Идея народного воспитания в учениях К. Д. Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

С учетом вышеизложенного цель реферата следующая: раскрыть, обосновать актуальность основных положений учения К.Д. Ушинского об идеи народности воспитания, ее элементах, о единстве общечеловеческого и национального воспитания.
В соответствии с целью реферата поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть идею народности воспитания как центральной идеи педагогической теории К. Д. Ушинского.
2.Рассмотреть проблему единства общечеловеческого и национального воспитания в учении К. Д. Ушинского.
3. Проанализировать элементы принципа народности воспитания по учению К.Д. Ушинского (труд, родной язык, народная школа, женское образование).

Содержание работы

Введение 3
Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. 5
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского. 15
Труд -- основа воспитания 15
Родной язык как средство воспитания 19
Построения начальной школы на принципах народности 21
Женское образование 25
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Ушинский.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

В развитии человечества существуют общие законо-мерности, и они повторяются  любым народом, утверждал К.Д. Ушинский, но если бы эти закономерности точно  воспроизводились всеми народами независимо от места и времени, тогда бы не было ни народов, ни нации, ни национальностей, ни племен. Исторические условия жиз-ни народов весьма различны на земном шаре и не могут не определять различий в системах народного образова-ния разных народов.

Эти различия определяются, следовательно, не слу-чайными обстоятельствами, а особенностями исторического развития. Каждый народ в силу обстоятельств играет в истории свою особую роль. В каждой системе воспита-ния проявляется народность как основная идея воспита-ния. «Народ без народности -- тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою само-бытность» [11, стр. 37].

Народность должна быть положена у  любого народа в основу воспитания как общая его закономерность, как исходное начало любой педагогической идеи и цели вос-питания.

В основе идеи народного воспитания лежат понятия о человеке, каким  он должен быть по понятиям того или  другого народа в известный период его развития. «Каж-дый народ имеет  свои особенный идеал человека и  требу-ет от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соот-ветствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной ли-тературы» [11, стр. 37-38].

К. Д. Ушинский был глубоко прав, отмечая динамич-ность воспитательного  идеала народа, его развитие, свя-занное с ходом истории народа. Идеал  нельзя искать только в прошлом, он включает настоящее и устремления  народа в будущее. Народный идеал всегда выражает степень самосознания народа, его совесть, взгляды на добро и зло пороки и добродетели. В этом идеале отра-жаются характер народа и изменения, происходящие в обществе. С изменением идеала во времени происходит и его переоценка. Он не статичен, в нем что-то остается от старого и всегда появляется новое, отражающее лучшие стороны нового времени. То, что казалось безукоризнен-ным в прошлом, имеет в глазах современного человечест-ва совершенно другую цену. К. Д. Ушинский указывал, например, что идеалы во Франции и Германии меняются быстрее, чем в Англии. Что же касается североамерикан-цев, то они «вырабатывают» свой особенный идеал челове-ка, который почти совсем отвык от английских манер и является существом необыкновенно оригинальным» [7, стр.124].

К. Д. Ушинский, конечно, был далек  от раскрытия классового понимания  сущности идеала. Но он далеко ушел в  понимании его в сравнении  со многими своими современниками, утверждая, что идеал, в том числе  и вос-питательный, исторически  обусловлен, что в нем присут-ствуют элементы национальные, что «народный идеал че-ловека видоизменяется еще в каждом народе по сосло-виям» [7, стр. 124]. Народ вырабатывает свой идеал челове-ка стремится осуществить его в своем потомстве, для чего используется прежде всего воспитание. При этом он отмечал, что «школьное воспитание далеко не составля-ет всего воспитания народа. Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литерату-ра, -- все, из чего слагается историческая жизнь наро-да, -- составляют его действительную школу...» [7, стр. 148].

По утверждению К. Д. Ушинского, школьное воспита-ние, как ни старайся, невозможно отгородить от жизни. Она  влияет на убеждения и учителей, и учеников, на фор-мирование их устремлений, определяет выбор учебного материала. Общественное воспитание, подчеркивал он, не ведет за собой истории, но следует за ней. Нравствен-ный идеал общества является и воспитательным идеалом. Он обусловлен конкретными, общественно-историческими условиями. Воспитательный идеал является одной из форм осмысления жизни, а его осуществление -- одной из форм изменения ее. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народ-ностью. Как нет человека без самолюбия, так нет чело-века без любви к отечеству, и эта любовь даст воспитате-лю верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к на-родности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует го-раздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. Вот основа-ние того убеждения... что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [1, стр. 118-119]

Ушинский считал, что идеал человека развивается на основе развития всей жизни народа. В связи с этим развивается и из-меняется и сами сущность народности, изменяется принцип  народности в воспитании. Однако этот принцип, по Ушинскому, всегда будет сопутствовать всему ходу развития народа. Идеал человека, созданный народом, исторически развивается и более или менее олицетворяется в каждом сыне народа.

