Идея народного воспитания в учениях К. Д. Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

С учетом вышеизложенного цель реферата следующая: раскрыть, обосновать актуальность основных положений учения К.Д. Ушинского об идеи народности воспитания, ее элементах, о единстве общечеловеческого и национального воспитания.
В соответствии с целью реферата поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть идею народности воспитания как центральной идеи педагогической теории К. Д. Ушинского.
2.Рассмотреть проблему единства общечеловеческого и национального воспитания в учении К. Д. Ушинского.
3. Проанализировать элементы принципа народности воспитания по учению К.Д. Ушинского (труд, родной язык, народная школа, женское образование).

Содержание работы

Введение 3
Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. 5
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского. 15
Труд -- основа воспитания 15
Родной язык как средство воспитания 19
Построения начальной школы на принципах народности 21
Женское образование 25
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Ушинский.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Другое, не менее важное следствие, вытекающее из воспитательного и  психи-ческого значения труда, по мнению Кон-стантина Дмитриевича, состоит «в том правиле, что воспитание не только долж-но развить разум человека и дать ему из-вестный объем сведений, но должно за-жечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни до-стойной, ни счастливой». Потребность в труде -- врожденное свойство человека, но она удивительным образом «способна разгораться или тухнуть, смотря по об-стоятельствам, и в особенности сообраз-но тем влияниям, которые окружают че-ловека в детстве и в юности» [12, с. 139].

Ушинский подчёркивает весьма положительное влияние фи-зического труда на физическое развитие ребенка.

Одним из главных условий для  умственного и физического развития ребёнка Ушинский считал правильное чередование умственного и физического  труда. Смена деятельности и состав-ляет суть отдыха: отдых после умственно-го труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, «а в том, чтобы переме-нить дело; труд физический является не только приятным, но и полезным отды-хом после труда умственного». Используя разнообразную деятельность ребенка, можно успешно приучать его к полезной деятельности, требующей большого на-пряжения и внимания.

Родной язык как средство воспитания

Центральное место в педагогической системе Ушинского за-нимает его  учение о родном языке как о  главнейшем источнике, - факторе и средстве воспитания человека. Язык является созданием самого человека, созданием наро-да, его истории, воплощающим в себе жизнь самого народа, его историю, его стремления. «Язык есть самая живая, самая обиль-ная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и буду-щие поколения народа в одно великое, историческое живое це-лое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь».

В слове, в языке народа сокрыты  все думы и чаяния народа, его  характер, его стремления, всё его  историческое прошлое, на котором строится настоящее и путь к будущему. В языке передается вся мудрость народа, обогащающая и воспитывающая последующие поколения. Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, пословицы, прибаутки и загадки.

Ушинский придерживается принципа, что язык является со-кровищем, накопившимся в процессе трудовой деятельности на-рода на протяжении всей его истории, а  потому родному языку он не только придаёт исключительное значение для жизни наро-да и его развития как «величайшему наставнику», но вместе с тем считает его неиссякаемым источником умственного и нрав-ственного воспитания, развития детей в духе народности. Ос-новным положением Ушинского является: «Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех зна-ний: с него начинается всякое понимание, через него приходит и к нему возвращается» [3, стр. 147].

Ушинский учит, что, во-первых, путь всего процесса воспитания и обучения лежит в построении его на родном языке, на родном слове, и, во-вторых, изучение языка и его богатств должно яв-ляться одной из основных целей всякого воспитания и обучения, если это воспитание служит интересам народа.

Большое значение Ушинский придавал родному языку также и в  деле изучения явлений природы родной страны и воспитания в детях любви  к родной земле. Он считал, что без  помощи род-ного слова нельзя не только понять природу, но, что главное, питать в себя ту воспитательную силу, которой обладает приро-да родной страны. Язык, который облекает чуждую детям при-роду, чуждую жизнь, не только не может принести пользу делу воспитания, а, наоборот, задержит развитие ребёнка.

Подчёркивая роль родного языка  в общем развитии ребёнка, Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с ха-рактером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные веро-вания, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эсте-тик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философ-ские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ» [3, стр. 148].

Таким образом, Ушинский придавал огромное образователь-ное значение - изучению родного языка. Но не меньшую, если не большую роль отводил Ушинский родному языку и для нрав-ственного воспитания детей. Придавая решающее значение родному языку в деле разви-тия детей, Ушинский, естественно, главное внимание уделял по-строению начального обучения исключительно на родном языке. Он считал родной язык не только главным предметом, но и осно-вой всех предметов обучения в начальной школе. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа.

По мнению Ушинского, родной язык «является  величайшим народным наставником, учившим  народ тогда, когда не было еще  ни книг, ни школ», и продолжающим учить  его и тогда, когда появилась  цивилизация. Исходя из того, что родной язык «есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их», К.Д.Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять «предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты».

Построения начальной школы  на принципах народности

В духе идеи народности ставил и разрешал Ушинский и во-прос о школе, о её роли и её задачах. Поэтому его  учение о шко-ле в известном смысле можно было бы назвать учением о народ-ной школе.

Ушинский, прежде всего, исходил из того положения, что ор-ганизованное и целеустремлённое воспитание имеет  решающее значение для формирования личности человека. Так как человек - существо общественное, то его подготовку к жизни лучше и легче всего, возможно, осуществить через общественное воспита-ние. Основным органом этого воспитания должно быть специаль-но устроенное учебно-воспитательное учреждение - школа. «Без помощи народной школы дитя вырастает и успеет состариться и умереть, даже не ставши, может быть, ни человеком, ни полез-ным гражданином... Сколько борьбы предстоит им выдержать, скольким искушениям должны они подвергнуться при первых же шагах своих в мутном водовороте всех молочных обыденных расчётов и всякого рода обманов. Где же наберут они силы, что-бы укрепиться - в этой упорной борьбе, и выдут ли они из неё победителем, если не вынесут сил этих из народной школы» [3, стр. 151-152].

К.Д. Ушинский отмечал, что для организации народного образования и воспитания необходимо обратиться к самому народу. Решая вопрос о школах для народа, необходимо тщательно изучить его жизнь научиться понимать народ, сродниться с ним, сделать его потребности своими, помогать ему прокладывать истори-ческие пути. Необходимость создания народной школы К. Д. Ушин-ский рассматривал как обязательное условие, продикто-ванное развитием жизни страны и народным мнением. Общественное воспитание, углубляющее в человеке на-родность, способствует развитию народного самосозна-ния, оказывает сильное влияние на развитие общества, его экономики и культуры.

Считая необходимым, устранить  опеку министерства просвещения  над народными школами, педагог, требовавший, чтобы открытие и содержание их было предоставлено самому населению, имел при этом в виду не только органы земского самоуправления, но и город-ского, а также сельские общества, различные демократи-ческие общественные организации и частную инициативу отдельных представителей демократической интеллиген-ции.

Ушинский был уверен, что школа, построенная на основе идеи народности, может способствовать изменению условий жиз-ни народа, а хорошо поставленное народное образование будет влиять на поднятие уровня экономической жизни.

Исходя из такого значении народной школы, Ушинский требовал введения обязательного всеобщего начального обучения, начиная с семилетнего возраста. «Странно, писал он, -- что идея обязательного обучения воз-будила такое сильное противодействие со стороны некоторых из наших прогрессивных журналов. Кажется, что им не понрави-лось самое слово: «обязательный и принудительный», и они не разобрали, что под этим словом скрывается одна из либераль-нейших идей. Обязательное учение стесняет не дитя, которое учится, но родителей, которые, в силу этой обязанности, долж-ны дать образование своим детям. Обязанность учения детей есть самое справедливое ограничение отцовского деспотизма и самое справедливое требование общества относительно отдель-ного лица. Кто имеет детей, тот обязан приготовить из них хо-роших, полезных членов обществу, среди которого он живет» [14, стр. 86]. Родители должны быть ответственны перед обществом за воспитание детей, правильно постав-ленное обязательное обучение даст возможность найти «разумные формы общественной жизни».

Создание на-родных школ он считал «самым государственным вопро-сом» и рассматривал народную школу как первую сту-пень дальнейшего развития народного образования. Он был сторонником единой системы общего образования, для него народная школа была школой не тупиковой, а первой ступенью общего образования, существеннейшим звеном во всей системе образования. К народной школе, утверждал К. Д. Ушинский, нельзя подходить с позиций изоляции ее от других звеньев школьной системы, от «полной системы народного образования», постепенно вы-рабатываемой самим обществом.

Обязательному обучению Ушинский придавал большое зна-чение не только с  точки зрения узко педагогической, но в нём он прежде всего видел  и могучий фактор прогресса народа и страны. Он особо подчёркивал  огромное значение народной шко-лы в деле приобщения деревни к культуре. Народная школа, по Ушинскому, призвана дать народу здоровое первоначальное воспитание, открыть ему глаза на действительность. В свете этих соображений Ушинский горячо поддерживал развитие сети зем-ских школ. Отдавая этим школам большие преимущества перед официально-государственной системой образования, Ушинский выражал уверенность, что земская школа поможет народу выйти на широкую дорогу, будет способствовать пробуждению дремлю-щих талантов, хранящихся в нём.

К. Д. Ушинский уделял первостепенное вни-мание необходимости изучения в народной школе родного языка  и литературы, родной истории, природы. Он с горечью кон-статировал, что  из русских школ выходили в жизнь  лю-ди, менее всего знакомые с  тем, что должно стать им бли-же всего, - со своей родиной и тем, что имеет к ней не-посредственное отношение. «Только русский, - писал он, - изумляя иностранца своим безукоризненным выго-вором на иностранных языках, в то же время часто гово-рит плохо на своем отечественном и почти всегда пишет с грубыми ошибками», знает подробно историю других стран и народов, но «глубокомысленно задумывается над тем, в котором столетии жил Иоанн Грозный; наверное помнит, что Мадрид при реке Мансанаресе, но весьма ча-сто не знает, при какой реке стоит Самара, а уж что ка-сается до какой-нибудь реки (Черемшана, например), то и говорить нечего, если только ему самому не приходи-лось купаться в ней» [1. стр. 128-129]. И это относится, подчер-кивал педагог, к тем русским, которые учились в России, кончали русские гимназии и университеты, стали русскими учителями и профессорами, готовились к общественной деятельности в родной стране.

Народность подлинная, положенная в основу воспитания, прежде всего  выражается в родном языке и словесности. Язык родной является лучшим средством развития, познания и самопознания. Родной язык К. Д. Ушинский делает основой обучения. «За изучением родного слова мы ставим изучение других предметов, непосредственно раскрывающих человека и природу, а именно историю, географию, математику, естественные науки; за этим по-мещаем изучение новейших иностранных языков, а в изу-чении древних видим специальность, необходимую лишь для известной отрасли ученых занятий» [1, стр. 129-130]. Во всей педагогической системе К. Д. Ушинского родному слову отводится особая роль. Изучение родного языка служит средством развития мышления учащихся, через родной язык прежде всего познается вся окружающая жизнь, роль народа в историческом развитии России, родное сло-во связывает ребенка со своим народом и всем его духов-ным богатством.

Идея народности у К. Д. Ушинского, являясь идеей де-мократической, определяла новый, творческий подход к  развитию педагогики и воспитания. Вся система народ-ного образования  должна прежде всего отражать жизнь  своего народа, быть связана с его жизнью и максимально способствовать улучшению жизни народа. Школа должна готовить для жизни творческой и полнокровной, образо-вание и воспитание в школе призваны вводить человека в жизнь родной страны. Для этого необходимо знать жизнь родины в том виде, как она существует, как исторически складывалась и как эту жизнь следует улучшать, исходя из потребностей и интересов своего народа.

Женское образование 

Составной частью идеи народности в  воспитании у К. Д. Ушинского стал вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы просве-щения.

Вопрос о положении женщины  был одним из цент-ральных в  прогрессивном общественном движении 50-60-х гг. Крепостнические отношения  резко отрицательно сказались на ее положении в обществе. Для К. Д. Ушин-ского как демократа-просветителя женское образование стало частью его общей борьбы за просвещение народа.

В первой главе книги мы уже говорили о преобразо-вательной деятельности К. Д. Ушинского в Смольном ин-ституте, но там решался вопрос об образовании девушек-аристократок, которых он хотел вывести на трудовой путь жизни. Для него было ясно, что общее решение вопроса о женском образовании, в том числе женщин трудовых слоев населения, возможно только с изменением положе-ния женщины в самом обществе. Сами общественные ус-ловия жизни ставят женщину в неравное положение с мужчиной: «В самом деле, если можно найти твердый, ос-новной принцип женского общественного воспитания и об-разования, то скорее всего в общественном положении женщины... Это новейшая идея, которую в отличие от прежних... мы назовем народной идеей, потому что она проистекает именно из положения и роли женщины в ис-торическом развитии народа. Идея эта нигде не высказа-на вполне, но начинает уже более или менее прогляды-вать во всех рассуждениях о женском образовании, хотя еще в смеси с прежними воззрениями» [1, стр. 131-132].

К. Д. Ушинский твердо стоял на позициях, что мужчина и женщина - личности равноправные и равно от-ветственные, в интеллектуальном отношении они также равны, что в природе женщины нет причин, почему бы она должна отставать в науке от мужчин. Если смотреть на женщину по-другому, утверждал наш великий педагог, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не сле-дует забывать, что женщина является проводником «ус-пехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества» [1, стр. 132].

Информация о работе Идея народного воспитания в учениях К. Д. Ушинского