Роль налога на доходы физических
лиц обусловлена рядом факторов. Во-первых,
это личный налог, т.е. налог, объектом
которого является доход, действительно
полученный плательщиком. Во-вторых, налог
на доходы физических лиц позволяет в
максимальной степени реализовать основные
задачи (помимо фискальной), стоящие перед
налогообложением физических лиц, - обеспечить
всеобщность и равномерность распределения
налогового бремени.
Плательщиками налога являются
физические лица – налоговые резиденты
РФ, а также лица, не являющиеся налоговыми
резидентами, но получающие доходы от
источников, расположенных на территории
РФ.
Объектом налогообложения признаются
доходы, полученные:
- резидентами — от всех источников
как на территории РФ, так и за ее пределами;
- нерезидентами — от источников
в РФ.
Налоговая база определяется
как сумма всех доходов, полученных в денежной,
натуральной форме или в виде материальной
выгоды, уменьшенная на сумму налоговых
вычетов.
Основными доходами налогоплательщиков
являются:
1. Вознаграждение за выполнение
трудовых или иных обязанностей,
выполненную работу, оказанную услугу.
2. Материальная выгода.
3. Доходы по договорам
страхования.
4. Доходы в виде процентов,
получаемые налогоплательщиками
по вкладам в банках, находящихся
на территории РФ.
5. Дивиденды и проценты,
полученные от российской организации,
иностранной организации в связи
с деятельностью ее постоянного
представительства на территории
РФ, а также проценты, полученные
от российских индивидуальных
предпринимателей.
При определении налоговой
базы налогоплательщики имеют право на
получение стандартных, социальных, имущественных
и профессиональных налоговых вычетов.
Налоговым периодом по налогу на доходы
физических лиц является календарный
год.
Налоговые ставки устанавливаются в размере
13% по всем видам доходов и для всех категорий
плательщиков, за исключением доходов,
по которым установлены иные ставки. [9]
2011г. 2012г. январь 2013г.
Рис.4. Поступление налоговых
доходов в консолидированный бюджет за
2011 – январь 2013г. [13]
Проанализировав поступления
доходов в консолидированный бюджет Российской
Федерации за 2011-январь 2013г. (рис. 4) можно
выявить, что регулирующая роль НДФЛ в
налоговой системе с каждым годом увеличивается.
Не смотря на то, что налог на
доходы физических лиц кажется наиболее
предсказуемым и стабильным из всех входящих
в российскую налоговую систему налогов,
но это не говорит о том, что данный налог
лишен каких-либо проблем. Например, можно
рассмотреть такую проблему как «плоская
шкала» налогообложения, которая не способствует
выполнению налогом распределительной
функции. По данным Росстата, почти половина
денежных доходов населения концентрируется
у группы людей с наиболее высокими доходами.
Резкое снижение ставки подоходного налога
с 2001 г. для этой группы еще более усилило
и продолжает усиливать расслоение общества
по уровню обеспеченности. Расслоение
населения по уровню доходов становится
угрожающе катастрофическим.
2.2. Региональные
налоги
Региональные налоги
и сборы – в РФ налоги и сборы, устанавливаемые
в соответствии с Налоговым кодексом РФ
и вводимые в действие законами субъектов
РФ; обязательны к уплате на территории
соответствующих субъектов РФ. К региональным
налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций; транспортный налог;
налог на игорный бизнес.
Региональные налоги устанавливаются
НК РФ и законами субъектов РФ и вводятся
в действие законами субъектов Федерации
и являются обязательными к уплате на
территории соответствующего субъекта
Федерации. Устанавливая региональные
налоги, представительные (законодательные)
органы власти субъектов РФ определяют
налоговые ставки по соответствующим
видам налогов, но в пределах, установленных
Налоговым кодексом, налоговые льготы,
порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные
элементы региональных налогов установлены
соответствующими главами Налогового
кодекса. [4, с. 76]
Региональные налоги аккумулируются
в региональных бюджетах и используются
субъектом РФ для выполнения своих функций.
