Необходимо четко определить,
какие следует предпринимать шаги, чтобы
налоговая система наилучшим образом
выполняла свои оперативные, тактические
и стратегические задачи. При решении
основных задач налогового процесса можно
выделить 3 этапа: прогнозирование; планирование
с обязательным законодательным утверждением
планов; исполнение и контроль за выполнением
планов.
Этап прогнозирования
налогового процесса является важнейшим
элементом, обеспечивающим объективность,
достоверность и выполняемость последующих
решений и поставленных задач.
Важной задачей прогнозирования
результативности налогового процесса
является задача определения в налоговом
(бюджетном) периоде достижимого объема
государственных доходов как в целом,
так и за счет источников. При решении
данной задачи следует учитывать следующие
обстоятельства:
1. Высокий удельный
вес возможных налоговых поступлений
в общем объеме государственных
доходов оправдан в том случае,
если прогноз экономического
развития страны характеризует
ее достаточный потенциал в
виде высокого уровня всего
комплекса приведенных выше показателей.
В противном случае объем прогнозируемых
налоговых изъятий приведет к
резкому снижению налоговых поступлений
на стадии их мобилизации.
2. Смещение структуры
государственных доходов в сторону
налоговых поступлений может
объективно привести к снижению
объемов ВНП. При этом следует
учесть, что макроэкономические
последствия в силу общего
инерционного характера макроэкономических
процессов могут проявиться не
в текущем, а в последующих
налоговых периодах. То есть положительные
результаты оперативного и тактического
характера могут явиться причиной
ухудшения стратегической перспективы.
3. Усиление роли
налоговой составляющей в общем
объеме государственных доходов
предполагает тщательное обоснование
структуры налоговых поступлений,
что вызвано влиянием различных
элементов налоговых и неналоговых
доходов на экономические процессы.
Изложенные обстоятельства
позволяют сформировать рациональную
структуру государственных доходов, определить
их общий объем и экономически целесообразное
распределение по агрегированным источникам
поступлений. [3, с. 42]
Результативность
и обоснованность налогового процесса
могут быть обоснованы показателями: объемом
бюджетных назначений по налоговым и неналоговым
доходам; реальными поступлениями денежных
средств из налоговой системы; уровнем
выполнения бюджетных назначений; отношением
объема выполнения бюджетных назначений
к ВВП и отношением поступления в бюджет
реальных денежных средств к ВВП.
В целом процесс налогового
планирования можно представить в виде
следующей схемы:
1. Устанавливаются
цели, на достижение которых ориентирована
система налогообложения.
2. Разрабатываются
методы и конкретные мероприятия
реализации поставленных целей.
3. Разграничиваются
налоговые полномочия и доходные
источники между органами власти
и управления различных уровней.
4. Определяются
или устанавливаются (хотя нужно
было бы рассчитывать) конкретные
пропорции распределения налогов
между бюджетами различных уровней,
составляющих основу налогового
планирования.
5. Рассчитываются
конкретные или общие суммы
налогов, взимаемых с каждой территории
(административной единицы), что
должно обеспечить экономически
обоснованные показатели.
6.Определяются общие
объемы налоговых поступлений на краткосрочную
и долгосрочную перспективу на основе
прогнозных расчетов изменения доходности
предприятий, отдельных отраслей, экономики
в целом на федеральном, региональном
и местном уровнях.
Расчет общих сумм
налогов на федеральном, региональном
и местном уровнях в принципе осуществляется
на основе единых методических подходов,
но лишь различается количеством участников
и задачами, свойственными каждому уровню.
Например, применительно
к субъекту РФ Комитет финансов администрации
субъекта РФ является центральным звеном
в процессе планирования налоговых поступлений
в бюджет региона. На первом этапе расчета
общей суммы собираемости налогов Комитет
финансов суммирует статистические и
аналитические материалы, необходимые
для составления плана налоговых доходов
в бюджет исходя из целей и задач (политики)
администрации (правительства субъекта
РФ).
