Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 18:23, курсовая работа
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть финансы как субъекты и объекты управления их необходимость.
2. Изучить основные методы и инструменты управления финансами и рассмотреть финансы как инструмент регулирования.
3. Определить роль и значение инструментов управления финансами в РФ.
Введение 3
Глава 1. Необходимость и содержание управления финансами
в Российской Федерации
1.1 Правовые основы управления финансами Российской
Федерации
1.2 Составные элементы управления финансами Российской
Федерации
Глава 2. Основные инструменты современной системы управления
Финансами в Российской Федерации
2.1 Основы финансового планирования и прогнозирования
2.2 Финансовый контроль, финансовое программирование
2.3 Финансовый мониторинг, регулирование
Глава 3. Роль и значение инструментов управления финансами
в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
Высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
«Пермский финансово-экономический колледж» - филиал Финуниверситета
кафедра «Финансы и кредит»
Курсовая работа
по дисциплине «Финансы и кредит»
Инструменты управления финансами в Российской Федерации, их состав и назначение
Выполнил:
студент 201 группы, 2 курса
очной формы обучения
специальности «Финансы»
специализации «Казначейское дело»
Мустакимова Алсу Ринатовна
Научный руководитель:
Галкина Елена Валентиновна
Пермь, 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Необходимость и содержание управления финансами
в Российской Федерации
1.1 Правовые основы управления финансами Российской
Федерации
1.2 Составные элементы управления финансами Российской
Федерации
Глава 2. Основные инструменты современной системы управления
Финансами в Российской Федерации
2.1 Основы финансового планирования и прогнозирования
2.2 Финансовый контроль, финансовое программирование
2.3 Финансовый мониторинг, регулирование
Глава 3. Роль и значение инструментов управления финансами
в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.
В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами (то, что подлежит управлению) выступают разнообразные виды финансовых отношений и фонды денежных средств. В целом это государственные и муниципальные финансы; финансы организаций. Субъектами (те, кто управляет) управления финансами являются совокупность организационных структур, осуществляющих управление финансами - финансовый аппарат.
Управление финансами осуществляются на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово - бюджетной политики, налоговой, валютной, и денежно - кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.
Методами и формами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, финансовое регулирование, финансовый мониторинг, финансовое программирование, финансовый контроль и др. В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть финансы как субъекты и объекты управления их необходимость.
2. Изучить основные методы и инструменты управления финансами и рассмотреть финансы как инструмент регулирования.
3. Определить роль и значение инструментов управления финансами в РФ.
Глава 1. Необходимость и содержание управления финансами в РФ.
Управление финансами - это совокупность форм и методов воздействия на объект для достижения определенных целей. Оно направлено на совершенствование системы отношений, признанных «добывать» финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль над рациональным их использованием.
Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижение государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. [см.приложение 1]
1.1. Правовые основы управления финансами в РФ.
Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Роль финансового права значительно возрастает и в связи с переходом в нашей стране от административно-командной системы управления к рыночной. Кроме того, кардинальное изменение государственного устройства, построение федеративных отношений между органами власти непосредственно влияют на состав финансовой системы нашего государства, что диктует необходимость переосмыслить ранее существующих юридических норм, регулирующих финансовые отношения, и создания нового финансового законодательства.
Управление и применение к финансовым отношениям соответствующих новым условиям ведения финансово - хозяйственной деятельности норм финансового права, означающих установление четких правил организации этих отношений, позволяет эффективно управлять финансами органов власти и субъектов хозяйствования, защищать экономические интересы субъектов финансовых отношений и обеспечивает строгую финансовую дисциплину.
В настоящее время знание правовых основ функционирования финансов на всех уровнях управления позволяет финансовым работникам грамотно и эффективно управлять системой финансовых отношений как в рамках отдельной организации, так и на государственном и муниципальном уровнях. Используя правовые нормы, органы государственной власти и местного самоуправления регулируют развитие отраслей экономики, обеспечивают ее стабильность и рост, сглаживают и устраняют негативные тенденции в ее развитии, воздействуют на объем и структуру финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования. В свою очередь необходимость реализации целей и задач финансовой политики, проводимой государством, стимулирует дальнейшее развитие содержательной части финансового права. Именно финансовая политика определяет вопросы разработки соответствующих финансово-правовых актов для ее реализации, состав правовых норм, которые они должны содержать, финансовые льготы и санкции, которые должны применяться в ходе управления финансами. Применение норм права для субъектов хозяйствования означает определенный порядок формирования их уставного (складочногорименение норм права для субъектов хозяйствования означает определенный порядок формирования их уставного ()зации, состав правр) капитала, формирования и распределения прибыли, налогообложения, реализации амортизационной и инвестиционной политики, управления имуществом и решения других вопросов финансово-хозяйственной деятельности.
В ходе использования правовых норм в процессе управления финансами проявляется их «императивный» характер, под которым понимается активная практическая деятельность государства по организации финансовых отношений, разработке форм их проявления и использования. В результате этой деятельности субъекты права не могут по своему усмотрению и по собственной инициативе приобретать финансовые права и обязанности, определять их содержание, а также реализовывать их.
Основным законом, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ[1], в которой определяются федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в состав бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней и влияет на принципы их построения. Кроме того, нормы, непосредственно регулирующие финансовые отношения, содержатся в ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей принцип единства экономической системы Российской Федерации.
Нормы Бюджетного кодекса РФ [2] регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирования доходов бюджетов всех ее уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов и расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства РФ.
Нормы Налогового кодекса РФ регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения соответственно на территории РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
Указы Президента РФ, как правило, содержат поручения органам государственной власти по разработке нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов (например, Указ Президента РФ от 20.05.2004 % 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).
На основании постановлений Правительство РФ осуществляет правовое регулирование процесс управления государственными финансами со стороны высшего органа исполнительной власти в РФ, который в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой политики.
Ведомственные нормативные акты также играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами, поскольку позволяют осуществлять государственное правовое регулирование финансовых отношений в различных отраслях экономики, между распорядителями и получателями бюджетных средств.
1.2. Составные элементы управления финансами.
Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.
Финансовая система – это совокупность сфер (звеньев) [см.приложение 2] финансовых отношений по формированию, распределению и использованию денежных фондов государства предприятия населения. Это централизованные и децентрализованные денежные фонды.
Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:
1) Функциональное значение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).
2) Единство финансовой системы – предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, а также отдельными группами и слоями населения.
В сфере государственных финансов выделяются звенья:
государственный бюджет;
внебюджетные фонды;
государственный кредит.
Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД).
Бюджет РФ как финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год.
Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумулирования денежных средств, направляемые на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.
Информация о работе Инструменты управления финансами в Российской Федерации, их состав и назначение