Рассмотрим подробнее налог на имущество
организаций. Установление налога преследовало две цели: обеспечить бюджет стабильными и постоянно
возрастающими поступлениями и повысить
заинтересованность предприятий в реализации
излишнего имущества, в увеличении эффективности
использования производственных мощностей.
Плательщиками налога являются:
- российские организации;
- иностранные организации, осуществляющие
деятельность в России через постоянные представительства
и (или) имеющие в собственности недвижимое
имущество в Российской Федерации.
Объектом обложения налогом на имущество
организаций является:
- движимое и недвижимое имущество, относящееся
к объектам основных средств – для российских организаций;
- движимое и недвижимое имущество, относящееся
к объектам основных средств, - для иностранных организаций, осуществляющих
деятельность в Российской Федерации
через постоянные представительства;
- находящееся на территории Российской
Федерации недвижимое имущество, принадлежащее
иностранным организациям на праве собственности,
- для иностранных организаций, не осуществляющих
деятельности в России через постоянные
представительства.
He признаются объектами налогообложения:
- земельные участки и иные объекты природопользования
(водные объекты и другие природные ресурсы);
- имущество, принадлежащее на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления
федеральным органам исполнительной власти,
в которых законодательно предусмотрена
военная и (или) приравненная к ней служба,
используемое этими органами для нужд
обороны, гражданской обороны, обеспечения
безопасности и охраны правопорядка. [9]
Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно
в соответствии с гл. 30 НК РФ как среднегодовая
стоимость имущества, признаваемого объектом
налогообложения. При этом имущество,
признаваемое объектом налогообложения,
учитывается по его остаточной стоимости. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие
и девять месяцев календарного года. Законодательный
(представительный) орган субъекта при
установлении налога вправе не устанавливать
отчетные периоды.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов
Российской Федерации и не могут превышать
2,2%. Конкретные ставки налога устанавливаются
органами представительной власти субъектов
РФ. При отсутствии закона субъекта РФ
по этому вопросу применяется предельная
ставка налога. Допускается установление
дифференцированных налоговых ставок
в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом
налогообложения.
Проанализируем поступления региональных
налогов в консолидированный бюджет РФ
по данным показателям исполнения консолидированного
бюджета Российской федерации за 2010, 2011
и 2012 года. [6]
Год |
Региональные налоги (млрд.руб.) |
Доходы консолидированного бюджета РФ
(млрд.руб.) |
Удельный вес (%) |
2010 |
4474,65 |
16 031,93 |
27,91 |
2011 |
5224,41 |
20 855,37 |
25,05 |
2012 |
5779,6 |
23 435,10 |
24,66 |
Проанализировав данные можно
сделать вывод, что доля региональных
налогов в общем объеме доходов консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации
сокращается. Это связано с выводом из
доходной части региональных бюджетов
доходов от игорного бизнеса (Федеральный
закон от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ), которые
в 2007-2008 годах составляли порядка 30 млрд.
рублей, в 2009 году -11 млрд. рублей, в 2010 году
- всего 68 млн. рублей. [2]
2.3. Местные
налоги
Устанавливая местный налог,
представительные органы местного самоуправления
определяют в нормативно-правовых актах
налоговые льготы, налоговую ставку в
пределах, утвержденных Налоговым кодексом
РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму
отчетности по местному налогу.Местными
признаются налоги, устанавливаемые и
вводимые в действие в соответствии с
Налоговым кодексом РФ, нормативно-правовыми
актами представительных органов местного
самоуправления и обязательные к уплате
на территории соответствующего муниципального
образования.
В соответствии с Налоговым
кодексом РФ к местным налогам и сборам
относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических
лиц.
Органы местного самоуправления
не вправе устанавливать налоги, не предусмотренные
федеральным законодательством. Местные
налоги в городах федерального значения
Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются
и вводятся в действие законами субъектов
Федерации.
Местные налоги полностью зачисляются
в местные бюджеты.
