Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:43, контрольная работа
С учетом вышеизложенного цель реферата следующая: раскрыть, обосновать актуальность основных положений учения К.Д. Ушинского об идеи народности воспитания, ее элементах, о единстве общечеловеческого и национального воспитания.
В соответствии с целью реферата поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть идею народности воспитания как центральной идеи педагогической теории К. Д. Ушинского.
2.Рассмотреть проблему единства общечеловеческого и национального воспитания в учении К. Д. Ушинского.
3. Проанализировать элементы принципа народности воспитания по учению К.Д. Ушинского (труд, родной язык, народная школа, женское образование).
Введение 3
Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. 5
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского. 15
Труд -- основа воспитания 15
Родной язык как средство воспитания 19
Построения начальной школы на принципах народности 21
Женское образование 25
Заключение 27
Список литературы 28
В развитии человечества существуют общие законо-мерности, и они повторяются любым народом, утверждал К.Д. Ушинский, но если бы эти закономерности точно воспроизводились всеми народами независимо от места и времени, тогда бы не было ни народов, ни нации, ни национальностей, ни племен. Исторические условия жиз-ни народов весьма различны на земном шаре и не могут не определять различий в системах народного образова-ния разных народов.
Эти различия определяются, следовательно, не слу-чайными обстоятельствами, а особенностями исторического развития. Каждый народ в силу обстоятельств играет в истории свою особую роль. В каждой системе воспита-ния проявляется народность как основная идея воспита-ния. «Народ без народности -- тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою само-бытность» [11, стр. 37].
Народность должна быть положена у любого народа в основу воспитания как общая его закономерность, как исходное начало любой педагогической идеи и цели вос-питания.
В основе идеи народного воспитания лежат понятия о человеке, каким он должен быть по понятиям того или другого народа в известный период его развития. «Каж-дый народ имеет свои особенный идеал человека и требу-ет от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соот-ветствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной ли-тературы» [11, стр. 37-38].
К. Д. Ушинский был глубоко прав,
отмечая динамич-ность
К. Д. Ушинский, конечно, был далек от раскрытия классового понимания сущности идеала. Но он далеко ушел в понимании его в сравнении со многими своими современниками, утверждая, что идеал, в том числе и вос-питательный, исторически обусловлен, что в нем присут-ствуют элементы национальные, что «народный идеал че-ловека видоизменяется еще в каждом народе по сосло-виям» [7, стр. 124]. Народ вырабатывает свой идеал челове-ка стремится осуществить его в своем потомстве, для чего используется прежде всего воспитание. При этом он отмечал, что «школьное воспитание далеко не составля-ет всего воспитания народа. Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литерату-ра, -- все, из чего слагается историческая жизнь наро-да, -- составляют его действительную школу...» [7, стр. 148].
По утверждению К. Д. Ушинского, школьное воспита-ние, как ни старайся, невозможно отгородить от жизни. Она влияет на убеждения и учителей, и учеников, на фор-мирование их устремлений, определяет выбор учебного материала. Общественное воспитание, подчеркивал он, не ведет за собой истории, но следует за ней. Нравствен-ный идеал общества является и воспитательным идеалом. Он обусловлен конкретными, общественно-историческими условиями. Воспитательный идеал является одной из форм осмысления жизни, а его осуществление -- одной из форм изменения ее. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народ-ностью. Как нет человека без самолюбия, так нет чело-века без любви к отечеству, и эта любовь даст воспитате-лю верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к на-родности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует го-раздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. Вот основа-ние того убеждения... что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [1, стр. 118-119]
Ушинский считал, что идеал человека развивается на основе развития всей жизни народа. В связи с этим развивается и из-меняется и сами сущность народности, изменяется принцип народности в воспитании. Однако этот принцип, по Ушинскому, всегда будет сопутствовать всему ходу развития народа. Идеал человека, созданный народом, исторически развивается и более или менее олицетворяется в каждом сыне народа.
Воспитание будет подлинно народным и по своей направ-ленности, и по своему содержанию в целом, если им руково-дит сам народ, если сама система народного образования за-висит от самого же народа, от его мнений и практического руководства.
Таким образом, общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, и германская педагогика не более как теория немецкого воспитания, у каждого народа своя особенная национальная система воспитании, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным. Опыт других народен и деле воспитания есть драгоценное наследие дни всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической си-стеме, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы.
Таков общий дух учения Ушинского о принципе народности воспитании.
Из всего сказанного нетрудно заключить, что принцип народ-ности Ушинского содержит следующие элементы:
1. Воспитание должно быть
2. Воспитание должно давать
3. Центральное место в формировании человека должен за-нимать родной язык как язык обучения и как источник знаний, как сокровищница народа, как «лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей духовной жизни».
4.Воспитание должно быть проникнуто целью формирова-ния высокоморального человека, человека, для которого труд является делом чести и счастья, человека-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его сча-стье, за его прогресс.
