Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:43, контрольная работа
С учетом вышеизложенного цель реферата следующая: раскрыть, обосновать актуальность основных положений учения К.Д. Ушинского об идеи народности воспитания, ее элементах, о единстве общечеловеческого и национального воспитания.
В соответствии с целью реферата поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть идею народности воспитания как центральной идеи педагогической теории К. Д. Ушинского.
2.Рассмотреть проблему единства общечеловеческого и национального воспитания в учении К. Д. Ушинского.
3. Проанализировать элементы принципа народности воспитания по учению К.Д. Ушинского (труд, родной язык, народная школа, женское образование).
Введение 3
Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. 5
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского. 15
Труд -- основа воспитания 15
Родной язык как средство воспитания 19
Построения начальной школы на принципах народности 21
Женское образование 25
Заключение 27
Список литературы 28
Другое, не менее важное следствие, вытекающее из воспитательного и психи-ческого значения труда, по мнению Кон-стантина Дмитриевича, состоит «в том правиле, что воспитание не только долж-но развить разум человека и дать ему из-вестный объем сведений, но должно за-жечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни до-стойной, ни счастливой». Потребность в труде -- врожденное свойство человека, но она удивительным образом «способна разгораться или тухнуть, смотря по об-стоятельствам, и в особенности сообраз-но тем влияниям, которые окружают че-ловека в детстве и в юности» [12, с. 139].
Ушинский подчёркивает весьма положительное влияние фи-зического труда на физическое развитие ребенка.
Одним из главных условий для
умственного и физического
Родной язык как средство воспитания
Центральное место в педагогической системе Ушинского за-нимает его учение о родном языке как о главнейшем источнике, - факторе и средстве воспитания человека. Язык является созданием самого человека, созданием наро-да, его истории, воплощающим в себе жизнь самого народа, его историю, его стремления. «Язык есть самая живая, самая обиль-ная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и буду-щие поколения народа в одно великое, историческое живое це-лое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь».
В слове, в языке народа сокрыты все думы и чаяния народа, его характер, его стремления, всё его историческое прошлое, на котором строится настоящее и путь к будущему. В языке передается вся мудрость народа, обогащающая и воспитывающая последующие поколения. Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, пословицы, прибаутки и загадки.
Ушинский придерживается принципа, что язык является со-кровищем, накопившимся в процессе трудовой деятельности на-рода на протяжении всей его истории, а потому родному языку он не только придаёт исключительное значение для жизни наро-да и его развития как «величайшему наставнику», но вместе с тем считает его неиссякаемым источником умственного и нрав-ственного воспитания, развития детей в духе народности. Ос-новным положением Ушинского является: «Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех зна-ний: с него начинается всякое понимание, через него приходит и к нему возвращается» [3, стр. 147].
Ушинский учит, что, во-первых, путь всего процесса воспитания и обучения лежит в построении его на родном языке, на родном слове, и, во-вторых, изучение языка и его богатств должно яв-ляться одной из основных целей всякого воспитания и обучения, если это воспитание служит интересам народа.
Большое значение Ушинский придавал родному языку также и в деле изучения явлений природы родной страны и воспитания в детях любви к родной земле. Он считал, что без помощи род-ного слова нельзя не только понять природу, но, что главное, питать в себя ту воспитательную силу, которой обладает приро-да родной страны. Язык, который облекает чуждую детям при-роду, чуждую жизнь, не только не может принести пользу делу воспитания, а, наоборот, задержит развитие ребёнка.
Подчёркивая роль родного языка в общем развитии ребёнка, Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с ха-рактером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные веро-вания, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эсте-тик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философ-ские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ» [3, стр. 148].
Таким образом, Ушинский придавал огромное образователь-ное значение - изучению родного языка. Но не меньшую, если не большую роль отводил Ушинский родному языку и для нрав-ственного воспитания детей. Придавая решающее значение родному языку в деле разви-тия детей, Ушинский, естественно, главное внимание уделял по-строению начального обучения исключительно на родном языке. Он считал родной язык не только главным предметом, но и осно-вой всех предметов обучения в начальной школе. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа.
По мнению Ушинского, родной язык «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ», и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация. Исходя из того, что родной язык «есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их», К.Д.Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять «предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты».
Построения начальной школы на принципах народности
В духе идеи народности ставил и разрешал Ушинский и во-прос о школе, о её роли и её задачах. Поэтому его учение о шко-ле в известном смысле можно было бы назвать учением о народ-ной школе.
Ушинский, прежде всего, исходил из того положения, что ор-ганизованное и целеустремлённое воспитание имеет решающее значение для формирования личности человека. Так как человек - существо общественное, то его подготовку к жизни лучше и легче всего, возможно, осуществить через общественное воспита-ние. Основным органом этого воспитания должно быть специаль-но устроенное учебно-воспитательное учреждение - школа. «Без помощи народной школы дитя вырастает и успеет состариться и умереть, даже не ставши, может быть, ни человеком, ни полез-ным гражданином... Сколько борьбы предстоит им выдержать, скольким искушениям должны они подвергнуться при первых же шагах своих в мутном водовороте всех молочных обыденных расчётов и всякого рода обманов. Где же наберут они силы, что-бы укрепиться - в этой упорной борьбе, и выдут ли они из неё победителем, если не вынесут сил этих из народной школы» [3, стр. 151-152].
К.Д. Ушинский отмечал, что для организации народного образования и воспитания необходимо обратиться к самому народу. Решая вопрос о школах для народа, необходимо тщательно изучить его жизнь научиться понимать народ, сродниться с ним, сделать его потребности своими, помогать ему прокладывать истори-ческие пути. Необходимость создания народной школы К. Д. Ушин-ский рассматривал как обязательное условие, продикто-ванное развитием жизни страны и народным мнением. Общественное воспитание, углубляющее в человеке на-родность, способствует развитию народного самосозна-ния, оказывает сильное влияние на развитие общества, его экономики и культуры.
Считая необходимым, устранить опеку министерства просвещения над народными школами, педагог, требовавший, чтобы открытие и содержание их было предоставлено самому населению, имел при этом в виду не только органы земского самоуправления, но и город-ского, а также сельские общества, различные демократи-ческие общественные организации и частную инициативу отдельных представителей демократической интеллиген-ции.
Ушинский был уверен, что школа, построенная на основе идеи народности, может способствовать изменению условий жиз-ни народа, а хорошо поставленное народное образование будет влиять на поднятие уровня экономической жизни.
Исходя из такого значении народной школы, Ушинский требовал введения обязательного всеобщего начального обучения, начиная с семилетнего возраста. «Странно, писал он, -- что идея обязательного обучения воз-будила такое сильное противодействие со стороны некоторых из наших прогрессивных журналов. Кажется, что им не понрави-лось самое слово: «обязательный и принудительный», и они не разобрали, что под этим словом скрывается одна из либераль-нейших идей. Обязательное учение стесняет не дитя, которое учится, но родителей, которые, в силу этой обязанности, долж-ны дать образование своим детям. Обязанность учения детей есть самое справедливое ограничение отцовского деспотизма и самое справедливое требование общества относительно отдель-ного лица. Кто имеет детей, тот обязан приготовить из них хо-роших, полезных членов обществу, среди которого он живет» [14, стр. 86]. Родители должны быть ответственны перед обществом за воспитание детей, правильно постав-ленное обязательное обучение даст возможность найти «разумные формы общественной жизни».
Создание на-родных школ он считал «самым государственным вопро-сом» и рассматривал народную школу как первую сту-пень дальнейшего развития народного образования. Он был сторонником единой системы общего образования, для него народная школа была школой не тупиковой, а первой ступенью общего образования, существеннейшим звеном во всей системе образования. К народной школе, утверждал К. Д. Ушинский, нельзя подходить с позиций изоляции ее от других звеньев школьной системы, от «полной системы народного образования», постепенно вы-рабатываемой самим обществом.
Обязательному обучению Ушинский придавал большое зна-чение не только с точки зрения узко педагогической, но в нём он прежде всего видел и могучий фактор прогресса народа и страны. Он особо подчёркивал огромное значение народной шко-лы в деле приобщения деревни к культуре. Народная школа, по Ушинскому, призвана дать народу здоровое первоначальное воспитание, открыть ему глаза на действительность. В свете этих соображений Ушинский горячо поддерживал развитие сети зем-ских школ. Отдавая этим школам большие преимущества перед официально-государственной системой образования, Ушинский выражал уверенность, что земская школа поможет народу выйти на широкую дорогу, будет способствовать пробуждению дремлю-щих талантов, хранящихся в нём.
К. Д. Ушинский уделял первостепенное
вни-мание необходимости
Народность подлинная, положенная в основу воспитания, прежде всего выражается в родном языке и словесности. Язык родной является лучшим средством развития, познания и самопознания. Родной язык К. Д. Ушинский делает основой обучения. «За изучением родного слова мы ставим изучение других предметов, непосредственно раскрывающих человека и природу, а именно историю, географию, математику, естественные науки; за этим по-мещаем изучение новейших иностранных языков, а в изу-чении древних видим специальность, необходимую лишь для известной отрасли ученых занятий» [1, стр. 129-130]. Во всей педагогической системе К. Д. Ушинского родному слову отводится особая роль. Изучение родного языка служит средством развития мышления учащихся, через родной язык прежде всего познается вся окружающая жизнь, роль народа в историческом развитии России, родное сло-во связывает ребенка со своим народом и всем его духов-ным богатством.
Идея народности у К. Д. Ушинского,
являясь идеей де-
Женское образование
Составной частью идеи народности в воспитании у К. Д. Ушинского стал вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы просве-щения.
Вопрос о положении женщины был одним из цент-ральных в прогрессивном общественном движении 50-60-х гг. Крепостнические отношения резко отрицательно сказались на ее положении в обществе. Для К. Д. Ушин-ского как демократа-просветителя женское образование стало частью его общей борьбы за просвещение народа.
В первой главе книги мы уже говорили
о преобразо-вательной
К. Д. Ушинский твердо стоял на позициях, что мужчина и женщина - личности равноправные и равно от-ветственные, в интеллектуальном отношении они также равны, что в природе женщины нет причин, почему бы она должна отставать в науке от мужчин. Если смотреть на женщину по-другому, утверждал наш великий педагог, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не сле-дует забывать, что женщина является проводником «ус-пехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества» [1, стр. 132].
Информация о работе Идея народного воспитания в учениях К. Д. Ушинского