Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 18:23, курсовая работа
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть финансы как субъекты и объекты управления их необходимость.
2. Изучить основные методы и инструменты управления финансами и рассмотреть финансы как инструмент регулирования.
3. Определить роль и значение инструментов управления финансами в РФ.
Введение 3
Глава 1. Необходимость и содержание управления финансами
в Российской Федерации
1.1 Правовые основы управления финансами Российской
Федерации
1.2 Составные элементы управления финансами Российской
Федерации
Глава 2. Основные инструменты современной системы управления
Финансами в Российской Федерации
2.1 Основы финансового планирования и прогнозирования
2.2 Финансовый контроль, финансовое программирование
2.3 Финансовый мониторинг, регулирование
Глава 3. Роль и значение инструментов управления финансами
в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.
В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:
федеральный бюджет;
бюджеты субъектов РФ;
местные бюджеты;
Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием, распределением и использованием денежных доходов. Их используют на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансированием затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.
Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:
финансы коммерческих организаций;
финансы некоммерческих организаций;
финансы финансовых посредников.
Субъектами общего управления финансами в РФ являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ Правительство РФ.
Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает и обнародует законодательные акты в области финансовой деятельности, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.
Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговый кодексы и др.).
Правительство РФ – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. О но обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
Министерство финансов РФ (МФ РФ):
1) осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
2) развивает бюджетный федерализм;
3) разрабатывает проект федерального бюджета;
4) составляет отчет о выполнении федерального бюджета;
5) составляет консолидированный бюджет;
На Министерство финансов возложены следующие функции:
участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений;
участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;
проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением средств бюджета.
Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСИП РФ) осуществляют контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль.
Система ЦБ РФ (Банк России) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.
Счетная палата РФ – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль над состоянием федеральной собственности и контроль над расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному Собранию РФ.
Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.
Глава 2. Основные инструменты современной системы управления финансами в Российской Федерации
Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи единые приемы и способы управления.
Конкретными инструментами управления финансами служат:
- финансовое планирование;
- прогнозирование;
- программирование;
- финансовое регулирование;
- финансовый мониторинг;
- финансовый контроль.
2.1. Основы финансового планирования и прогнозирования.
Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивает принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и домохозяйства, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.
Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.
Финансовое планирование является одним из важнейших инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность:
1) регламентированность (упорядоченный процесс);
2) связь с обратной информации;
3) направленность на достижение определенных целей;
4) временный характер.
Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность планов (система). План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей по средствам принятия согласованных мер в меняющейся внешности и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в современном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.
Финансовое прогнозирование – это прежде всего обоснование финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10лет) финансовое прогнозирование.
Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема ресурсов и их потребности в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих перед всеми элементами финансовой системы.
В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделим следующие:
- методы экспертных оценок;
- методы обработки пространственных и временных совокупностей;
- методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста;
- методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.
2.2. Финансовый контроль, финансовое программирование.
Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.
Финансовый контроль, является формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.
Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства [12].
Финансовый контроль включает:
- проверку соблюдения экономических законов (оптимальности распределения и перераспределения национального дохода);
- составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);
- эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;
- налоговый контроль.
Финансовый контроль преследует следующие цели:
содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;
обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
выявление внутрипроизводственных резервов увлечения финансовых ресурсов.
Принципы финансового контроля:
1. Законности – предусматривает наличие правовой базы обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами;
2. Независимости (организационной, функциональной, финансовой) – гарантируется действующим законодательством;
3. Объективности – предполагает отсутствие предвзятости и невмешательства в определенную деятельность субъектов хозяйствования, обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий;
4. Гласности – предполагает общедоступность результатов финансового контроля;
5. Ответственности – добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям;
6. Разграничение функций и полномочий – заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля;
7. Системности – означает единство правовой базы, установление периодичности проведение тех или иных финансовых контрольных мероприятий.
Контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы предприятий, организаций и учреждений.
Финансовое программирование.
Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:
установление приоритетов расходов по направлениям;
повышение эффективности расходования средств;
прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.
Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштаб, значение и сложности достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели.
2.3. Финансовый мониторинг, регулирование.
Информация о работе Инструменты управления финансами в Российской Федерации, их состав и назначение