5. Женщине
должно быть обеспечено
6. Всякое
заимствование и внедрение в
практику воспитания чуждых
Эти требования Ушинского, пронизывающие всё его педагогическое учение, являются прогрессивными не только для того времени, когда жил Ушинский, но они во многом сохраняют свою жизненность и актуальность и для наших дней. Правда, у Ушинского в результате идеалистического понимания им законов развития общества встречаются, как это увидим ниже при рассмотрении отдельных частей его педагогической системы, отсталые и отжившие свой век мысли, как, например, признание им в своих ранних работах религии как основного фактора вос-питания, в некоторых случаях идеалистическое объяснение самой народности и т. д., за что Ушинского справедливо критиковали на страницах «Современника», но это не заслоняет то лучшее, что придаёт прогрессивно-демократический характер принципу народности воспитания, выдвинутому Ушинским.
Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский считал необходимым, чтобы: 1) в основу воспитания был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном языке, 3)школа представляла центр воспитания и обу-чения детей в системе других факторов воспитания, 4) система образования обеспечивала женщине получение образования на-равне с мужчиной, 5) система среднего и высшего профтехнического образования строилась в соответствии с интересами на-рода [3, стр. 138-139].
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского.
Труд -- основа воспитания
Наиболее полно и
Как мы уже знаем, Ушинский считал, что человек формируется и развивается в трудовой деятельности. Для него труд, во-первых, является основой и средством человеческого суще-ствования, и, во-вторых, он представляет собой источник физи-ческого, умственного и морального совершенствования человека. Отсюда -- труд основной фактор и средство воспитания человека в умствен-ном, физическом, социальном (граждан-ском) и нравственном аспектах.
К.Д.Ушинский определял труд как «сво-бодную и согласную с христианской нрав-ственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной не-обходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жиз-ни» [5, стр. 58].
Указы-вая на большое значение труда для подготовки учащихся к практической деятельности. Ушинский выдвинул совершенно правильное положение: «Воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно ещё дать ему и привычку к труду» [5, стр. 60].
Чтобы воспитать эти качества в детях, необходимо всё воспи-тание и обучение связать с жизнью народа, с его трудовой дея-тельностью. Эта связь должна взаимно совершенствовать как самую жизнь, так и самого воспитанника.
Придавая большое значение для теории и практики воспита-ния вопросу о том, можно ли считать учение за труд, Ушинский признавал неизбежность резкого разделения труда на физический и умственный. И, заглядывая в будущее, он рассмат-ривал одну из самых важных проблем в организации трудовой деятельности -- соотносимости и взаимосвязи физическо-го и умственного труда. Он отмечал, что одинаково вреден для взрослого и ребен-ка чрезмерный физический и умствен-ный труд, разрушительно действующий на молодой организм. Трудовая школа должна органично сочетать в себе ум- |ственный и физический труд. Умственная деятельность активизирует нервную си-стему, способствуя тем самым кровотоку н пищеварению, но она значительно уменьшает необходимость и возможность движения; в свою очередь, физический труд, лишенный умственного напряже-ния, усилия мысли, превращает человека к робота, придаток машины. Всего полез-нее для человека, замечал педагог, было бы соединение умственного и физического труда.
Соз-давая материальные блага, труд должен способствовать развитию нравственно-сти, возвышению души, тогда он оказыва-ет живительное и освежающее влияние на чувства человека.
Но, чтобы воспитание и обучение
представляли подготовку к жизни, дети
не только со слов учителя и из книг
должны полу-чать знания, -- они должны
непосредственно наблюдать
Само по себе учение, как и всякий труд, по Ушинскому, серьёзен и тяжёл. Его сопровождают как страдания, так и удовлетворения. Но именно преодоление трудностей и связанных с ни-ми страданий придаёт труду исключительную силу красочности и удовлетворения. Ушинский считает неизменным психологиче-ским законом, имеющим решающее значение в совершенствова-нии человека, следующие положения: «Наслаждения, если они не сопровождаются трудом, не только быстро теряют свою цену, но также быстро опустошают сердце человека и отнимают у него одно за одним все его лучшие достоинства» [12, стр. 142-143].
Кроме того, ученик должен уяснить, что
достижение чувства удовлетворения
и радости в результате труда
связано с напряжением
На основе вышеизложенных рассужде-ний К.Д.Ушинский сделал главный вывод о взаимосвязи воспитания и труда: «Само воспитание, если оно желает счастья че-ловеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» [12, с. 135]. Здесь квинтэс-сенция его педагогики: воспитывая в единстве умственного и физического тру-да, школа тем самым создает условия для развития творческого потенциала ребен-ка и обретения им в будущем своего мес-та в обществе; трудовая школа должна закладывать фундамент достойного соци-ального бытия.
Информация о работе Идея народного воспитания в учениях К. Д. Ушинского