Инфляция и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

В последние сто лет прослеживаются серьезные изменения в денежной сфере, динамике цен, экономическом развитии в целом. Освобождение денег от золотого содержания, превращение безналичных денег в главный вид денег, а бумажных – фактически в единственный вид наличных денег – все это влияло на механизм ценообразования.

Содержание работы

Введение
1. Особенности действия инфляции в различных рыночных системах
1.1. Понятие, сущность и формы проявления инфляции
1.2. Виды инфляции и особенности ее действия
1.3. Причины возникновения инфляции
1.4. Социально-экономические последствия инфляции
2. Инфляция и безработица
2.1. Сущность, понятие безработицы
2.2. Причины и виды безработицы
2.3. Последствия безработицы
2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филипса
3. Анализ безработицы и инфляции
3.1. Основные показатели безработицы и инфляции в РФ
3.2. Антиинфляционная политика государства. Кризис 1998 г. Меры борьбы с безработицей
4. Рынок труда в России 2010 г.
5. Инфляция и социальные конфликты

Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1. Динамика уровня занятости населения в возрасте 15-72 лет (2009-10 г.г.)
Приложение 2. Динамика уровня безработицы среди населения в возрасте 15-72 лет (2009-10 г.г.)

Файлы: 1 файл

курсовая инфляция и безработица.docx

— 401.02 Кб (Скачать файл)

Неполное привлечение  ресурсов расценивается как неудачный  для данного общества выбор, поскольку  нарушается принцип эффективного использования  производственных ресурсов.

Наличие безработицы в  обществе свидетельствует о недоиспользовании  трудовых ресурсов. Чрезмерная безработица, без сомнения, отрицательно отражается на всей экономике страны.

В экономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне и правильно измерить инфляцию, но и соответственно оценить  ее последствия и адаптироваться к ним. С этой точки зрения, прежде всего, имеют значение структурные  характеристики динамики цен. При так  называемой сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние  соотношения между собой.

Особое значение при этом имеет сбалансированность их общего роста с ценами на рынке труда, в таком случае уровень реальных доходов трудящихся не снижается, хотя накопленные ранее денежные сбережения теряют свою ценность. Несбалансированная же инфляция вызывает перераспределение  доходов, структурные изменения  в производстве товаров и услуг, поскольку цены различных товаров  постоянно изменяются по отношению  друг к другу, причем в различных  пропорциях.

Особенно быстро растут цены на повседневные товары неэластичного  спроса. Как правило, отстают от других темпы роста цен на рынке труда, что ведет к снижению уровня жизни  и росту социальной напряженности.

В какой-то мере, говоря о  показателях и типах инфляции, затронут вопрос о ее последствиях, влиянии на экономику. В западных странах инфляция стала практически  неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствии, а о некоторых специфических функциях инфляции.

Инфляция по-разному влияет на перераспределение в зависимости  от того, является ли она ожидаемой  или непредвиденной.

В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять  меры, чтобы предотвратить негативные последствия инфляции, которые в  противном случае отразятся на его  реальном доходе.

Весьма опасна двузначная и тем более трехзначная инфляция. В условиях двузначной инфляции большинство  экономических агентов испытывают трудности с планированием доходов  и расходов, в результате чего экономическая  деятельность тянет к наиболее доходным и быстроокупаемым видам деятельности, и экономический спад становится весьма вероятным.

Длительная трехзначная  инфляция ведет вообще к постепенному сворачиванию хозяйственной деятельности в большинстве секторов экономики, в результате чего проигрывают почти  все экономические агенты. А теперь подробнее рассмотрим влияние инфляции на различные социальные группы.

Инфляция наказывает людей, которые получают относительно фиксированные  номинальные доходы. Иначе говоря, она перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных  доходов и увеличения их у других групп населения.

Люди, живущие на нефиксированные  доходы, могут выиграть от инфляции. Номинальные доходы таких групп  населения могут обогнать уровень  цен, или стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся.

С ростом цен реальная стоимость, или покупательная способность  сбережений, отложенных на черный день, уменьшится.

Во время инфляции уменьшается  реальная стоимость срочных счетов в банке, страховых полисов, ежегодной  ренты и других бумажных активов  с фиксированной стоимостью, которых  когда-то хватало ,например, было вложено 1000 у.е. в коммерческий банк или в ссудо-сберегательную ассоциацию или куплена облигация за 1000 у.е. при 6%-ной ставке, но если инфляция достигает 13%, то в конце года стоимость, или покупательная способность этой тысячи уменьшится до 938, то есть вкладчик получит 1060 у. е., но дефилирование этих 1060 у.е. с учетом 13%-ной инфляции означает, что реальная стоимость 1060 у.е. составляет лишь около 938 (1060 у.е. разделить на 1,13). 

