Инфляционные процессы в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение теоретических аспектов инфляции и мер практической реализации антиинфляционной политики на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие инфляции и охарактеризовать ее виды;
рассмотреть причины и формы проявления инфляции;
описать последствия инфляции и методы ее регулирования;
проанализировать динамику инфляционных процессов в Республике Беларусь;
дать характеристику антиинфляционной политике в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..4
1 ИНФЛЯЦИЯ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ…………………………….6
1.1 Виды инфляции ………………………………………………………………….6
1.2 Причины инфляции……………………………………………………………...9
1.3 Последствия инфляции ...……………………………………………………...15
2 РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ…….…………………………………………........18
2.1 Опыт стран Центральной и Восточной Европы .…………………………….18
2.2 Государственная система антиинфляционных мер ……………….…...…….22
3 НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ ........................………………………………………24
3.1 Инфляционные процессы в национальной экономике ………………….....24
3.2 Первоочередные антиинфляционные меры ………………………………….31
Заключение …………………………………………………………………………36
Литература ………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (Автосохраненный)ПЕРЕДЕЛКА.docx

— 214.38 Кб (Скачать файл)

 

   Примечание - Источник: [15].

      Как видно из таблицы 3.2, индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2010 г. по сравнению с ноябрем 2010 г. составил 101%, а по сравнению с декабрем 2009 г.– 109,9%.; в январе 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года индекс потребительских цен составил в Беларуси 101,4%.

     Индекс цен производителей промышленной продукции в декабре 2010 г. по сравнению с ноябрем 2010 г. составил 101,1%, в том числе на инвестиционные товары – 101%, промежуточные товары – 101,2%, потребительские товары – 101%, а в январе  2011г. к декабрю 2010г. индекс составил 103,3%. Индекс цен на строительно-монтажные работы в декабре 2010г. по сравнению с ноябрем составил 103,1%, а по сравнению с декабрем 2009г. он составил 111,2%.

Теперь рассмотрим индексы цен по основным группам продовольственных товаров (таблица 3.3). Итак, индекс цен на продовольственные товары в декабре 2010 г. по сравнению с ноябрем 2010 г. составил 101,6%,а по сравнению с декабрем 2009 г. – 113,1%.

В январе 2011 г. по сравнению с декабрем 2010 г. более высокими темпами росли цены на продовольственные товары. Индекс цен на продовольственные товары составил 102,1%, в том числе по маслу растительному – 102,4%, крупе пшенной – 104,4%, плодоовощной продукции – 104,9%, водке – 105%, сахару – 110%. Табачные изделия подорожали на 5,2%.

Таблица 3.3 - Индексы цен по основным группам продовольственных товаров                                                                                       (в процентах)

 

Декабрь 2010 г. к

2010 г. к 2009 г.

Группы товаров

ноябрю 
2010 г.

декабрю

2009 г.

 

Продовольственные товары – всего

101,6

113,1

109,2

Продукты питания

101,8

114,1

108,9

из них:

     

мясо и птица

100,6

110,6

106,3

колбасные изделия и копчености

101,0

110,4

105,5

рыба и морепродукты,

включая сельди

101,1

105,4

101,8

консервы  рыбные

101,4

109,0

105,6

молоко и молочные продукты

100,4

115,0

109,6

сыры

100,9

118,6

109,8

масло животное

101,6

134,8

122,5

масло растительное

103,1

137,8

115,3

яйца

101,2

114,1

109,5

хлеб и хлебобулочные изделия

100,4

104,5

104,1

мука пшеничная

99,5

100,4

99,4

макаронные изделия

100,6

102,4

95,3

крупы

101,3

139,3

112,1

сахар

100,0

127,8

129,3

кондитерские изделия

101,5

116,9

110,6

чай

100,5

110,3

110,8

картофель

108,1

157,7

139,2

фрукты

107,0

125,1

108,9

овощи

117,4

114,4

123,3

алкогольные напитки

100,4

109,1

110,6

табачные изделия

100,0

102,5

104,7


 

Примечание - Источник: [15].

  По итогам 2010 года потребительские цены в Беларуси выросли на 9,9% (0,8% в среднем за месяц). Это самый высокий показатель в Европе, почти в 4 раза превышающий средний уровень в странах Европейского Союза. Действительно, по темпам роста цен в период 1995-2010 годов Беларусь входит в топ-20 самых неблагополучных стран. Так, инфляция в Беларуси за 2010 год - 9,9%, когда год этот показатель был запланирован в пределах 8-10%.  Таким образом, в 2010 году Беларусь обеспечила снижение темпов инфляции по сравнению с 2009 годом, когда она достигла 10,1%. Потребительские цены в декабре 2010 года выросли на 1% после роста на 0,9% за ноябрь, на 1,1% в октябре, 1,6% в сентябре и 0,6% в августе. Индекс цен производителей промышленной продукции в декабре 2010 года к ноябрю 2010 года составил 101,1%, в том числе на инвестиционные товары - 101%, промежуточные товары - 101,2%, потребительские товары - 101%.[15]

