Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговых доходов бюджета РФ.
В соответствии с поставленной целью необходимо рассмотреть следующие задачи:
Экономическое содержание и значение налогов РФ;
Классификация налоговых доходов бюджетов РФ;
Рассмотреть основные виды доходов федерального, регионального и местного бюджетов;
Анализ налоговых доходов федерального бюджета 2005-2007гг;
Проблемы действующей налоговой системы РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА 1. Характеристика налоговых доходов бюджета…………………….....5
1.1.Экономическое содержание и значение налогов……………….…….5
1.2.Налоги и государственный бюджет……………………………….…..6
1.3.Виды доходов бюджетов……………………………………….……....9
1.4. Классификация налоговых доходов бюджетов РФ……………...…..11
ГЛАВА 2. Налоговые доходы бюджета РФ…………...……….………….……..14
2.1.Налоговые доходы федерального бюджета…………………………...14
2.2. Налоговые доходы регионального бюджета........................….……....21
2.3. Налоговые доходы местного бюджета…………………………….….23
ГЛАВА 3. Анализ налоговых доходов федерального бюджета…………..…....24
ГЛАВА 4. Проблемы действующей налоговой системы РФ………………..….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…...33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….

Файлы: 1 файл

Характеристика налоговых доходов бюджета.docx

— 79.79 Кб (Скачать файл)



Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра финансов, бюджета  и страхования

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина: «Финансы»

Тема № 11

Название темы: «Характеристика налоговых доходов бюджета»

 

 

 

 

 

Выполнил студент: Ковалёва Е.Н.

                                           Группа № 405

№ зачетной книжки:10ФФД40480

                                                               Проверил: Степанова С.А.

 

 

 

 

Смоленск 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3

ГЛАВА 1. Характеристика налоговых  доходов бюджета…………………….....5

           1.1.Экономическое содержание и  значение налогов……………….…….5

           1.2.Налоги и государственный бюджет……………………………….…..6

           1.3.Виды доходов бюджетов……………………………………….……....9

           1.4. Классификация налоговых доходов бюджетов РФ……………...…..11

ГЛАВА 2. Налоговые доходы бюджета РФ…………...……….………….……..14

          2.1.Налоговые доходы федерального  бюджета…………………………...14

          2.2. Налоговые доходы регионального бюджета........................….……....21

          2.3. Налоговые доходы местного бюджета…………………………….….23

ГЛАВА 3. Анализ налоговых  доходов федерального бюджета…………..…....24

ГЛАВА 4. Проблемы действующей налоговой системы РФ………………..….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…...33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….………………………………………………..….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Налоги – важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета, поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

     Налоги формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере. Сама структура, масштабы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного государственного воздействия на темпы и пропорции накопления общественного капитала, позволяют контролировать практически весь совокупный спрос.

     Налоги являются наиболее древним экономическим инструментом. Они крепко впаяны в ткань общественной жизни, нерасторжимо связаны с государством. Государственная власть опирается на материальную основу, которую воплощают, прежде всего, налоги. На налогах лежит и центр тяжести современного финансового хозяйства. Ныне в большинстве развитых капиталистических стран налоги составляют 40-60% валового национального продукта. В налогах переплетаются проблемы экономической мощи государства, его бюджетной политики, а также вопросы социальной справедливости и уровня жизни народа.

     Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Этим денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической.

     Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Таким образом, доходы бюджета являются важнейшей часть бюджетной системы и экономики в целом, этим объясняется тема выбранной мной работы.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение  налоговых доходов бюджета РФ.

     В соответствии с поставленной целью необходимо рассмотреть следующие задачи:

  1. Экономическое содержание и значение налогов РФ;
  2. Классификация налоговых доходов бюджетов РФ;
  3. Рассмотреть основные виды доходов федерального, регионального и местного бюджетов;
  4. Анализ налоговых доходов федерального бюджета 2005-2007гг;
  5. Проблемы действующей налоговой системы РФ.

     Объектом исследования данной курсовой работы  являются налоговые доходы бюджета   Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Характеристика налоговых доходов бюджета

1.1 Экономическое содержание  и значение налогов

     Налог представляет собой часть валового внутреннего продукта (ВВП) или национального дохода, который перераспределяется в процессе финансовых отношений между организациями и населением с одной стороны и государством с другой стороны. С другой позиции налог можно рассматривать как  часть финансового механизма, т.е. налог – это инструмент, с помощью которого перераспределяется созданный в обществе ВВП в пользу государства.         Налог, как экономическая категория имеет  функции:

  • Фискальная

     Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.

     Посредством фискальной функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (театры, музеи, многие учебные заведения). Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

     Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

  • Регулирующая

     Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

     В зависимости от способов уклада налоги делятся на прямые (налог на прибыль, НДФЛ и т.д.) и косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины и т.д.).

     Косвенные налоги – это налоги на расходы, так как конечным их плательщиком являются физические лица в момент осуществления расходов. Считаются регрессивными и несправедливыми, так как «завуалированы» в цене.

     Прямые налоги – налоги на доходы на прибыль, имущество, они уплачиваются при получении дохода. Считается, что прямые налоги справедливы и прогрессивны, так как плательщик их знает и сознательно уплачивает.

     Деление налогов на прямые и косвенные условно и используется только в науке о налогах.

1. 2. Налоги и государственный бюджет

     Существование государства зависит от налогов. Они - представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием доходов государства, необходимых для выполнения им своих функций.

     Доходная часть государственного бюджета формируется из:

  • трансфертов, то есть односторонних не подлежащие возмещению, необязательных поступлений;
  • неналоговых поступлений, то есть доходов от собственности (капитальные доходы от продаж активов, стратегических запасов и земли), операционной прибыли ведомственных предприятий (включая прибыль Центрального банка) и односторонних поступлений (штрафы);
  • налоговых поступлений, которые оказывают наибольшее воздействие на доходную часть бюджета.

      Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства, на федеральном, региональном и местном уровнях, с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

     Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

     Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

     Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

     Федеральный бюджет РФ  является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей территории России.

     Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

     Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

     Федеральные налоги и сборы устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

     Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджет.

     Местные налоги устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом, законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления и действуют на территориях соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования. К ним относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, на наследование и дарение, местные лицензионные сборы.

     К федеральным налогам и сборам относятся:

•   налог на добавленную стоимость;

•   акцизы;

•   налог на прибыль (доход) организаций;

•   налог на доходы от капитала;

•   подоходный налог  с физических лиц;

•   взносы в государственные  социальные внебюджетные фонды;

•   государственная  пошлина;

•   таможенная пошлина  и сборы;

•   налог на пользование  недрами;

•   налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

•   налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

•   налоги на право  пользования объектами животного  мира;

•   лесной и водный налоги;

•   экологический налог и  федеральные лицензионные сборы;

•   налог с продаж;

•   региональные лицензионные сборы.

     К региональным налогам относят:

•   транспортный налог;

•   налог на игорный  бизнес;

•   налог на имущество  организаций;

К местным налогам относят:

•   земельный налог;

•   налог на имущество  физических лиц.

1.3.Виды доходов бюджетов

     Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

     К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

     К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; иные неналоговые доходы.

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета