Основы налогово-бюджетной
системы страны заложены в Конституции
Республики Беларусь. Согласно ее нормам,
все граждане республики обязаны принимать
участие в финансировании государственных
расходов путем уплаты законодательно
установленных налогов, сборов и пошлин.
В то же время структура налоговой системы
страны должна совершенствоваться, так
налоговая политика правительства в настоящее
время должна быть направлена:
1) на оптимизацию налоговой
структуры за счет снижения неоправданно
высокой доли косвенных налогов, взимаемых
непосредственно с выручки от реализации
товаров (работ, услуг), и низкой доли индивидуального
подоходного налога, налогов на собственность
и имущество;
2) уменьшение числа различного
рода мелких отчислений и сборов
в целевые бюджетные и внебюджетные
фонды;
3) упорядочение различного
рода регистрационных, лицензионных
и других елевых сборов;
4)устранение допускаемых
искажений в механизмах взимания
таких основных налогов, как налог на
добавленную стоимость, акцизы, налоги
на доходы и прибыль;
5)налоговое стимулирование
долгосрочных доходов от прироста
капитала в инвестиционных фондах
и долгосрочных инвестиций.
Успешная реализация данных
направлений приблизит характеристики
налоговой системы страны к международным
стандартом, позволит более эффективно
использовать бюджетно-налоговый механизм
для повышения эффективности и конкурентоспособности
национальной экономики.[17, с 694]
Валютная политика страны, совокупность
мероприятий, проводимых государствами
и центральными банками в сфере денежного
обращения и валютных отношений с целью
воздействия на покупательную силу денег,
валютные курсы и на экономику страны
в целом.
Основными направлениями валютной
политики являются: укрепление национальной
валюты; укрепление валютно-финансового
механизма; повышение платежеспособности
и кредитоспособности страны; привлечение
на выгодных для страны условиях иностранных
инвестиций; противодействие нежелательному
вывозу за границу отечественного и иностранного
капиталов.[17,с 705]
Первоочередная важность проблемы инфляции
в экономике республики нашла отражение
в Основных направлениях денежно-кредитной
политики. Денежно-кредитная политика
Республики Беларусь направлена на неуклонное
углубление финансово-экономической стабильности,
последовательное достижение нормальных,
согласно международным стандартам, темпов
инфляции и девальвации. При этом Национальный
Банк Республики Беларусь исходит из того,
что оптимальным является такой вариант
денежно-кредитной политики, при котором
не допускается резких скачков в уровнях
процентных ставок, обменном курсе национальной
валюты.
На протяжении ряда
последних лет снижение инфляции
является стратегической целью ДКП, проводимой
в республике. В 2011 года Нацбанк продолжит
реализовывать экспансионистскую кредитно-денежную
политику. Инфляция в Беларуси в 2011г.
прогнозируется на уровне 7,5-8,5%. Это предусмотрено
проектом основных направлений денежно
кредитной политики Беларуси на 2011г. Выше
названный документ был рассмотрен на
совещании у Президента Беларуси Александра
Лукашенко во время доклада правительства
и Национального банка о работе экономики
и социально-экономическом развитии, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе главы государства.
На 2011 год Национальным банком предусматривается:
привязка курса белорусского рубля к корзине
иностранных валют (доллару США, евро и
российскому рублю); изменение курса белорусского
рубля к стоимости корзины иностранных
валют в рамках коридора плюс/минус 8% от
центрального значения, равного стоимости
корзины, сложившейся к началу 2011 года;
установление ставки рефинансирования
на уровне 8-10% годовых при прогнозируемой
инфляции в 7,5 - 8,5%. При этом предполагается,
что процентные ставки по новым рублевым
кредитам нефинансовому сектору составят
11-13% годовых, по новым срочным рублевым
депозитам в банках - 9-11% годовых. Прирост
нормативного капитала банков 15-21%. Также Нацбанк рассчитывает увеличить
золотовалютные резервы в 2011 году на 1,2
млрд. долларов, в качестве основного источника
роста ЗВР указываются прямые иностранные
инвестиции. Чистый приток прямых иностранных
инвестиций прогнозируется в объеме 6,4
млрд. долларов. В 2011 году прирост активов
и ресурсной базы (пассивов) банковского
сектора прогнозируется на уровне 21-22%.
Требования к экономике в общем объеме
активных операций банков возрастут до
25% и составят 58% к ВВП.[15]
Однако в совокупности повышение
темпа роста цен и политика Национального
банка могут привести к новому инфляционному
всплеску, что в конечном итоге сформирует
инфляционный барьер на пути социально-экономического
развития Беларуси в размере 20%, от прогнозируемых
правительством - 8-10%.[15]
Говоря об основных показателях
социально-экономического развития на
2011-2015 годы, Петр Прокопович отметил, что
они на основе высоких темпов экономического
развития обеспечивают рост реальных
доходов населения (к концу 2015 года средняя
заработная плата в Беларуси должна составить
$1000 в эквиваленте), выход с 2014 года на положительное
сальдо торговли товарами и услугами,
выполнение поручений главы государства
по вхождению Республики Беларусь в число
50 стран, лидирующих по индексу развития
человеческого потенциала ООН (в 2010 году Беларусь
заняла 61-е место в ежегодном рейтинге
по индексу развития человеческого потенциала,
оно основывается на ее индексе развития
человеческого потенциала - 0,732). Так главной
целью социальной политики станет обеспечение
стабильного роста уровня и качества жизни
населения и создание условий для развития
человеческого потенциала. При этом государство
должно предоставить каждому трудоспособному
человеку условия, позволяющие ему собственным
трудом обеспечить свое благосостояние,
полностью выполнить свои обязательства
перед пенсионерами, инвалидами, многодетными
семьями, нетрудоспособными и другими
малообеспеченными слоями населения и
др.[17, с 751]
Итак, подводя итог главы, можно
точно сказать, что основной принцип борьбы
с инфляцией – уничтожение ее источников.
Необходимо иметь в виду также то, что
наиболее реалистичной целью антиинфляционной
политики является не абсолютное уничтожение
инфляции, а снижение инфляционного накала
и поддержание ее темпов на стабильно
низком и, подчеркну еще раз стабильном
уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного
в курсовой работе исследования можно
сделать следующие выводы.
С проблемой высокой инфляции
сталкивались практически все страны
мира, и каждая из них в решении этой проблемы
шла своим путем, хотя в действиях, направленных
на снижение инфляции, имелось и много
общего. Так во многих странах достигнуты
определенные успехи в борьбе с инфляцией,
а Беларусь находится в начале этого пути.
Однако, несмотря на это у нашей страны
есть небольшая привилегия: мы можем, опираясь
на исторический опыт других стран в борьбе
с инфляционными процессами, избежать
чужих ошибок.
Итак, на сегодняшний день в
Республике Беларусь разработан комплекс
мер антиинфляционного регулирования,
как на долгосрочную перспективу, так
и на короткий отрезок времени. Большое
значение для обуздания инфляции имеет
правильная долгосрочная денежная политика,
направленная на введение жестких ограничений
роста денежной массы, независимо от состояния
бюджета, уровня безработицы и т.д. Как
правило, при решении этой задачи используется
арсенал инструментов, находящихся в распоряжении
Центрального банка: изменение ставки
межбанковского кредита и нормы обязательных
резервов, проведение операций на рынке
ценных бумаг с государственными долговыми
обязательствами. Повышая ставку процента
и норму обязательных резервов, Центральный
банк задает всем звеньям банковской системы
не инфляционную линию поведения, а осуществляя
операции на открытом рынке, он непосредственно
влияет на состояние денежного обращения.
Несмотря, на мировой экономический кризис,
наше правительство принимает меры по
стабилизации экономики в стране. Так,
за последние несколько лет, сделаны значительные
шаги для снижения инфляции. Ведется активная
антимонопольная политика, акционируются
предприятия, повышается конкуренция.
Благодаря проводимой Национальным банком
процентной политике, растут вклады населения
в национальной валюте.
Тем не менее, рассматриваемая
проблема еще не решена в полной мере и
поэтому сохраняется необходимость дальнейшего
снижения инфляции и установления полного
контроля над инфляционными процессами
в стране. Управление инфляцией по-прежнему
представляет важнейшую проблему денежно-кредитной
и в целом экономической политики. При
всей значимости сокращения государственных
расходов, постепенного сжатия денежной
эмиссии требуется проведение широкого
комплекса антиинфляционных мероприятий.
Среди них стабилизация и стимулирование
производства, совершенствование налоговой
системы, создание рыночной инфраструктуры,
повышение ответственности предприятий
за результаты хозяйственной деятельности,
изменение обменного курса рубля (что
и планируется сделать в этом году), проведение
определенных мер по регулированию цен
и доходов. Таким образом, правительство
нашей страны и Центральный банк РБ должны
обеспечить внутреннюю и внешнюю устойчивость
денежной единицы, поддержание стабильных
цен и общей экономической политики государства
Подводя черту под сделанной
курсовой работой, хочется сказать, что
у Беларуси есть хороший потенциал, как
и во многих странах, в которых устанавливается
система рыночных отношений. Белорусская
экономика – свежая глина, из которой,
если захотеть можно вылепить всё что
угодно, чем мы и занимаемся.
Литература
- Курс экономической теории:
учебник; Под общ.ред.проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А.; 4-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2002г. – 752 с.
- Инфляция должна быть подавлена
// Белорусский рынок. 2006. №16.
- Усов В.В. Денежное обращение
и инфляция. - М.:Дрофа.1999. – 543 с.
- Квачахия И.Г. Развитие понятия
инфляция.- // Финансовый бизнес.-2001.- №2.
- Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки.-
М.: Банки и биржи. 2003.- 600 с.
- Макроэкономика: Учеб. Пособие/
М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов
и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд.,
стер. – М.: Новое знание, 2004. – 426с.
Экономическая теория: Учебник.
2-е изд. перераб. и доп./ Н.И. Базылев, А.В.
Бондарь, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И.
Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. –
550с.
Экономическая теория: Учебник.
2-е изд. перераб. и доп./ Н.И. Базылев, А.В.
Бондарь, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева,
С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550с.
Тарасевич Л.С., Гребенников
П. Макроэкономика: Учебник. - М.: Высшее образование, 2005. - 654с.
Прогнозирование и планирование
экономики: Учеб. пособие / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Г.Н. Кандауров
и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.:
Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001.- 380с.
- Центральная и Юго-Восточная
Европа – 2008:испытание мировым кризисом/ Отв.ред.к.г.н. Н.В.Куликова. – М.: ИЭ РАН, 2009. – 402с.
- М.И.Беляев, Мировая экономика 1999-2007 г.; 1-е издание – Мосва, 2009.- 307с.
Травин Д.Л. "Долгая дорога
к чуду" // Звезда № 2, 2000.
В. Комков, И. Беляцкий, Макромодель
для анализа и прогнозирования инфляции
издержек / В. Комков, И. Беляцкий // Банкаўскi веснiк. – 2007. - №16. – с.19-23.
- Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.belstat.gov.by
Козаченко Л.Д. Инфляционные
процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности
регулирования/ Л.Д. Козаченко// Вестник
БГЭУ – 2006. - №2. - с.71-77
- Национальная экономика Беларуси:
Учеб. Пособие/ В.Н. Шимов, Я.М. Александрович,
А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н.
Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с.
- Антиинфляционная политика: пути реализации/Под ред. В.В.Пинигина. Мн.: НИЭИ
Минэкономики, 2002. - 176 с.
Приложение А
Примерная блок-схема системного
решения проблем снижения уровня инфляции
(по трем направлениям)
РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Меры по
ограничению издержек |
|
Меры по ограничению
монетарных факторов инфляции |
|
Снижение дефицита бюджета,
покрываемо го за счет дне ной эмиссии |
|
Меры по структурному
регулированию рынка товаров и услуг и
цен на них |
Меры по регулированию заработной платы
в составе себестоимости продукции |
Государственное регулирование
цен на продукты и услуги первой необходимости |
|
Меры по регулированию объема
и структуры денежной массы |
|
Снижение объема эмиссионного
кредитования экономики |
|
Государственное регулирование
цен на товары монополиста |
Меры по стабилизации обменного курса
с целью ста - билизации цен на импортное
сырье, материалы, комплектующие и конкурирующий
ввоз |
Проведение эффективной процентной
политики по кредитам и депозитам |
Уменьшение доли наиболее активной
части денег |
Регулирование конкурирующего
ввоз товаров и услуг |
|
|
|
Создание системы контроля
за ценообразованием |
|
Меры по сокращению скорости
обращения денег |
Стимулирование удовлетворения
спроса за счет роста производства |
Меры по оптимизации процентных ставок,
формирующих себестоимость продукции |
Регулирование доходов населения
Регулирование бартерных операций |
Регулирование закупочных цен |
|
|
|
|
Регулирование уровня рентабельности |
Регулирование налоговых ставок и обязательных
платежей |
Выпуск суррогатных платежных
средств для взаиморасчетов (квазиденьги,
неплатежи) |
Меры по обеспечению пропорциональности
структуры спроса и предложения |
Проведение политики ресурсосбережения |
Регулирование торгово-транспортных
наценок |
|
|
|
|
Переоценка основного капитала |
|
Меры по ограничению инфляционных
ожиданий |
Переоценка оборотных фондов |
|
|
|
|
Меры по снятию ранее образовавшихся
инфляционных потенциалов |
|
|