Цены на продовольственные товары в декабре 2010 года по отношению к декабрю 2009 года выросли на 13,1%, в 2010 году по отношению 2009-му - на 9,2%. Наибольший прирост цен в декабре по отношению к ноябрю произошел на овощи (на 17,4%), картофель (8,1%), фрукты (7%), масло растительное (3,1%), кондитерские изделия (1,5%), консервы рыбные (1,4%), крупы (1,3%), яйца (1,2%), рыба и морепродукты (1,1%), колбасные изделия и копчености (1%). Также подорожали: сыры (на 0,9%), мясо и птица, макаронные изделия (0,6%), чай (0,5%), хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, алкогольные напитки (0,4%). Цены на табачные изделия и сахар не изменились. Наблюдалось снижение цен на муку пшеничную (на 0,5%). Выросли цены на медикаменты (0,9%), бытовые электроприборы, посуду, парфюмерно-косметические товары (по 0,4%), швейные изделия (0,3%), часы (0,1%). Не изменились цены на бензин. Обувь и письменные принадлежности подешевели на 0,1%, ковры и ковровые изделия — на 0,2%. Цены и тарифы на платные услуги в декабре 2010 года по сравнению с ноябрем возросли на 0,3%, с декабрем 2009 года - на 6%, а в 2010 году по отношению 2009-му — на 5%. Больше всего подорожали услуги международного железнодорожного сообщения (на 3,4%), концертных залов (на 2,8%), кинотеатров и бытовые услуги (на 2,6%), услуги культуры (1,9%). Также поднялась стоимость внутриреспубликанского железнодорожного сообщения и санаторно-оздоровительных услуг (на 0,7%), пассажирского транспорта, медицинских услуг (на 0,4%), высшего образования (0,3%), театров (0,1%).Не изменились цены на оплату электро-, газо-, водоснабжения, техническое обслуживание жилых помещений, проезд в пригородном автомобильном и пригородном железнодорожном сообщении, услуги связи и дошкольных учреждений. Снизились цены на туристические и экскурсионные услуги — на 3%, воздушный пассажирский транспорт — на 2,7%, междугородное автомобильное сообщение — на 0,1%. Также снизилась плата за отопление — на 0,2%.[15]

Однако в Национальном статистическом комитете сообщили, что в декабре 2010 года инфляция сложилась на уровне 1%(в январе прошлого года инфляция составляла 0,8%) и банковская система Беларуси в 2010 году выполнила все показатели денежно-кредитной политики. В соответствии с запланированными темпами осуществляется кредитование экономики и населения, успешно реализуется процентная политика, надежно работает платежная система, стабилен курс национальной валюты. Ресурсная база банков с начала года выросла на 42% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, все банки выполняют нормативы безопасного функционирования. И на основании этого председатель Правления Национального банка Петр Прокопович заверил главу государства, что банковская система готова к выполнению тех задач, которые поставлены перед ней в 2011 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

3.2 Первоочередные  антиинфляционные меры

 

В рыночной экономике, как свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.

Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры.

Наиболее вероятными в условиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или иной мере будут направлены на компенсацию трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.

Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области, как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней. Из всего множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики.[17, с 658]

1. Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении роли и функций государства, его вмешательства  в экономику, примером такой программы может служить программа МВФ, принятая в России в рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.

2. Сторонники кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ.

Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и другой политики в 1990-х годах и в 2000-2003 гг. позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции.[16, с 658]

  Всю совокупность  мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно  условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования (см. Приложение А).

Первый комплекс включает меры:

    • по регулированию зарплаты в составе себестоимости продукции;
    • поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
    • снижению материалоемкости и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
    • реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;
    • сокращению транзакционных издержек и др.[17, с 659]

Второй комплекс охватывает меры:

    • по регулированию объема и структуры денежной массы;
    • проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;
    • сокращению скорости оборота денег;
    • регулированию резервных требований;
    • ограничению бюджетного дефицита;
    • регулированию доходов населения;
    • сокращению бартерных операций, неплатежей;
    • стабилизации белорусского рубля и др.[17, с 659]

Третий комплекс предусматривает меры:

    • по государственному регулированию цен на продукты и услуги  первой необходимости;
    • государственному регулированию цен на товары монополистов;
    • регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;
    • регулированию уровня рентабельности;
    • стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;
    • ограничению инфляционных ожиданий;
    • ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других антиинфляционных потенциалов [17, с 659].

         Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы для обеспечения инновационного развития национальной экономики предусматривается  активное привлечение инвестиций в высокотехнологичные производства. Для решения этих задач предусматривается, что инвестиционная политика Беларуси в 2011-2015 годах будет направлена на дальнейшее улучшение инвестиционного климата, стимулирование спроса на инвестиционные ресурсы.  В целях внедрения современных технологий потребуется увеличить объем инвестиций за счет привлечения иностранных источников для развития действующих и создания новых производств, в том числе в малых и средних городах республики.

Государство при выборе методов макроэкономического регулирования может рассматривать различные системы мер в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики. [18, с.22].

Информация о работе Инфляционные процессы в национальной экономике