В соответствии с монетаристской
концепцией государственное регулирование
экономики должно осуществляться крайне
ограниченно, в основном за счет устойчиво-равномерной
(несколько процентов в год) денежной эмиссии.
Инфляция является чисто денежным явлением,
вызванным лишним количеством денег в
обращении. Поэтому меры борьбы с ней должны
сводиться к жесткому использованию основных
методов дефляционной политики, уменьшению
платежеспособного спроса. Особое значение
при этом придается ликвидации дефицита
госбюджета и ограничительной кредитно-денежной
политике. Полностью отрицается необходимость
регулирования факторов инфляции издержек:
со стороны производства и предложения
товаров целесообразно лишь формирование
и всемерная поддержка конкурентно-рыночного
климата, а во внешнеэкономических отношениях
- сохранение плавающего курса обмена
национальной валюты.
Страны Центральной и Восточной
Европы – Болгария, Венгрия, Чехословакия,
Польша, Румыния - были ядром социалистической
системы. Это способствовало углублению
разделения труда между ними, развитию
кооперационных связей в рамках Совета
экономической взаимопомощи (СЭВ), созданного
в 1949 г. После событий 1980-1990-х годов
в странах Восточной Европы и распада
СССР в Чехословакии, Югославии Варшавский
военный договор прекратил свое существование.
Совет экономической взаимопомощи распался.
В экономике социалистических стран
в системе стали наблюдаться кризисные
явления: потребление и инвестиции по
всем странам Восточной Европы снизились,
внешняя задолженность возросла до 85 млрд.
долл.(в 1972 г. - 8 млрд. дол.); наблюдался долгосрочный
спад в производстве, существовала нерациональная
структура экономики. Доля стран Восточной
Европы в мировом торговом обороте сокращалась
в результате снижения конкурентоспособности
их товаров. Производственное потребление
сырья и энергии на единицу произведенной
продукции на 20-40%, а иногда и на 100% превышало
уровень развитых стран, отличалась низкими
темпами развития сфера услуг; низкая
эффективность производства была тесно
связана со слабым внедрением в производство
достижений НТП. Инфляционные процессы
в странах усиливались. Если в 1987 г. темпы
инфляции составляли 3-4% в месяц, то в 1992
г. превысили по всем странам 21 % в месяц,
а в Польше и Югославии инфляция переросла
в гиперинфляцию; безработица носила скрытый
характер.[12, с 46]
Так, например, Венгрия довольно
последовательно придерживалась своего
пути, начиная с 1968 г. Уже к концу 1980-х годов
здесь удалось создать рынок товаров,
рынок труда и заложить основы рынка капиталов.
С точки зрения внутренней политики такой
подход обосновывается следующими факторами:
необходимостью поддерживать гражданский
мир и экономическую стабильность; долгосрочным
характером трансформации экономики (структурная модернизация,
приватизация и т.д.). Это позволило Венгрии
не только обеспечить консенсус в обществе,
но и привлечь большую часть иностранных
инвестиций (примерно 50%), направленных
в страны ЦВЕ [12, с 67]. Приватизация привела
к тому, что в частной собственности оказалось
более 50% бывших государственных предприятий.
Активное участие в этом процессе принимал
иностранный капитал. По данным правительства,
свыше половины инвестиций из-за рубежа
направляется приватизированным предприятиям.
За годы структурной перестройки
в Венгрии проявились признаки оживления
экономики. В 1995-1998 гг. темпы прироста ВВП
составили в среднем 2,9-3,5%, промышленного
производства - 5-7%, строительно-монтажных
работ– 7%, сельскохозяйственного производства
- 3%, безработица составила примерно 11
% активного населения. В результате инфляция
снизилась до 15-18% в год. По сумме прямых
зарубежных инвестиций Венгрия значительно
превосходит другие страны ЦВЕ. Только
в 1999 г. она получила около 2 млрд. дол. в
виде прямых иностранных инвестиций. В
Венгрии сумели создать эффективные механизмы
валютного обмена и лицензирования предпринимательской
деятельности. По оценкам западных специалистов,
Венгрия вошла группу 25 самых привлекательных
для инвесторов государств.
Среди стран ЦВЕ наиболее благоприятной
экономической обстановкой обладает Чехия.
Здесь сбалансирован государственный
бюджет, низки уровни инфляции и безработицы.
По притоку иностранных инвестиций Чехия
занимает 3-е место в ЦВЕ после Венгрии
и Польши (уровень иностранных инвестиций
на душу населения составляет более 700
дол.). Объем прямых иностранных инвестиций
превышает 7 млрд. дол., направления инвестиций
- транспорт и связь, производство транспортного
оборудования и автомобильная промышленность,
отрасли широкого потребления, главным
образом производство табачных изделий,
торговля и услуги.
Несмотря на сложности, связанные
с проведением реформы, уровень жизни
населения Чехии повышается. Заработная
плата возросла на 25%, а в реальном выражении
на 3,5%. В 1994-1995 гг. рост реальных доходов
составил 7%, реальная заработная плата
увеличилась на 5%, улучшились финансовые
показатели. Бездефицитным является государственный
бюджет. Валютные резервы увеличились
до 8 млрд. дол. (с 6 млрд. дол. в 1993 г.). Активное
сальдо платежного баланса достигло 600
млн. долл. и сформировалось в основном
в торговле услугами.
Однако, по мнению западных
экспертов, в авангарде преобразований
идет Польша. Итак, в этой стране рост самостоятельности
предприятий и усиление давления на власть
со стороны трудящихся приводили к росту
денежных доходов населения. В результате
обострялась проблема дефицита. Требовалось
повышать цены, чтобы обеспечить сбалансированность
экономики. Инфляция же, с одной стороны,
приводила к забастовкам на крупных предприятиях
и к акциям неповиновения, а с другой -
к усилению диспропорций, поскольку продукция,
на которую цены не были повышены, оказывалась
нерентабельна. [13, с. 7]
Непосредственное движение
к радикальной реформе обозначилось с
того момента, как страна вошла в гиперинфляцию.
Тогда Польша решила провести экономическую
программу Бальцеровича, реализация которой
началась 1 января 1990 года. Она получила
название «шокотерапия». Правительство
отменило контроль над ценами, прекратило
государственные субсидии, стало проводить
приватизацию и реформу банковской и валютной
систем. Самым ярким шагом реформы стала
либерализация почти всех оставшихся
цен: 90% цен теперь вообще не регулировалось
государством, по 5% требовалось уведомление
соответствующих органов о желании их
изменить и по оставшимся 5% сохранялся
приоритет административных решений.
Но главным элементом программы Бальцеровича
стала ликвидация бюджетного дефицита.
Без нее либерализация цен могла бы лишь
ускорить темпы инфляции и углубить нестабильность
экономики.
В итоге с государственным бюджетом
произошли поистине чудесные превращения.
Вместо дефицита в 6,1%, имевшего место в
1989 г., возникло даже небольшое положительное
сальдо, т.е. доходы превысили расходы.
Дефицит так называемого расширенного
правительства (бюджет плюс внебюджетные
фонды), составлявший 7,4% ВВП в 1989 г., сменился
положительным сальдо в 3,1%. [13, с. 10].
Поскольку использование разного
рода энергоносителей и транспортных
услуг осуществляется при производстве
и продаже любого товара, ценовой шок распространился
на всю экономику. Удорожание коснулось
практически всех видов товаров и услуг.
Цены в среднем выросли на 79,6%, причем на
продовольствие они увеличились особенно
заметно - примерно в два раза. Однако Бальцерович
не просчитался в главном. В том, что инфляцию
можно приостановить с помощью жесткой
финансовой политики. Устранение бюджетного
дефицита усилило шок, но зато стабилизировало
дальнейшую ситуацию.[13, с 8]
Антиинфляционная политика
Бальцеровича составляла целый комплекс
мер. Одной из ключевых стала так называемая
политика доходов, путем принудительного
сдерживания роста заработной платы. Политика
доходов по Бальцеровичу проводилась
достаточно тонко. Поляки отпустили цены
и, конечно, при высокой инфляции не могли
заморозить доходы. Поэтому было введено
условие: фонд зарплаты мог увеличиваться
по мере инфляции, но с определенным отставанием;
повышение цен компенсировалось только
на 30% в январе и на 20% в феврале.[13, с 9]
Правда, надо учесть, что негативным
моментом такой стратегии всегда является
снижение стимулов к труду. Ведь даже тот,
кто работает эффективно, становится из-за
инфляции беднее. Кроме того, если из-за
ограничений доходов снижается спрос
на потребительские товары, то, соответственно,
и производство медленнее перестраивается
на выпуск именно самых нужных населению
товаров: нет спроса - нет предложения.
Полякам удалось в основном
решить проблему инфляции. Конечно, темп
роста цен, сохранявшийся в 1990 г., был бы
слишком велик для любой страны с развитой
экономикой. Однако для страны, которая
только переходила к нормальному рынку
из состояния гиперинфляции и должна была
еще приспосабливать свою структуру цен
к новым условиям, иметь всего лишь 3-6%
инфляции в месяц было не так уж плохо.[13,
с. 12]
Венгрия, Польша, Чехия и Словакия
благодаря принятым интенсивным мерам
добились больших успехов в экономических
преобразованиях. Болгария, страны бывшей
Югославии и Румыния отстают в темпах
реформирования экономики. В целом макроэкономические
показатели развития стран ЦВЕ отмечаются
стабильностью развития и для большинства
стран характерен устойчивый подъем экономики.
Нужно отметить, что все приведенные
примеры свидетельствуют об одном: даже
в странах со сложившейся рыночной экономикой
только ортодоксально-монетаристских
методов для борьбы с инфляцией оказывается
недостаточно. Как правило, успешными
являются смешанные программы.
На данном этапе развития в
странах с рыночной экономикой денежно-кредитная
политика служит одним из важнейших рычагов
антициклического регулирования. В
основе такого регулирования лежит способность
ЦБ ускорять или сдерживать прирост денежной
массы и вызывать повышение или понижение
цены кредита. Экономически развитые государства
предоставляют ЦБ возможность самостоятельно
выбирать основные направления и механизмы
денежно-кредитной политики. Такая независимость
является необходимым условием обеспечения
стабильности цен и снижения инфляции.
2.2 Государственная
система антиинфляционных мер в странах
ЦВЕ
В борьбе с инфляцией разные
страны идут своим путем, избирая ту тактику,
которая соответствует теоретическим
взглядам тех, кто ее проводит.
В странах ЦВЕ сформировалось
два основных подхода к реформированию
экономики. Первый - поэтапное формирование
инфраструктуры рынка в целях создания
смешанной экономики и социального рыночного
хозяйства (Венгрия). Второй - это радикальные
меры, проводимые в сжатые сроки и ориентированные
на создание экономики либерального типа.
Главной задачей было приватизировать
подавляющую часть предприятий в короткие
сроки, не считаясь с социальными издержками
и последствиями (Польша, Чехия, Словакия,
Болгария, Румыния).
Страны второй группы сделали
выбор «шокового» варианта радикальных
экономических преобразований, который
подразумевал: децентрализацию хозяйственной
деятельности, быстрое обеспечение финансовой
стабилизации, либерализацию цен и внешнеэкономических
связей, жесткую денежную и фискальную
политику, относительное «замораживание»
заработной платы, создание многообразия
форм собственности, расширение прав экономических
субъектов, открытие внутреннего рынка.
Благодаря усилению регулирующих начал
государства в Польше, Чехии и Словакии
удалось несколько смягчить отрицательные
стороны «шоковой терапии». [12, с 47]
Способность страны осуществлять
преобразования на основе шоковой терапии»
или «постепенных реформ» зависит от характера
и эффективности ее экономических, политических
и правовых институтов, от социального
единства общества. Главные различия между
странами с переходной экономикой заключаются
не столько в курсе реформ, сколько
в стартовых условиях, с которых они начали
свои реформы. Например, в конце 1989
г. польская экономика характеризовалась
как экономика повального дефицита, стоявшая
на грани гиперинфляции. Главной макроэкономической
задачей правительства являлось обеспечение
инфляционной стабильности посредством
либерализации цен и ограничения роста
номинальной заработной платы. Процессы
приватизации и структурной перестройки
здесь были постепенными, что в итоге
привело к значительному снижению уровня
инфляционных процессов. В Венгрии не
было необходимости в «шоковой терапии»
на макроуровне, поскольку инфляция была
относительно низкой, а структурные изменения
реализовывались на протяжении многих
предыдущих лет.
В общем, меры правительств
и центральных банков стран ЦВЕ по смягчению
инфляционных процессов были направлены
в основном на стабилизацию финансовых
систем. Все страны ввели или расширили
страхование вкладов и увеличили ликвидность
кредитных учреждений. Для решения проблем
с ликвидностью многие из них увеличили
размер гарантий по депозитам, Болгария
и Румыния снизили обязательную норму
резервирования. Это помогло стабилизировать
национальные валюты как минимум потому,
что охладило валютных спекулянтов. Однако
контроль стран ЦВЕ над стабильностью
своего финансового сектора ограничен
ввиду господства иностранных банков
и зависимости от международных финансовых
потоков. Финансовая стабильность в регионе
зависит в большей степени от действий
иностранных банковских групп, чем от
мер национальных властей. Вторым направлением
стало стимулирование экономической активности
посредством поддержки совокупного спроса.
Но здесь поле для маневра у властей стран
ЦВЕ узкое – как в применении денежно-кредитных
инструментов, так и в использовании средств
бюджетной политики. Возможность существенного
снижения процентных ставок в большинстве
стран не рассматривалась, так как денежно-кредитная
политика была ограничена необходимостью
спасать от краха национальную валюту.
Примеру крупных развитых стран
перед приближающимся спадом последовали
только центральные банки Польши и Чешской
Республики, которые ослабили денежно-кредитную
политику с сентября 2008г. Румынский центральный
банк удерживал высокую основную процентную
ставку на неизменном уровне до мая 2009
г., а венгерский понижал ее постепенно,
несмотря на значительное замедление
инфляции и ухудшение экономической перспективы.
Это объяснялось тем, что сильное давление
на их валюты создавало риск дестабилизации
бюджетов домашних хозяйств и предприятий,
набравших существенный объем ссуд в иностранной
валюте.
Стимулирование экономики за
счет бюджетных средств в странах ЦВЕ
не получило широкого распространения.
У правительств попросту нет денег для
того, чтобы спасать компании. Дефициты
государственных бюджетов в 2008 г. и без
того выросли и стали раздувать государственный
долг. Поэтому идет урезание части бюджетных
расходов (во многих странах были приняты
решения заморозить или снизить заработную
плату и уменьшить число занятых в государственном
секторе, сократить расходы на его обслуживание,
отсрочить государственные инвестиции,
урезать субсидии) и перенаправление бюджетных
средств в ключевые области, а не на стимулирование
внутреннего спроса. Пакеты прямых бюджетных
стимулов были разработаны только в некоторых
странах с более-менее крепкими макроэкономическими
показателями, таких как Словения и Чешская
Республика.