Ипотечный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

.Денежно-кредитная политика – это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
2. Понятие денежно-кредитной политики. …………………………….
2.1. Цели денежно-кредитной политики………………………………….
2.2. Инструменты денежно-кредитной политики………………………..
2.3. Виды денежно-кредитной политики…………………………………
3. Институты денежно-кредитной политики…………………………...
3.1. Национальный банк РБ………………………………………….. ..
3.2. Коммерческие банки и другие финансовые институты……………
4. Денежно-кредитная политика в развитых странах………………..
4.1. На примере Японии………………………………………………….
4.2. На примере Мексики…………………………………………………
5. Денежно-кредитная политика в РБ…………………………………
6. Заключение…………………………………………………………….
7. Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

     Что  касается  инструментариев кредитно-денежной политики Центрального банка, то такие классические средства, как манипулирование учетной ставкой и нормами резервов, а также операциями на открытом рынке ценных  бумаг  в Японии  в  течение нескольких  послевоенных десятилетий имели весьма малое значение, уступая в этом качестве прямому количественному рационированию кредита  в  условиях искусственно заниженного уровня процента.

     В  последнее время, правда, ситуация  несколько меняется: ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в  значительной  мере ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному, классическому инструментарию. Увеличилась степень гибкости процентных ставок и учетная ставка была увеличена до рыночного  уровня. С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к системе открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рынок краткосрочных ценных бумаг  правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала.  Все это говорит о качественной  смене модели регулирования кредитно финансовой сферы с упором на косвенные методы такого  регулирования, опосредованные ликвидными позициями банков,  выступающие в роли непосредственных субъектов кредитной экспансии.

     Рассмотрим  конкретные цели и механизм  кредитно-денежной политики. В основе подхода к данной политике лежала идея  избирательной поддержки  -"своего рода  искусственной селекции предприятий". Инициативу в проведении  реформ  в  данной  сфере взяло на себя правительство. И здесь оно активно использовало двойной эффект занижения процентных ставок: с одной стороны, административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком уровне (с 1962 по 1977 год) искусственно превышало норму накопления,  перераспределяя средства в пользу банковского сектора, а с другой стороны, регулирование кредитных ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного капитала позволяли Центральному банку и правительству в приказном по сути  порядке  направлять  его  крупнейшим корпорациям в сфере тяжелой индустрии и экспортных отраслей.  Главный тезис проводимой политики - ни Банк Японии, ни правительство не считали для себя возможным оставить решение вопроса о направлении перераспределения средств, а соответственно и имевшихся редких ресурсов стихийному  рыночному  процессу. "Именно способность высшего государственного  аппарата  избежать чрезмерной зависимости отсиюминутных интересов первоначального накопления  и использовать  всю  силу  государственного  принуждения  для соблюдения устанавливаемых "правил игры" и стал, по-видимому, одной из причин быстрого  и  здорового экономического подъема страны в 50-е - 70-е годы

     Сходные  черты  можно обнаружить и  в механизме контроля за денежной массой со  стороны  Банка  Японии.  Не  полагаясь  на косвенный контроль, Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках банковского кредитования,  в первую  очередь  краткосрочно "Банк Японии прямо контролировал формирование основной части денежной массы. Попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный  эффект в случае, когда они используются для предотвращения выхода из спада. Понижение  уровня  процента  или  либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе  высокого уровня инвестиционного спроса лежала "уверенность бизнеса в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал. Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной  целью перераспределение  средств  от  населения  и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции.(4)

 

4.2.Кредитно-денежная  политика в Мексике

 

   В первой  половине 80-х годов мексиканская экономика находилась в кризисном состоянии, усугубленном острейшим кризисом внешней  задолженности,  нарастающей  инфляцией  и  массовым бегством  частных капиталов из страны. К тому же особенностью развития Мексики традиционно были довольно сильные позиции государства в экономике, жесткая регламентация режима деятельности иностранных банков, суровая централизованность  государственного регулирования деятельности национальных банков. В этих условиях правительство начало проводить экономическую реформу.

