Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 18:23, курсовая работа
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть финансы как субъекты и объекты управления их необходимость.
2. Изучить основные методы и инструменты управления финансами и рассмотреть финансы как инструмент регулирования.
3. Определить роль и значение инструментов управления финансами в РФ.
Введение 3
Глава 1. Необходимость и содержание управления финансами
в Российской Федерации
1.1 Правовые основы управления финансами Российской
Федерации
1.2 Составные элементы управления финансами Российской
Федерации
Глава 2. Основные инструменты современной системы управления
Финансами в Российской Федерации
2.1 Основы финансового планирования и прогнозирования
2.2 Финансовый контроль, финансовое программирование
2.3 Финансовый мониторинг, регулирование
Глава 3. Роль и значение инструментов управления финансами
в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Финансовый мониторинг – это осуществление контроля над деятельностью физических и юридических лиц по легализации доходов, получаемых преступным путем, а также осуществление контроля со стороны кредитных организаций за предпринимателями-клиентами, получившими ссуду.
К субъектам финансового мониторинга относятся:
кредитные организации;
лизинговые компании;
страховые организации;
организации федеральной почтовой связи;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
организации-посредники в сделках и операциях с недвижимостью;
управляющие компании инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов;
ломбарды, а также организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома подобных изделий;
организации игорного бизнеса, в том числе тотализаторы и букмекерские конторы;
организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет следующие полномочия:
осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, которые касаются вопросов, относящихся к установленной сфере ведения Службы, и по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;
осуществляет проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает необходимые разъяснения по представленной информации;
и др.
Финансовое регулирование.
Финансовое регулирование – осуществляется в соответствии с финансовым законодательством; федеральными и конституционными законами; указами. Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.
Централизованное вмешательство требуется для:
- обеспечения общих условий жизнедеятельности и правовой реализации экономических решений (безопасности существования соответствующей национально-территориальной общности, установления и поддержания правового режима, направленного на защиту прав собственности и свободное развитие личности, на поддержание и развитие эффективной конкуренции);
- проведения стабилизационных мероприятий (регулирования темпов экономического роста, уровня инфляции и занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре экономики, поддержания внешнеэкономического равновесия и курса национальной валюты);
- осуществления социально-ориентированного перераспределения ресурсов (организации производства нужных обществу благ, которыми не занимается частный сектор, гарантирования минимального уровня заработной платы, пенсий, пособий, помощи социально незащищенным гражданам, осуществления индексации фиксированных доходов).
Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования экономики являются следующие исходные основания:
1. Учет действия объективных экономических законов развития общества. Поскольку процесс финансового регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму ее воплощения в хозяйственную практику, мероприятия этой политики и механизма будут тем более действенными и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах и соответствующих им экономических категориях. А в противном случае будет проявляться реакция отторжения форм и методов финансового механизма в реальной экономической жизни.
2. Разработка научно обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов. Программа определяется как цельное, долгосрочное направление, которое обеспечивает нормативные акты государства и нижестоящих структур; допускается корректировка тактического характера по непредвиденным обстоятельствам.
3. Наличие демократической системы выражения взглядов и представляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп. Автократическая форма правления порождает волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы государственных структур: при внешней видимости благополучия общество обречено на застой, социально-экономическую отсталость и деградацию.
4. Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности. В более широком смысле слова законодательная система должна способствовать формированию «нравственного климата» в обществе, влияние которого выходит за рамки чисто юридической ответственности за оговоренные в законодательстве нормы, в том числе и ответственности за исполнение решения властными структурами, то есть предполагается качество управления, компетентность и порядок во всей иерархической структуре управления. Данное положение невозможно осуществить без действия предпосылки, сформулированной в пункте 3.
Пункты 3,4 названных предпосылок представляются, в целом, как наличие «гражданского общества», то есть такого цивилизованного общественного устройства, которое создает для всех членов общества равные возможности для жизнедеятельности, учитывает их интересы и потенциал, обеспечивает одинаковую правовую защиту и ответственность.
Глава 3. Роль и значение инструментов управления финансами
в Российской Федерации
Система управления финансами в современной экономике имеет определенное значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникали, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали – выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и некоторые другие. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой экономики.
Сейчас система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.
Государственное регулирование финансов в рыночной экономике играет ведущую роль. В то же время эта роль государства в регулировании финансов рыночной экономики принципиально отличается от функций государства в планово-централизованной экономике. Это обусловлено, с одной стороны, коренным отличием рыночной экономики, ее институциональной структуры, организации финансов и связей между хозяйствующими субъектами от планово-централизованной экономики, базирующейся главным образом на административных методах управления, а с другой стороны, принципиально иной организацией устройства государственной власти гражданского общества. Когда в той или иной мере конституционно закреплено разделение ветвей власти: законодательной (представительской), исполнительной, судебной.
Для регулирования финансов очень важную роль имеет достаточно большая автономия Центрального банка РФ в осуществлении монетарной политики, а также вновь созданных таких институциональных структур, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и другие финансовые организации.
Кроме того, практически в роли достаточно сильной лоббирующей власти выступают средства массовой информации (СМИ), которые непосредственно не участвуют в выработке и осуществлении финансовой политики и , конечно, в осуществлении финансирования, но своим воздействием через средства печати, радио и телевидение иногда весьма ощутимо влияют на принятие важных финансовых решений в различных органах власти.
Таким образом, в современном гражданском обществе государственная организация управления финансами оказывается весьма сложной и требует для стабильности общественно-политической жизни определенного равновесия, сбалансированности взаимодействия между различными ветвями власти, в том числе и в части регулирования экономики и ее финансовой сферы. Это во многом зависит от политической структуры общества и взаимодействия между различными партийными организациями.
Заключение
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. Для этого в управлении финансами существуют различные инструменты управления.
Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в РФ; и управление финансами отдельных субъектов управления.
В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.-М.-12.12.1993
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996г. № 14-ФЗ.
4. Федеральный закон от 20.07.1995г.№ 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
5. Е.М.Григорьева, Е.Г.Перепечкина. Финансы и статистика. Учебное пособие. М. Финансы и статистика. 2006г.
6. А.М.Годин, В.П.Горегляд, И.В.Подпорина. Бюджетная система РФ. Учебник. М. Дашков и Ко. 2007г.
7. И.К.Ключников, О.И.Ключников, О.А.Молчанова. Кредит и банки. Учебно-методическое пособие. М. Финансы и статистика. 2007г.
8. Г.М.Колпакова. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. М. Финансы и статистика. 2008г.
9. В.П.Климович. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. М. ФОРУМ-ИНФРА-М. 2007г.
10. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит
11. Лушин С.И. Финансы: Учебник. – М., 2000.
12. Лушин С. Слепов В. Финансы: Учебник. – М.: Экономистъ, 2003,682 с.
13. Мацкуляк И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник, - М.
РАГС изд-во, 2003, 680 с.
14. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004, 543 с.
15. Поляк Г. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Юнити – Дана, 2004, 303 с.
16. Федулова С.Ф. Финансы: Учебное пособие. – Ижевск, 2003.
17. Финансы и кредит. Под ред. проф. М.В.Романовского, Г.Н.Белоглазова. Москва. Юрай. 2011
18. Финансы, денежное обращение и кредит. Под ред. проф. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. Москва. Проспект. 2011
19. Финансы/ В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под. ред. Родионовой В.М. – М.: Финансы и статистика, 1995г.
20. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов РФ.
21. Справочная система «Гарант».
22. Справочная система «Консультант Плюс».
26
Информация о работе Инструменты управления финансами в Российской Федерации, их состав и назначение