Опыт последних лет  показывает, что в России правило  свое: с возрастанием уровня инфляции увеличивается уровень безработицы, и наоборот (см. табл. ).

Табл. Показатели уровня инфляции и безработицы РФ, 2004-2008 г.г.

 

    1. Антиинфляционная политика государства. Кризис 1998 г. Меры борьбы с безработицей

Борьба с инфляцией  предполагает набор мероприятий, направленных на снижение годовых темпов инфляции до низких и предсказуемых значений. Инфляционный потенциал современной  рыночной экономики связан с множеством факторов, не всегда поддающихся прямому  контролю со стороны правительства, например шоковые изменения совокупного  предложения, вызванные внешними факторами.

Антиинфляционная политика в ситуации инфляции спроса направлена главным образом на ограничение  темпа прироста денежной массы. Эта  политика применима, прежде всего, против гиперинфляции. Большое значение для  успешной антиинфляционной политики имеет  и сокращение дефицита государственного бюджета, особенно его финансирование за счет эмиссии денег. Денежное предложение  сокращается при известной нам  политике «дорогих» денег, предполагающей повышение учетной ставки и нормы  обязательных резервов.

В случае инфляции издержек правительство стремится стимулировать  совокупное предложение, что будет  способствовать как расширению выпуска  продукции, так и снижению уровня цен. Все меры, направленные на повышение производительности труда, ограничение монополизма фирм, вздувающих цены на свою продукцию, увеличение рынка труда, способствует снижению инфляции.

Важнейшее антиинфляционное мероприятие – макроэкономическая политика, направленная на снижение инфляционных ожиданий.

В России в течение 1991 – 2005 гг. можно выделить периоды, для которых  в большей степени была характерна инфляция спроса, и периоды, более  связанные с инфляцией издержек.

Так, инфляция 1992 – 1996 гг. была вызвана монетарными, а не структурными причинами. Жесткая денежно –  кредитная политика, проводимая последовательно  с 1995 – 1997 гг., позволила сбить темпы  инфляции до уровня около 1% в месяц  в 1997 г.

С начала 1998 года начало углубляться  кризисное состояние российской экономики. В первом полугодии 1998 года объем валового внутреннего продукта по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился почти на 2%, объем промышленной продукции – на 2,5%, продукции сельского хозяйства – на 3%. Инвестиции в основной капитал уменьшились на 6%, а число убыточных предприятий составило 50%.  Следствием ограниченного притока средств в реальный сектор экономики явился кризис платежных отношений, нарастание просроченной задолженности организаций. На 1 июля 1998 года просроченная кредиторская задолженность организаций достигла 1082 млрд. рублей.

     Напряженная  ситуация сложилась с поступлением  доходов в федеральный бюджет. В 1 полугодии 1998 года исполнение  федерального бюджета по доходам  составило 34,8% от установленного  Федеральным законом годового  объема. Сократились налоговые поступления  от прибыли организаций, уменьшились  поступления от внешней торговли  в связи с падением мировых  цен на энергетические ресурсы.  Ухудшилась собираемость налогов.  Проводимая Правительством Российской  Федерации социально-экономическая  и финансовая политика оказалась  неспособной обеспечить гражданам  основные государственные социальные  гарантии.

 Результатом этой политики  стало резкое снижение уровня  жизни населения, реальные денежные  доходы которого в текущем  периоде уменьшились на 9%.

По данным Госкомстата  России, на 14 сентября 1998 года потребительские  цены по сравнению с 1 августа выросли  на 56%. При этом цены на отдельные  продукты питания и предметы первой необходимости увеличились в  несколько раз. В этой связи в  особо тяжелом положении оказались  малоимущие граждане, пенсионеры, в  структуре потребительских расходов которых расходы на питание составляют 50-70%, работники бюджетной сферы. Уровень безработицы среди представителей среднего класса России поднимется с 5-6 процентов в 1997 году до 15-21 процентов  в 2000  году.

Всплеск инфляции в 1998 г. был связан с резким падением курса национальной валюты и соответственно с ростом курса доллара. Российским импортерам требовалось большее количество рублей, чтобы купить на них доллары, необходимые для оплаты импортных товаров. А поскольку значительная часть товаров поставляется в Россию по импорту, рост темпов инфляции в 1998 г. связывается с внешними факторами, повлиявшими на совокупное предложение в сторону его снижения.

Основное направление  ЦБ РФ является развитие и укрепление банковской системы РФ, защита и  обеспечение устойчивого рубля, что означает достижение низкой инфляции.

Сразу после кризиса 1998 года начали расти остатки на счетах коммерческих банков, в 2001 – 2002 гг. они стабилизировались, а в 2003 году вновь начался рост, который стабилизировался в 2004-2005 гг. Главной целью ЦБ РФ является снижение инфляции и поддержание курса  обменного рубля. Оценка естественного  уровня безработицы в России в1994 – 2006 гг.

В результате либерализации  российской экономики в начале 90-х  годов возникло такое новое для  страны явление, как открытая безработица. Однако, вопреки широко распространенным прогнозам, она не стала доминирующим фактором на рынке труда, а ее масштабы не были катастрофическими. За годы реформ совокупный спад в экономике страны составил почти 50%, но максимальное уменьшение количества занятых ограничивалось 18%, а доля безработных на протяжении всего рассматриваемого периода  не превышала 13- 14% и снизилась к  2003 г. менее чем 8% от общей численности экономически активного населения. На период 2005-2006 гг. уровень безработицы стабилизировался и составил 7-8 % от общей численности экономически активного населения (в качестве примера можно привести г. Славгород, в котором этот показатель на 2006 г. составил 8% по данным представленным городским Центром занятости населения).

При конкретизации проведения антиинфляционной политики определены методы борьбы с инфляцией, которые могут быть:

  1. Косвенными (регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком; регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком; обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг);
  2. Прямыми (прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым – денежной массой; государственное регулирование цен; государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы; государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса).

Становится, очевидно, что  с бороться с инфляцией можно, но подобная борьба под стать только государству, перед правительством в этом случае стоит выбор: ликвидировать  инфляцию посредством радикальных  мер, или адаптироваться к ней (адаптационная  политика проводится на частном уровне - индексация доходов осуществляется в случае резких, неожиданных скачков  цен, но даже при очень высокой  (активной) адаптационной «расторопности» правительства отставание индексации от фактического роста цен неизбежно, другая политика – контроль соотношения цен и окладов, следующий вариант – государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы, наиболее радикальный и пока еще популярный вариант – минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами).

 

4. Рынок труда в России 2010 г.

Вслед за ростом реального  ВВП на 4% в 2010 г., ожидается, что в 2011 г. рост российской экономики составит 4,4% – во многом благодаря росту внутреннего спроса. Российские домохозяйства справились с шоком, обусловленным ростом цен на продовольствие, благодаря повышению зарплат и пенсий, а также использованию частных и государственных систем социальной защиты. Страна преодолела мировую рецессию, при этом показатели безработицы и бедности оказались ниже прогнозов. Однако в условиях нового нефтяного шока возросли глобальные риски и неопределенность. Несмотря на то, что в краткосрочной перспективе высокие цена на нефть положительно повлияют на поступления от экспорта и доходы бюджета, это не повод для самоуспокоения. Экономическая политика России должна быть направлена на ограничение инфляции в краткосрочной перспективе, а также на ужесточение бюджета в среднесрочной перспективе с тем, чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость ненефтяного дефицита. Повышение эффективности государственных расходов для высвобождения бюджетных средств на финансирование инфраструктуры и улучшение инвестиционного климата остаются среди ключевых долгосрочных задач.

 

Безработица в России: последние данные

Численность безработных  в ноябре 2010 года снизилась до 5 миллионов  человек по сравнению с 5,1 миллиона человек в октябре текущего года, сообщает в пятницу Росстат. Таким  образом, уровень безработицы снизился с 6,8% до 6,7%. 
«В численности экономически активного населения 70,2 миллиона человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5 миллионов человек - как безработные с применением критериев Международной организации труда (МОТ), – говорится в сообщении ведомства. 
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет в ноябре 2010 года составила 75,3 миллиона человек, или более 53% от общей численности населения страны. 
По сравнению с ноябрем 2009 года численность занятого населения увеличилась на 881 тысячу человек, или на 1,3%, численность безработных сократилась на 1,148 миллиона человек, или на 18,6%. 
Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в ноябре 2010 года составила 47,5%, доля городских жителей - 63,4%, средний возраст безработных составил 35,3 года. По сравнению с октябрем 2010 года численность безработных в возрасте 15-24 лет сократилась на 30,6 тысячи человек (или на 2,2%). 
Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (30,3%) и 20-24 лет (14,0%). 
Среди безработных 29% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы не превышает 3-х месяцев, один год и более ищут работу 32,2% безработных. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в ноябре составила, соответственно, 38% и 28,9%. 
Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе. По данным Минзадравсоцразвития, официальная безработица в России на 1 декабря 2010 года составила 1 миллион 533 тысячи 591 человек.

Информация о работе Инфляция и безработица