Воспитание будет подлинно народным и по своей направ-ленности, и по своему содержанию в целом, если им руково-дит сам народ, если сама система народного образования за-висит от самого же народа, от его мнений и практического руководства.

Таким образом, общей системы народного  воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, и германская педагогика не более как теория немецкого воспитания, у каждого народа своя особенная национальная система воспитании, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным. Опыт других народен и деле воспитания есть драгоценное наследие дни всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической си-стеме, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы.

Таков общий дух учения Ушинского  о принципе народности воспитании.

Из всего сказанного нетрудно заключить, что принцип народ-ности Ушинского содержит следующие элементы:

1. Воспитание должно быть народным. Это прежде всего зна-чит, что  оно через широко развернутую  школьную сеть должно охватывать  всё подрастающее поколение народа в порядке обя-зательного обучения и формировать эти поколения в духе эконо-мических, общественно-политических и культурно-просветительных интересов народа; делом воспитания должен ведать, руково-дить сам народ.

2. Воспитание должно давать детям  реальное образование и вместе с тем развивать их умственные способности с тем, что-бы эти знания были связаны с жизнью и направлены на общена-родное благо. Отсюда важнейшее значение и труда как факто-ра и как одного из основных принципов воспитания.

3. Центральное  место в формировании человека должен за-нимать родной язык как язык обучения и как источник знаний, как сокровищница народа, как «лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей духовной жизни».

4.Воспитание  должно быть проникнуто целью  формирова-ния высокоморального человека, человека, для которого труд является делом чести и счастья, человека-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его сча-стье, за его прогресс.

5. Женщине  должно быть обеспечено воспитание  и образование наравне с мужчиной, так как «мужчина и женщина - лич-ности равноправные, равно самостоятельные и равно ответствен-ные», - писал Ушинский.

6. Всякое  заимствование и внедрение в  практику воспитания чуждых для  народа иноземных систем и  опыта без критической переработки в соответствии с духом идеи народности - недопу-стимо [6, стр. 11] .

Эти требования Ушинского, пронизывающие  всё его педагогическое учение, являются прогрессивными не только для того времени, когда жил Ушинский, но они  во многом сохраняют свою жизненность и актуальность и для наших дней. Правда, у Ушинского в результате идеалистического понимания им законов развития общества встречаются, как это увидим ниже при рассмотрении отдельных частей его педагогической системы, отсталые и отжившие свой век мысли, как, например, признание им в своих ранних работах религии как основного фактора вос-питания, в некоторых случаях идеалистическое объяснение самой народности и т. д., за что Ушинского справедливо критиковали на страницах «Современника», но это не заслоняет то лучшее, что придаёт прогрессивно-демократический характер принципу народности воспитания, выдвинутому Ушинским.

Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский считал необходимым, чтобы: 1) в основу воспитания был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном языке, 3)школа представляла центр воспитания и обу-чения детей в системе других факторов воспитания, 4) система образования обеспечивала женщине получение образования на-равне с мужчиной, 5) система среднего и высшего профтехнического образования строилась в соответствии с интересами на-рода [3, стр. 138-139].

Элементы  принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского.

Труд -- основа воспитания

Наиболее полно и фундаментально идея трудового воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX в социальном и педагогическом аспектах была рассмотрена К.Д. Ушинским в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Кроме того, Ушинский в «Родном слове» и в «Детском мире» ярко отража-ет принцип составления учебников начальной школы на основе соединения трудового воспитания с умственным, физическим и нравственным развитием детей.

Как мы уже знаем, Ушинский считал, что человек формируется и развивается в трудовой деятельности. Для него труд, во-первых, является основой и средством человеческого суще-ствования, и, во-вторых, он представляет собой источник физи-ческого, умственного и морального совершенствования человека. Отсюда -- труд основной фактор и средство воспитания человека в умствен-ном, физическом, социальном (граждан-ском) и нравственном аспектах.

