Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть налогообложение и формирование доходов бюджетной системы.
Основные задачи:
 изучить экономическое содержание налоговых доходов;
 рассмотреть особенности формирования налоговых доходов РФ;
 рассмотреть основы налогового планирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Экономическое содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства 5
1.1. Экономическое содержание и значение налогов 5
1.2. Основные признаки налогов. 7
1.3. Классификация налогов, принципиальные основы построения налоговой системы. 9
2.Налоговые доходы бюджета РФ – их состав и особенности. 14
2.1. Федеральные налоги. 15
2.2. Региональные налоги 24
2.3. Местные налоги 26
3.Планирование налоговых доходов бюджета 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

финансы курс.docx

— 1.26 Мб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В формировании доходов бюджетной системы в основном участвуют налоги, то есть они, и являются главной статьей бюджетных доходов. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Этим денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической.

Для нашей страны налогообложение играет большую роль в укреплении экономического потенциала России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Вопросы, касающиеся роли прямого налогообложения в формировании доходов бюджетной системы, являются актуальными для нашего государства.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что от правильности построения системы бюджетной системы и налогообложения зависит благосостояние общества в целом. То есть налогообложение непосредственно влияет на динамику компонентов экономического роста, так как это объективный экономический процесс обобществления части созданных в производстве и приращенных в обращении финансовых ресурсов в пользу всего общества.

Цель курсовой работы – рассмотреть налогообложение и формирование доходов бюджетной системы.

Основные задачи:

    • изучить экономическое содержание налоговых доходов;
    • рассмотреть особенности формирования налоговых доходов РФ;
    • рассмотреть основы налогового планирования.

Объектом исследования являются налоговые доходы федерального бюджета.

Предметом исследования являются финансовые взаимоотношения по поводу формирования налоговых доходов федерального бюджета.

 

 

 

1.Экономическое  содержание налогов и их роль  в денежном обеспечении функций  государства

1.1. Экономическое  содержание и значение налогов

В литературе можно найти немало определений налога, но наиболее существенными признаками являются следующие:

  1. налог взимается государством и формирует специальные фонды удовлетворения общественных потребностей;
  2. налог взимается не произвольно, а на основании законно установленных правил;
  3. налог — это сбор в денежной или натуральной форме, а отнюдь не личная повинность;
  4. налог не является платой за какие-либо государственные услуги и не стоит ни в какой количественной связи с ними. Налог – не штраф, не наказание, и в отличие от штрафа он никогда не может иметь целью  уничтожение или умаление своей собственной основы;
  5. налог — это обязательный сбор, который устанавливается государством в одностороннем порядке и при необходимости взимается принудительно.

Исходя из этих характеристик, налог – это эквивалентный, обязательный сбор, взимаемый государством на законном основании и являющийся источником формирования централизованных государственных фондов. [10, с. 162]

Экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий и централизованный доход государства.

Распределение ВВП предусматривает две стадии: вначале образуются первичные денежные доходы; затем денежные доходы участников общественного производства распределяются в пользу государства: работники платят налог на доходы физических лиц в бюджет, организации платят налоги на прибыль и другие налоговые платежи.

Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах – основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие и спокойствие населения.

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год. [3, c. 34]

С помощью налогов осуществляется распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.

Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования воздействует как и на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

 

 

1.2. Основные  признаки налогов.

Согласно ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [9]

Из данного определения выводятся следующие основные признаки налога:

  • обязательность – что означает, юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без  заключения договора с налогоплательщиками, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Статья 57 Конституции установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Следовательно, налогоплательщик не имеет право отказаться от выполнения налоговой обязанности. Характерным элементам признака обязательности выступает добровольная уплата налога;
  • безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм. Согласно действующему законодательству налоги передаются государству в собственность, и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплательщику за  перечисленные обязательные платежи. Поэтому, выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает  государства встречной обязанности по предоставлению конкретно-определенному лицу каких-либо материальных благ совершенно  в его пользу действий. Однако уплата налога дает налогоплательщику право на равный доступ  к общественным благам, поскольку государство реализует публичные функции одинаково относительно всех граждан;
  • налог характеризуется индивидуальностью, что означает возникновение налогового обязательства у конкретно определенного физического лица или организации. Действующее налоговое законодательство не допускает возможности привода долга по налоговым платежам, уплату налогов третьими лицами и т.д. Налогоплательщик обязан только сам лично уплатить  причитающиеся с него налоги и, как следствие, только он лично может быть привлечен к налоговой ответственности. Таким образом, для налогоплательщика уплата налога является индивидуальной юридической обязанностью, а для государства взимание налогов порождает не правовые, политико-социальные обязательства в целом перед обществом;
  • денежный характер.  Налог взимается посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В современных условиях все налоговых платежи уплачиваются только в денежной форме. Отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме в валюте РФ (в исключительных случаях в иностранной валюте);
  • публичное предназначение. После отчуждения налогоплательщиком причитающихся обязательных платежей они переходят  в собственность государство и поступают  в бюджеты соответствующего территориального уровня или внебюджетного фонда. Поскольку бюджеты являются общим фондами денежных средств, то зачисленные в них налоги утрачивают персонально-целевую идентификацию и приобретают безвозмездный характер. Посредством распределения или внебюджетных средств государство осуществляет финансирование своих функций, в том числе и общественно значимых мероприятий. [8]

1.3. Классификация налогов, принципиальные основы построения налоговой системы.

Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

В научной литературе можно встретить немало классифицирующих признаков и соответствующих им классификаций налогов. Рассмотрим некоторые из них.

  1. По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.

Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.

  1. По объекту обложения налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).

Налоги с имущества (имущественные) – это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке).

Налоги с дохода – это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика.

Налоги с потребления – это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отдельные виды товара; универсальными – облагаются все товары (работы, услуги) за отдельным исключением, например НДС; а монопольными – облагается производство и реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства.

Налоги с использования ресурсов (рентные) – это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты (НДГТИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог).

  1. По субъекту обложения различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные.

Теоретическая значимость этой классификации в последнее время существенно снизилась. Ранее достаточно точная классифицирующая основа теперь размывается в связи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц – индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе, за исключением НДФЛ и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц, и на прибыль организаций и на имущество организаций, соответственно составляющих группу налогов с юридических лиц.

  1. По принадлежности к уровню правления налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

Данная классификация единственная из всех представленных выше имеет законодательный статус – на ней построена вся последовательность изложения НК.

Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного государства, такого как Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России используют в совокупности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты.

Все налоги увязаны между собой и представляют в совокупности целостную систему.

Современная налоговая система существует с января 1992 г., когда вступили в действие законы о налогах и сборах, принятые в ноябре-декабре 1991 г. Базовым законом, определившим ее устройство и функционирование, стал Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» (1991), который законодательно закрепил определение налога, основные его элементы, некоторые принципы налогообложения, порядок установления и отмены налогов, порядок их уплаты и некоторые другие моменты. [3, с. 36]

Для обеспечения стабильности налоговой системы РФ разработан Налоговый кодекс РФ (НК РФ). В июле 1998 г. была принята первая часть Налогового кодекса РФ, посвященная общим проблемам налогообложения, а с июля 2000 г. по ноябрь 2004 г. постепенно вводилась в действие вторая часть НК РФ, в которой представлен механизм действия всех налогов.

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета