Инвестиционные риски и управление ими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
Выделить теоретические основы управления инвестиционными рисками предприятия и провести оценку инвестиционных рисков предприятия в системе инвестиционных решений.
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть понятие инвестиционный риск, виды инвестиционных рисков, цели управления инвестиционными рисками.
2) Провести анализ рисков представленного проекта, сделать вывод о его целесообразности.
3) Проанализировать инвестиционный риск при оценке привлекательности инвестиционного климата

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы управления инвестиционными рисками предприятия……………………………………………………………………….6
Понятие инвестиционного риска, основные черты управления инвестиционным риском …………………………………………………….6
Нормативно – правовая база инвестиционных рисков……………………19
Глава 2. Оценка инвестиционных рисков предприятия в системе инвестиционных решений………………………………………………………32
2.1 Анализ рисков инвестиционного проекта…………………………………32
2.2 Классические модели оценки риска………………………………………..47
2.3 VаR – модели оценки инвестиционных рисков………………………………
2.4 Методы борьбы с инвестиционными рисками……………………………….
Глава 3. Разработка и реализация мер по управлению инвестиционными рисками….
3.1 Управление инвестиционными рисками в коммерческом банке……………
3.2 Способы уклонения от рисков………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

курсач финансы.docx

— 409.28 Кб (Скачать файл)

Количественные методы обоснования решений с учетом рисков, основанные на математическом аппарате, упрощают экономический смысл хозяйственных процессов. Экспертные оценки, учитывающие экономический аспект, обуславливают достаточно высокую степень субъективности решения.

 

1.2 Нормативно – правовая база инвестиционной деятельности

В рыночной экономике объем намечаемых инвестиций зависит от уровня рентабельности капитальных и финансовых активов. Поэтому необходимы единые нормы и правила поведения на инвестиционном рынке, которые бы создавали условия и определяли формы и методы стимулирующие расширение и активизацию инвестиционной деятельности. Эта роль безусловно принадлежит государству.

Участие государства в регулировании инвестиционной деятельности выражается в следующем:

1. Государство выступает в качестве  системообразующего фактора, так как создает нормативно-правовую базу, единую для всех участников инвестиционного процесса, включая и реализацию реальных проектов.

2. Государство само является  субъектом инвестиционной деятельности, выделяя бюджетные средства на  конкурсной основе непосредственным  инвесторам. Следует иметь в виду, что государство не преследует  в качестве основной цели инвестиционной  деятельности получение максимальной  прибыли от реальных проектов, на финансирование которых направляются  бюджетные средства. Государство  при принятии инвестиционных  решений руководствуется иными  принципами, чем коммерческие организации  при оценке эффективности реальных проектов (например, достижение максимальной социальной и экологической эффективности инвестиций и др.).

Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также объем и структуру государственных инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, структуры производства, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и иных факторов) применяют те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров.                                             При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней: конечных целях (рост валового внутреннего продукта, увеличение занятости населения, снижение темпов инфляции до 3-6% в год); промежуточных целях (соотношение между спросом и предложением на капитал, процентные ставки по кредитным ресурсам, динамика денежной массы и др.). Конечные (стратегические) цели определяют степень воздействия данной формы финансовой и денежно-кредитной политики на производство.

Промежуточные цели служат в качестве ориентиров регулирования пропорций между спросом и предложением на ресурсы в финансовой и денежно-кредитной сферах. Принципы регулирования инвестиционной сферы в России определяются рядом законов, кодексов, указов Президента и постановлений правительства.

Законы Российской Федерации:

  • Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с последующими изменениями и дополнениями;
  • Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями;
  • Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» с последующими изменениями и дополнениями;
  • Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с последующими изменениями и дополнениями;
  • Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» с последующими изменениями и дополнениями;
  • Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» с последующими изменениями и дополнениями.
  • «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (№ 1488-1 от 26июня 1991 г., в ред. федеральных законов № 89-ФЗ от 19 июня 1995, № 15-ФЗ от 10 января 2003 г.);
  • «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (№ 46-ФЗ от 5 марта 1999 г.).

Указы Президента Российской Федерации:

  • «О защите прав инвесторов» (№ 1233 от 11 июня 1994 г.); «О частных инвестициях в Российской Федерации» (№ 1928 от 17 сентября 1994 г.);
  • «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики в Российской Федерации» (№ 765 от 26 сентября 1995 г.).

Постановления Правительства Российской Федерации:

  • «Опривлечении внебюджетных инвестиций» (№ 507 от 23 мая 1994 г.);
  • «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» (№ 1108 от 29 сентября 1994 г;);
  • «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе» ( 744 от 22 июня 1994 г.);
  • «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (№ 633 от 29 июня 1995 г.);
  • «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации» (№ 534 от 1 мая 1996 г.);
  • «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации» (№ 1605 от 19 декабря 1997 г.).

Общими законодательными актами, регулирующими инвестиционную деятельность, являются Гражданский, Налоговый, Земельный, Водный, Градостроительный, Жилищный и другие кодексы, законы Российской Федерации «О недрах», «Об охране окружающей природной среды» и др.

Если рассмотреть данные законодательные акты с позиции их соответствия рыночным отношениям, то можно отметить следующие аспекты:

  • расширительная трактовка инвестиций и инвестиционной деятельности как вложение инвестиций и осуществление практических действий для получения прибыли или иного полезного эффекта;
  • четкая и конкретная формулировка основных понятий, характеризующих инвестиционную сферу, что создает единую терминологию для изучения инвестиционного процесса (например, капиталовложения, инвестиционный проект, приоритетный инвестиционный проект, объекты и субъекты инвестиционной деятельности и др.);
  • легализация сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности (застройщиками и подрядчиками);
  • широкий перечень мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления инвестициями;
  • комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования, в том числе для иностранных инвесторов;
  • широкий перечень методов регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений органами местного самоуправления.

 

Глава 2. Оценка инвестиционных рисков предприятия в системе инвестиционных решений

2.1 Анализ рисков инвестиционного  проекта

Наиболее распространенной ошибкой предприятий, планирующих реализацию инвестиционных проектов, является недостаточная проработка рисков, которые могут повлиять на доходность проектов. Поскольку такие ошибки могут привести к неверным инвестиционным решениям и значительным убыткам, очень важно своевременно выявить и оценить все проектные риски.

«Под проектными рисками понимается, как правило, предполагаемое ухудшение итоговых показателей эффективности проекта, возникающее под влиянием неопределенности. В количественном выражении риск обычно определяется как изменение численных показателей проекта: чистой приведенной стоимости (NPV), внутренней нормы доходности (IRR) и срока окупаемости (PB)» [13;54].

На данный момент единой классификации проектных рисков предприятия не существует. Однако можно выделить следующие основные риски, присущие практически всем проектам: маркетинговый риск, риск несоблюдения графика проекта, риск превышения бюджета проекта, а также общеэкономические риски.

Далее будут рассмотрены риски проекта на примере ювелирного завода, который решил вывести на рынок новый продукт - золотые цепочки. Для производства продукта приобретается импортное оборудование. Оно будет установлено в помещениях предприятия, которые планируется построить. Цена на основное сырье - золото - определяется в долларах США по итогам торгов на Лондонской бирже металлов. Планируемый объем реализации - 15 кг в месяц.

Продукцию предполагается продавать как через собственные магазины (30%), часть которых расположена в крупных торговых центрах, так и через дилеров (70%). Реализация имеет ярко выраженную сезонность с всплеском в декабре и снижением продаж в апреле-мае. Запуск оборудования должен состояться перед зимним пиком продаж. Срок реализации проекта - пять лет. В качестве основного показателя эффективности проекта менеджеры рассматривают чистую приведенную стоимость (NPV). Расчетная плановая NPV равна 1765 тыс. долл. США.