Доля поступлений от местных
налогов в доходах консолидированного
бюджета РФ невелика, менее 2%. Поступления
от местных налогов являются только частью
доходов бюджета муниципального образования,
основными же источниками служат отчисления
от федеральных и региональных налогов.
В России насчитывается 83 субъекта,
в которых 23,1 тыс. муниципальных образований.
Проблемой практически всех органов местного
самоуправления является финансовая зависимость
от федеральных и региональных уровней
власти. Зачастую собственных средств
не хватает на покрытие расходов, связанных
с выполнением полномочий, возложенных
на муниципальные власти. Успешное же
решение вопросов местного значения напрямую
зависит от финансового обеспечения соответствующих
бюджетов.
Налог на имущество физических
лиц. Порядок взимания установлен законом
РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество
физических лиц».
Плательщиками налогов на имущество
физических лиц признаются физические
лица – собственники имущества, признаваемого
объектом налогообложения.
Объектами налогообложения
признаются следующие виды имущества:
1) жилой дом;
2) квартира;
3) комната;
4) дача;
5) гараж;
6) иное строение, помещение
и сооружение;
7) доля в праве общей
собственности на имущество, указанное
в пунктах 1 – 6.
Ставки налога устанавливаются
в следующих пределах:
Суммарная инвентаризационная
стоимость объектов налогообложения |
Ставка налога |
До 300 000 рублей (включительно) |
До 0,1 процента (включительно) |
Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей
(включительно) |
Свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно) |
Свыше 500 000 рублей |
Свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно) |
Исчисление налогов производится
налоговыми органами.
Уплата налога производится
не позднее 1 ноября года, следующего за
годом, за который исчислен налог. При
возникновении права на льготу в течение
календарного года перерасчет налога
производится с месяца, в котором возникло
это право.
Земельный налог определяется главой
31 НК РФ и местными нормативными правовыми
актами, а также законами городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Плательщиками налога признаются организации
и физические лица, обладающие земельными
участками, признаваемыми объектом налогообложения
в соответствии со статьей 389 НК РФ, на
праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного
наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются
земельные участки, расположенные в пределах
муниципального образования (городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга),
на территории которого введен налог.
Налоговой базой является кадастровая
стоимость земельных участков, которая
определяется в соответствии с земельным
законодательством Российской Федерации.
Налоговая ставка устанавливается
нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований (законами
городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга). [15]
Итак, основными налогами,
определяющими особенности структуры
доходов бюджета субъекта РФ, являются:
налог на прибыль (доход) предприятий,
подоходный налог с физических лиц, налог
с продаж, НДС и акцизы. То есть успешное
функционирование и развитие экономики
и инфраструктуры субъекта РФ, его социальной
сферы в определяющей степени зависит
от налоговой политики, разрабатываемой
на федеральном уровне и уровне самого
субъекта федерации, а также практических
мер, форм и методов ее реализации руководством
субъекта РФ.
3.Планирование налоговых
доходов бюджета
Налоговые поступления
составляют высокую долю в доходах практически
во всех консолидированных и областных
(краевых) бюджетах субъектов РФ. Поэтому
любые сбои в мобилизации плановых объектов
налогов, прежде всего федеральных в данных
условиях, могут крайне отрицательно сказаться
на исполнении расходной части бюджета
любого уровня.
На уровне бюджетов
отдельных субъектов РФ, особенно республиканского
звена, структура доходов бюджета отличается
высоким удельным весом финансовой помощи
из федерального бюджета. Причиной данного
положения является то, что сумма собственных
и регулирующих доходов не обеспечивает
финансирования расходов даже на уровне
минимальных социальных стандартов. Кроме
объективных причин, порожденных кризисами
и переделом собственности, одной из главных
причин является все же неправильная налоговая
политика центра по отношению к территориальным
образованиям. Это объясняется тем, что
многие виды налоговых поступлений напрямую
поступают в федеральный бюджет и лишь
потом в виде дотаций, субсидий, субвенций
и трансфертов поступают в субъекты федерации.