Процесс работы начинается
с того, что налоговые инспекции региона
на основе анализа предыдущих поступлений
налогов составляют прогноз объема платежей
в бюджет с юридических и физических лиц,
зарегистрированных в регионе. Сведения
о фактической величине налогов, зачисляемых
в бюджеты всех уровней региона, размеров
недоимок по налогам, предполагаемым суммам
налоговых поступлений на следующий отчетный
период передают в Управление по налогам
и сборам субъекта РФ, где составляется
отчет о налоговых поступлениях в бюджетную
систему РФ в целом по субъекту РФ. Кроме
того, составляются и отчеты о задолженности
по налоговым платежам, уплате налоговых
санкций и пени, ряду других отчетных и
аналитических материалов, используемых
для расчетов прогнозной величины налоговых
поступлений.
Расчеты в целом производятся
исходя из объема фактически поступивших
сумм, выявленных анализом тенденций поступлений
платежей в бюджет, с учетом инфляции и
предлагаемых изменений в налоговом законодательстве
всех уровней.
Одновременно Комитет
экономики и промышленной политики субъекта
РФ сообщает Комитету финансов необходимые
для прогнозирования доходов бюджета
варианты прогнозных показателей социально-экономического
развития субъекта РФ на очередной финансовый
год и среднесрочную перспективу (3 - 5 лет).
Комитет государственной
статистики по субъекту РФ также предоставляет
Комитету финансов информацию о социально-экономическом
положении региона, включающую данные
о затратах на производство предприятий,
динамике капитального строительства,
сведения о наличии и использовании основных
фондов, дифференциации заработной платы
в отраслях экономики региона и другие
необходимые данные.
Комитет финансов совместно
с Комитетом экономики и промышленной
политики подготавливают и представляют
на рассмотрение администрации (правительства)
субъекта РФ следующие материалы: основные
направления бюджетной, налоговой и инвестиционной
политики региона на очередной финансовый
год и на предстоящие три года; проект
финансового плана-прогноза региона на
три года и порядок организации межбюджетных
отношений органов государственной власти
региона и органов местного самоуправления.
Все эти материалы оформляются в виде
финансового плана-приказа субъекта РФ
на очередной финансовый год и ближайшие
3 года.
С получением от Правительства
РФ согласованного варианта финансового
плана-прогноза Комитет финансов субъекта
РФ приступает к непосредственному расчету
величины налоговых поступлений на отчетный
финансовый год. Разграничение налоговых
поступлений по уровням бюджетной системы
осуществляется в соответствии с налоговым
законодательством и статьями закона
о федеральном бюджете на очередной год.
В целом налоговое
планирование представляет собой, особенно
на федеральном уровне, комплексный и
многофакторный процесс определения общей
суммы и структуры налоговых доходов в
бюджет.
В условиях современных рыночных
отношений особое значение приобретает
грамотное государственное планирование
и прогнозирование объемов налоговых
потоков, оперативное решение в ходе указанных
непрерывных процессов тактических задач
в налоговой практике, выработка четкой
государственной налоговой стратегии.
При этом одной из важнейших функций государства
является поддержание стабильного роста
налоговых поступлений. Однако, обеспечение
достаточного объема доходов бюджета
становится уже не только залогом финансового
благополучия страны, ее обороноспособности,
но и основой для реализации и финансирования
новых социальных программ и системы мер,
направленных на повышение уровня налоговой
культуры и правосознания граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Доходы бюджета – поступающие
в бюджет денежные средства, за исключением
средств, являющихся источниками финансирования
дефицита бюджета.
Исполнение федерального бюджета
по доходам является важной частью процесса
исполнения федерального бюджета, поскольку
финансирование расходов осуществляется
по мере поступления доходов в бюджет.
Следовательно, если доходы не поступают
в полном объеме, то и расходы не могут
быть профинансированы в соответствии
с утвержденными бюджетными назначениями.
Налоги являются одним из основных
способов формирования доходов бюджетов.
Как правило, налоги взимаются с целью
обеспечения платежеспособности разных
уровней государственной власти. Без налогов
нет бюджета. Однако налоговые платежи
могут подлежать зачислению не только
в государственные (федеральные и региональные)
бюджеты или бюджеты органов местного
самоуправления. Они могут выступать средством
образования различного рода фондов.
Налоги выражают реально существующие
денежные отношения, которые проявляются
в процессе изъятия части стоимости национального
дохода в пользу общегосударственных
потребностей.
Экономическое содержание налогов
выражается во взаимоотношениях государства
и хозяйствующих субъектов (физических
и юридических лиц) по поводу формирования
государственных финансов. Налоговые
отношения как часть финансовых отношений
находятся в постоянном изменении.
В России около 70 % доходов бюджета
дают пять основных налогов:
- на прибыль организаций;
- на добавленную стоимость (НДС);
- налог на доходы физических
лиц (НДФЛ);
- ресурсные платежи;
- акцизы.
Посредством налогов государство
решает экономические, социальные и многие
другие общественные проблемы.
Однако налоговая система не
должна выполнять чисто фискальную функцию,
забыв о необходимости расширения налоговой
базы, о функциях стимулирования производственной
и предпринимательской деятельности,
поддержки свободной конкуренции. Она
должна соответствовать следующим принципам:
- налоговая система должна
соответствовать структурной экономической
политике, иметь четко очерченные
экономические цели;
- налоги должны служить
более справедливому распределению
доходов, не допускается двойное
обложение налогоплательщиков;
- порядок взимания налогов
должен предусматривать минимальное
вмешательство в частную жизнь
налогоплательщика;
- обсуждение проектов
законов о налогообложении должно
носить открытый и гласный
характер.
Таким образом, предстоит реализовать
следующие меры долгосрочной стратегии
в области налоговой политики:
Повышение эффективности налогового
администрирования. Собираемость основных
налогов может быть обеспечена за счет
сокращения возможностей уклонения от
уплаты налогов.
Реформирование единого социального
налога и введение страховых взносов для
работодателя.
Совершенствование налогообложения
добычи природных ресурсов.
Введение налога на недвижимость.
Пересмотр налоговой политики
в отношении «плоской» шкалы взимания
налогов на доходы физических лиц.
Повышение нейтральности налога
на добавленную стоимость: совершенствование
процедур исчисления и возмещения налога.
Повышение эффективности налога
на прибыль организаций.
Постепенное повышение ставок
акцизов с целью придания большей значимости
этому виду налоговых доходов в составе
доходов бюджетов.
Таким образом, выполнена основная
цель данной курсовой работы - исследование
налоговых доходов бюджета России, а именно:
определено экономическое содержание
налогов, роль налогов в денежном обеспечении
функций государства;
рассмотрен состав и особенности
налоговых доходов в бюджет и основные
проблемы формирования налоговых доходов;
рассмотрен процесс планирования
налоговых доходов бюджета;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Бюджетный кодекс Российской
Федерации (часть 2)
- Бюллетень Счетной палаты РФ
№ 1 (181) 2013 г.: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2013/ACH201301221952/ACH201301221952_p_006.htm , свободный – (Дата обращения 14.12.2013)
- Дадашев А. З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации:
учебное пособие / А.З. Дадашев. – М.: Инфра-М, 2013. – 240 с.
- Евстегнеев Е. Н. Налоговый менеджмент
и налоговое планирование в России: монография / Е.Н. Евстегнеев,
Н.Г. Викторова. – М.: Инфра-М, 2012. – 270 с
- Справовочно-правовая система
«Консультант Плюс»
- Министерство финансов РФ (информационно-аналитический раздел): [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://info.minfin.ru/, свободный – (Дата обращения 08.12.2013)
- Министерство финансов РФ: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/, свободный – (Дата обращения 08.12.2013)
- Налог как правовая категория:
понятие, признаки, сущность: [Электронный ресурс] / Режим доступа http://studentu-vuza.ru/nalogovoe-pravo/lektsii-po-nalogovomu-pravu/nalog-kak-pravovaya-kategoriya-ponyatie-priznaki-suschnost.html, свободный – (Дата обращения 15.12.2013)
- Налоговый кодекс Российской
Федерации
- Поляк Г. Б. Финансы: учебник
/ Г.Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 735 с.
- Пояснительная записка к отчету
об исполнении федерального бюджета за
I полугодие 2013 года (статья Доходы)
- Справка об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 февраля 2012 года
- Федеральная Налоговая Служба: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nalog.ru/, свободный – (Дата обращения 07.12.2013)
- Федеральная служба государственной
статистики: [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://www.gks.ru/, свободный – (Дата обращения
10.12.2013)
- Федеральный закон от 28 ноября
2009 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской
Федерации"