Рассмотрим основные типы проектных рисков:

«Маркетинговый риск - это риск недополучения прибыли в результате снижения объема реализации или цены товара. Этот риск является одним из наиболее значимых для большинства инвестиционных проектов. Причиной его возникновения может быть неприятие нового продукта рынком или слишком оптимистическая оценка будущего объема продаж. Ошибки в планировании маркетинговой стратегии возникают главным образом из-за недостаточного изучения потребностей рынка: неправильного позиционирования товара, неверной оценки конкурентоспособности рынка или неправильного ценообразования» [14;20].

Так, в нашем примере 30% цепочек планируется продавать самостоятельно, а 70% - через дилеров. Если же структура сбыта окажется иной, например 20% - через магазины и 80% - через дилеров, для которых устанавливаются более низкие цены, то компания недополучит первоначально запланированную прибыль и, как следствие, ухудшатся показатели проекта. Избежать подобной ситуации можно в первую очередь за счет всесторонней оценки рыночной среды маркетинговым отделом.

На темпы роста продаж могут оказывать влияние и внешние факторы. Например, часть собственных магазинов компании в рассматриваемом случае открывается в новых торговых центрах, соответственно объем продаж в них будет зависеть от степени «раскрутки» этих центров. Поэтому для снижения риска в договоре аренды необходимо установить качественные параметры. Так, ставка арендной платы может зависеть от выполнения торговым центром графика запуска торговых площадей, обеспечения транспортировки покупателей к месту продаж, своевременного строительства автостоянок, запуска развлекательных центров и т. п.

Риски несоблюдения графика и превышения бюджета проекта - причины возникновения таких рисков могут быть объективными (например, изменение таможенного законодательства в момент растаможивания оборудования и, как следствие, задержка груза) и субъективными (например, недостаточная проработка и несогласованность работ по реализации проекта). Риск несоблюдения графика проекта приводит к увеличению срока его окупаемости как напрямую, так и за счет недополученной выручки. В нашем случае этот риск будет велик: если компания не успеет начать реализацию нового товара до конца зимнего пика продаж, то понесет большие убытки. Аналогичным образом на общие показатели эффективности проекта влияет и риск превышения бюджета.

Для более точной оценки срока и бюджета проекта существуют особые методики, в частности метод PERT-анализа (Program Evaluation and Review Technique), разработанный в 60-е годы XX века ВМФ США и NASA для оценки сроков строительства баллистической ракеты Polaris. Методика оказалась эффективной и впоследствии была использована для оценки не только сроков, но и ресурсов проекта. В настоящее время PERT-анализ является одной из самых популярных и простых методик.

Смысл этого метода в том, что при подготовке проекта задаются три оценки срока реализации (стоимости проекта) - оптимистическая, пессимистическая и наиболее вероятная. После этого ожидаемые значения рассчитываются с использованием следующей формулы:

Ожидаемый срок (стоимость) = (Оптимистический срок (стоимость) + 4 х Наиболее вероятный срок (стоимость) + Пессимистический срок (стоимость)): 6

Коэффициенты 4 и 6 получены эмпирическим путем на основе статистических данных большого количества проектов. Результат расчета используется в дальнейшем как основа для получения остальных показателей проекта.

Если работы выполняют внешние подрядчики, то в качестве способа минимизации данных рисков можно оговорить в контракте особые условия. Так, в нашем примере при подготовке проекта запланированы работы по строительству помещения и установке оборудования, выполняемые внешним контрагентом. Длительность этих работ должна составить три месяца, стоимость - 500 тыс. долл. США. После завершения работ компания планирует получать дополнительную выручку от производства цепочек в размере 120 тыс. долл. США в месяц при рентабельности 25%. Если по вине поставщика длительность ремонта и установки возрастает, скажем, на один месяц, то компания недополучит прибыль в размере 30 тыс. долл. США (1 х 120 х 25%). Чтобы этого избежать, в договоре определены санкции в размере 6% от стоимости контракта за один месяц задержки по вине подрядчика, то есть 30 тыс. долл. США (500 тыс. х 6%). Таким образом, размер санкций равен возможному убытку.

Информация о работе Инвестиционные риски и управление ими