управление государственной задолженностью можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность финансово-долговых операций, осуществляемых исполнительными органами государственной власти и уполномоченными специализированными финансовыми организациями в одностороннем порядке или по согласованию с кредиторами в целях изменения структуры и состава государственного долга.

Данное определение соответствует  положениям ст. 101 БК РФ, предусматривающим, что «управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации или уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерацию».

В широком смысле управление государственным внутренним долгом можно рассматривать как финансовую деятельность законодательных и  исполнительных органов государственной  власти и уполномоченных ими организаций  по финансовому прогнозированию, планированию, проведению финансовых долговых операций, финансовому учету и контролю государственного долга, направленную на финансирование дефицита государственного бюджета и удешевление государственного долга. Рассмотрим каждую из стадий более  подробно.

1. Финансово-долговое прогнозирование заключается в разработке документов о прогнозах социально-экономического развития государства. Ежегодно Минфин России совместно с другими органами исполнительной власти подготавливает Бюджетное послание Президента РФ, содержащее основные показатели социально-экономического развития РФ на планируемый год и среднесрочную перспективу. Например, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах говорится следующее: «Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса».

2. Финансово-долговое планирование можно рассматривать как деятельность по принятию решений относительно дальнейших действий. В Бюджетном послании Президента РФ определяются стратегические ориентиры деятельности государства в сфере управления долгом, что дает основание относить бюджетное послание к функции как прогнозирования, так и планирования.

3. К оперативному управлению государственным долгом следует относить проведение финансовых долговых операций, под которыми понимаются сделки и (или) акты исполнительных органов государства или уполномоченных финансовых организаций, направленные на изменение размера, состава и структуры государственного долга. К основным видам финансово-долговых операций относятся:

1) выпуск государственных  ценных бумаг – отчуждение  государством государственных ценных  бумаг первым владельцам;

2) конверсия представляет  собой изменение доходности государственного  займа путем уменьшения или  увеличения процентной ставки, уплачиваемой  на основной долг. Выделяют несколько  видов конверсий:

• факультативную (кредиторы  могут отказаться или согласиться  с новыми условиями);

• обязательную (кредиторы  могут принять новые условия  или получить обратно внесенную  сумму);

• принудительную (предполагает одностороннее изменение условий займов);

3) консолидацией (пролонгацией) является изменение срока действия  ранее выпущенных займов в  целях легальной отсрочки платежа.  Выделяют консолидацию путем  добавления процентных купонов  к старым облигациям либо путем  выпуска новых облигаций и  обмена их на обращающиеся  облигации;

4) унификация - объединение  обращающихся займов в один  вновь выпускаемый. Особенностью данной операции является то, что она проводится, как правило, одновременно с изменением ставки процента (конверсии) и (или) срока обращения (консолидации); 

5) реструктуризация долга  - согласно ст. 105 БК РФ - основанное  на соглашении прекращение долговых  обязательств, составляющих государственный  долг, с заменой указанных долговых  обязательств иными долговыми  обязательствами, предусматривающими  другие условия обслуживания  и погашения долговых обязательств. Реструктуризация может быть  осуществлена с частичным списанием  (сокращением) суммы основного  долга;

6) реверс - изменение предмета  долгового обязательства. При  замене денежного обязательства  обязательством предоставить определенное  имущество (например, товары народного потребления) можно говорить о натурализации, а в обратной ситуации - о валютизации;

7) рефинансирование - погашение  существующего государственного  долга за счет средств ранее  выпущенного займа. Существует  прямое рефинансирование (замена  на новые облигации при наступлении  срока платежа) и предварительное  рефинансирование (до наступления  срока платежа);

8) обслуживание (выплата  доходов в виде процентов или  в иной форме) и погашение  государственного долга (возврат  основного долга) являются финансово-долговыми  операциями, в результате которых  изменяется размер, состав и структура  государственного долга.

Управление государственным  долгом РФ осуществляется органами различных  ветвей государственной власти и  специализированными финансовыми  организациями.

Президент Российской Федерации  координирует и направляет деятельность законодательных и исполнительных органов в сфере управления государственным  долгом РФ путем формирования системы  и структуры органов исполнительной власти (назначает Председателя Правительства  РФ, представляет кандидатуру Председателя Банка России), предоставления бюджетного послания, касающегося также вопросов государственного долга, возможности  использования права законодательной  инициативы или вето в части совершенствований  правового регулирования отношений  в сфере государственного долга.

Федеральное Собрание Российской Федерации как законодательный  орган участвует в управлении государственным долгом в форме  принятия федеральных законов о  федеральном бюджете и утверждения  программ внешних и внутренних заимствований. Вся подготовительная работа: разработка и доработка, экономико-правовой анализ законопроектов, а также изучение текущей ситуации и зарубежного  опыта - возложена на постоянно действующие в структуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации комитеты и комиссии.

Правительство РФ на основании  бюджетных целей и ограничений, установленных Президентом РФ и  Федеральным Собранием РФ, непосредственно  управляет государственным долгом. Среди полномочий Правительства  РФ можно выделить предоставление в  Государственную Думу РФ проекта  федерального бюджета и отчета об его исполнении, заключений на законопроекты  о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства. Исключительно на заседаниях Правительства РФ устанавливаются  объемы выпуска государственных  ценных бумаг.

Проведение финансовых долговых операций осуществляют специализированные государственные органы и организации, которым Правительство РФ делегирует большинство полномочий по управлению государственным долгом на основе нормативных  актов или договоров.

Среди финансовых органов  государственной власти - Минфин России, который Правительство РФ вправе уполномочить управлять государственным  долгом. К функциям Минфина России отнесено составление и исполнение федерального бюджета, возложены основные полномочия по управлению государственным  долгом Российской Федерации. Среди  них выделяют разработку состава  и структуры государственного долга, подготовку проектов программ внешних  и внутренних заимствований, предложение  мер по совершенствованию структуры  государственного долга и оптимизации  расходов по его обслуживанию, ведение  учета государственного долга.

Следует отметить, что по приказу Минфина РФ от 8 сентября 2009 г.  № 400 «Об образовании Межведомственной рабочей группы по развитию внутреннего рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации» была образована Межведомственная рабочая группа по развитию внутреннего рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации. Основными задачами Рабочей группы являются: анализ действующей нормативной правовой базы по вопросам регулирования внутреннего рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации, подготовка проектов нормативных правовых актов по вопросам введения на внутреннем рынке государственных ценных бумаг Российской Федерации реконституции купонных облигаций.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет консультационную и методологическую поддержку Минфина  России в части разработки основных направлений развития рынка ценных бумаг и координации деятельности органов государственной власти по вопросам регулирования рынка  ценных бумаг.

Немаловажной функцией Банка  России в сфере государственного долга является осуществление операций по обслуживанию внутреннего государственного долга России на безвозмездной основе.

Информация о работе Государственный внутренний долг РФ и управление им