      В результате антикризисных мероприятий  правительства  начался  поворот   финансово-экономической политики  в сторону модернизации и либерализации экономики,  развития рыночных механизмов, а также большой "открытости" экономики и интегрированности ее в мировое хозяйство.

   Остановимся  на основных моментах стабилизационной политики Мексики.  Регулирование  денежного  обращения мексиканское правительство  и центральный банк страны - Банк Мексики – старались использовать как  инструмент  реструктивной  монетарной политики и придерживаться следующих положений:  денежная масса в обращении не должна была превышать более чем в  четыре  раза стоимость официальных инвалютных резервов страны; лимиты финансирования, предоставляемого Банком  Мексики, определялись "потолком" (максимальной суммой, который устанавливался конгрессом ежегодно при рассмотрении федерального бюджета. Кредитные рестрикции обеспечивались довольно жестким регулированием финансовых операций мексиканских коммерческих банков, особенно в форме режима "обязательных вложений", который применялся до недавнего времени.  Помимо обычных резервных  требований,  для мексиканских банков был увеличен размер обязательных специальных депозитов в Банке Мексики, а также размер нормативов  селективного отраслевого  кредита и так называемый коэффициент обязательной ликвидности (покупка федеральных  ценных  бумаг). Вплоть  до 1989 года регулированию подлежали ставки процентов по пассивным операциям коммерческих банков.      Денежно-кредитное регулирование в Мексике традиционно было довольно жестким и сложным. Кредитным учреждениям приписывалось  обязательное кредитование приоритетных (с точки зрения государственных экономических программ) отраслей.  Административному  регулированию подлежали также ставки банковского процента и кассовая наличность банков. "Зарегулированность " банковской  деятельности существенно ограничивала финансовую базу для активных операций, сужала маневренность банков. Поэтому в конце 80-х годов начинается постепенный переход к ослаблению государственной регламентации банковской сферы. Были "опущены" банковские ставки, также  были  отменены некоторые нормативы обязательного страхования.  Однако при этом в 1990 году вводилась такая форма регулирования, как "коэффициент обязательной ликвидности" в национальной валюте в виде государственных ценных бумаг ("бон экономического развития").    В 1991 году ситуация в кредитной сфере заметно изменилась: началась активная приватизация банков, потребовавшая и больших сумм наличности, и банковских кредитов. Спрос на кредит  резко  возрос. В таких условиях коэффициент обязательной ликвидности становился нежелательным ограничителем банковской маневренности.  Отмене его (в октябре 1991 года) способствовал и такой фактор,  как бездефицитный государственный бюджет,  нетребующий теперь принудительного вложения банковских средств в правительственные ценные бумаги. Отмена вышеуказанного инструмента банковского регулирования проводилась почти одновременно с введением другого регулирующего показателя-   "коэффициента инвалютной ликвидности", который предписывал банкам держать часть своих пассивов в иностранной валюте в виде правительственных ценных бумаг. Данная политика была вызвана опасениями центральных банковских властей, что обильный приток в Мексику иностранных капиталов, а также частных мексиканских капиталов из-за рубежа, репатриация так называемых"беглых" капиталов из зарубежных  банков могут иметь некоторый инфляционный эффект и влияние на денежную массу в обращении.

     Либерализация  государственного  регулирования  банковской системы не означает полной его отмены и осуществляется теперь по следующим направлениям:    - операции Банка Мексики как кредитора всех  банков в последней инстанции;    - поддержание нормативов минимума  собственного  капитала банков (теперь они устанавливаются не в пропорции к пассивам, как ранее, а в зависимости от степени рискованности банковских операций;    - хранение всеми банками депозитов до  востребования,  а также кассовой наличности в Банке Мексики; интервенции Центрального банка на денежном рынке;    - осуществление и регулирование селективного кредитования приоритетных отраслей в основном  через государственные банки развития, предоставляющие дешевые кредиты и техническую помощь;    - введения для банков нового норматива контроля -  "коэффициента инвалютной ликвидности";    - создание специальных резервов банков  под сомнительные долги;    - разработка более строгих  правил  и  условий  для  предоставления кредита  лицам и организациям, связанные с акционерами и руководством банка;    - более   четкое   определение   содержания  должностного преступления в банковской сфере и  применение соответствующих санкций к банковским служащим, совершающим такие преступления;    - разрешение на ассоциирование банковских и небанковских финансовых учреждений.