К.Д.Ушинский определял труд как  «сво-бодную и согласную с христианской нрав-ственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной не-обходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жиз-ни» [5, стр. 58].

Указы-вая на большое значение труда  для подготовки учащихся к практической деятельности. Ушинский выдвинул совершенно правильное положение: «Воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно ещё дать ему и привычку к труду» [5, стр. 60].

Чтобы воспитать эти качества в  детях, необходимо всё воспи-тание  и обучение связать с жизнью народа, с его трудовой дея-тельностью. Эта связь должна взаимно совершенствовать как самую жизнь, так и самого воспитанника.

Придавая большое значение для  теории и практики воспита-ния вопросу  о том, можно ли считать учение за труд, Ушинский признавал неизбежность резкого разделения труда на физический и умственный. И, заглядывая в будущее, он рассмат-ривал одну из самых важных проблем в организации трудовой деятельности -- соотносимости и взаимосвязи физическо-го и умственного труда. Он отмечал, что одинаково вреден для взрослого и ребен-ка чрезмерный физический и умствен-ный труд, разрушительно действующий на молодой организм. Трудовая школа должна органично сочетать в себе ум- |ственный и физический труд. Умственная деятельность активизирует нервную си-стему, способствуя тем самым кровотоку н пищеварению, но она значительно уменьшает необходимость и возможность движения; в свою очередь, физический труд, лишенный умственного напряже-ния, усилия мысли, превращает человека к робота, придаток машины. Всего полез-нее для человека, замечал педагог, было бы соединение умственного и физического труда.

Соз-давая материальные блага, труд должен способствовать развитию нравственно-сти, возвышению души, тогда он оказыва-ет живительное и освежающее влияние  на чувства человека.

Но, чтобы воспитание и обучение представляли подготовку к жизни, дети не только со слов учителя и из книг должны полу-чать знания, -- они должны непосредственно наблюдать окру-жающую действительность и принимать посильное  участие в тру-довой деятельности людей и этим путём получить определённый навык к труду. Исходя из этого, Ушинский требовал, чтобы дети не только учились, но в связи с этим и трудились, не только должны нести труд умственный, но и физический.

Само по себе учение, как и всякий труд, по Ушинскому, серьёзен и тяжёл. Его сопровождают как страдания, так и удовлетворения. Но именно преодоление трудностей и связанных с ни-ми страданий придаёт труду исключительную силу красочности и удовлетворения. Ушинский считает неизменным психологиче-ским законом, имеющим решающее значение в совершенствова-нии человека, следующие положения: «Наслаждения, если они не сопровождаются трудом, не только быстро теряют свою цену, но также быстро опустошают сердце человека и отнимают у него одно за одним все его лучшие достоинства» [12, стр. 142-143].

Кроме того, ученик должен уяснить, что  достижение чувства удовлетворения и радости в результате труда  связано с напряжением физических, умственных, нравственных, психических  и иных сил и возможностей. Труда без трудностей не бывает, наличие препятствий «есть необходимое условие существования дея-тельности». Отсутствие трудностей и проблем в деятельности человека лиша-ет эту деятельность ее воспитательного и психического значения: в процессе преодоления этих препятствий, требую-щего напряжения и мобилизации ресур-сов человеческой психики, формируется и закаливается характер и воля, рожда-ется логика и сила ума, обретается нравственность и гуманизм. Таким образом, педагогом была опре-делена генеральная педагогическая ли-ния в организации и проведении в жизнь идеи трудового воспитания: труд воспитанника без преодоления им труд-ностей антипедагогичен. Он рождает лень и скуку, слабоволие и апатию, вос-питывает безнравственное отношение к самому себе и другим людям. Нельзя ребенка постоянно вести «на помочах». Погружая его в посильные трудности, создавая условия для проявления актив-ности и самостоятельности, педагог тем самым способствует его воспитанию, обучению и развитию.

На основе вышеизложенных рассужде-ний  К.Д.Ушинский сделал главный вывод о взаимосвязи воспитания и труда: «Само воспитание, если оно желает счастья че-ловеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» [12, с. 135]. Здесь квинтэс-сенция его педагогики: воспитывая в единстве умственного и физического тру-да, школа тем самым создает условия для развития творческого потенциала ребен-ка и обретения им в будущем своего мес-та в обществе; трудовая школа должна закладывать фундамент достойного соци-ального бытия.

Информация о работе Идея народного воспитания в учениях К. Д. Ушинского