   Весь  этот комплекс мер  позволил  к  1992  году  добиться успеха  в  деле стабилизации национальной валюты и внутренних цен, снизить темпы инфляции до 9,7%,  достичь темпа роста ВНП на 4%, увеличить финансирование частного сектора на 20,2%.(5)

 

4. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

 

Денежно-кредитная  политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической  политики, имеет многофункциональную  природу и должна обеспечивать решение  задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [6, с.86-93]. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.

В условиях экономики  переходного периода проблемы определения  направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической  стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Сегодня можно  говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило  обеспечить ряд положительных результатов.

1.     Беларуси одной из немногих стран бывшего СССР удалось избежать системного банковского кризиса. Конечно, случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику РБ, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги.

2.     В последние годы в республике достигнуты определенные качественные сдвиги в уровне стабильности национальной валюты и инфляционной ситуации. После перехода к единому курсу белорусского рубля (14 сентября 2000 г.) темпы девальвации последовательно снижались: с 33,9% в 2001 г. до 21,5% в 2002 г. По темпам инфляции имеет место следующая динамика: в 2001 г. индекс потребительских цен составил 46,1%, в 2002 г. – 34,8% (снижение более чем в 1,3 раза) [7, с.5-7].

Так, за январь-июнь 2006 г. доля рублевой денежной массы  в общем объеме широкой денежной массы выросла на 4,7%, а в 2009 году снизилась на 11,9% составив на 1 января 2010  г.  54,4 % (9),. За I полугодие 2006 г. средства физических лиц в белорусских рублях, привлеченные банками, увеличились на 21,9%, в том числе депозиты – на 31,2%. За этот же период средства физических лиц в иностранной валюте возросли только на 5,5%, в том числе депозиты – на 5,4%. Абсолютный прирост средств населения в банках в национальной валюте превысил прирост средств в иностранной валюте в 9 раз, что свидетельствует о росте доверия к белорусскому рублю и привлекательности хранения сбережений в национальной валюте. В то же время курсовая политика Национального Банка Республики Беларусь вносила существенный вклад в подавление инфляционных процессов и одновременно содействовала повышению эффективности внешней торговли.

Опережающие темпы  кредитования в национальной валюте являются объективным подтверждением ее укрепления и расширения использования  в хозяйственном процессе. За январь-июнь 2006 г. прирост валовых кредитов в  иностранной валюте составил всего 2%, тогда как валовые кредиты в белорусских рублях за тот же период увеличились на 17,6%.

И в заключение, хотелось бы отметить некоторые положения, из которых Национальный Банк Республики Беларусь должен исходить при разработке денежно-кредитной политики республики.

Во-первых, важно иметь в виду, что стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков». Стремительный рост безработицы, «революционная ломка» производственных структур, сложившихся в течение десятилетий в рамках индустриального комплекса СССР и стран СЭВ, которая сопряжена с остановкой крупнейших предприятий и которую пережили или до сих пор переживают некоторые страны СНГ и Восточной Европы, не должны повториться в Беларуси [6, с.86-93].

Во-вторых, следует  учитывать, что, несмотря на то, что  основу производственного комплекса  экономики республики составляют высококонцентрированные  предприятия, относящиеся к сложным, довольно наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры, которая является весьма инерционной, требует времени и значительных инвестиций. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и ряда других отраслей. И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся, искаженной по отношению к мировому уровню, структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства. Учитывая первую установку, все это означает, что денежно-кредитная политика должна осуществляться в комплексе с финансовой, фискальной и создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных, по мировым меркам, ценовых соотношений на предметы конечного спроса, ресурсы и факторы производства.

Третья установка  – общего характера, которая, тем  не менее, непосредственно определяет возможные параметры, направления денежно-кредитной политики, результаты реализации ее мероприятий и заключается в том, что экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики», или модели Манделла-Флеминга. Малая открытая экономика тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. При этом она характеризуется определенными закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной политики:

Информация о работе Ипотечный кредит