Источники финансирования деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение теоретических аспектов и проведение анализа источников финансирования деятельности предприятия и его эффективности.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность источников финансирования деятельности предприятия
2. Проанализировать источники финансирования на примере предприятия СООО «Эксклюзив»
3. Оценить эффективность деятельности предприятия

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Источники финансирования: экономическая сущность, структура и классификация
Состав и характеристика собственных и заемных источников финансирования предприятия
АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СООО «ЭКСКЛЮЗИВ»)
Экономико-организационная характеристика СООО «Эксклюзив»
Анализ состава и структуры источников финансирования деятельности предприятия
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Оценка эффективности деятельности предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая 22.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

Прибыль — основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами. [4] рис 1.2

Рис. 1.2 Распределение чистой прибыли по целевым фондам

Источник: [8, c. 218]

 

К достоинствам реинвестирования прибыли следует отнести:

-отсутствие расходов, связанных с привлечением капитала из внешних источников;

-сохранение контроля за деятельностью предприятия со стороны собственников;

-повышение финансовой устойчивости и более благоприятные возможности для привлечения средств из внешних источников.

В свою очередь, недостатками использования данного источника  являются его ограниченная и изменяющаяся величина, сложность прогнозирования, а также зависимость от внешних, не поддающихся контролю со стороны  менеджмента факторов (например, конъюнктура рынка, фаза экономического цикла, изменение спроса и цен и т. п.).

Еще одним важнейшим  источником самофинансирования предприятий  служат амортизационные отчисления.

Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, так как включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренними источниками финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства. [8, c. 72]

Преимущество амортизационных  отчислений как источника средств  заключается в том, что он существует при любом финансовом положении  предприятия и всегда остается в  его распоряжении.[6]

В ряде случаев привлечь дополнительные финансовые ресурсы  в хозяйственный оборот из внутренних источников можно за счет продажи  или сдачи в аренду неиспользуемых основных и оборотных активов. Вместе с тем такие операции носят  разовый характер и не могут рассматриваться в качестве регулярного источника денежных средств.

Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а  также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др. [4]

Несмотря на преимущества внутренних источников финансирования, их объемы, как правило, недостаточны для расширения масштабов хозяйственной  деятельности, реализации инвестиционных проектов, внедрения новых технологий и т. д.

В этой связи возникает  необходимость дополнительного  привлечения средств из внешних  источников.

Эмиссия ценных бумаг. Целью эмиссия ценных бумаг является привлечение необходимого объема денежных средств в минимально возможные сроки. Эмиссия может быть первичная и дополнительная. Первичная эмиссия ценных бумаг осуществляется при учреждении акционерного общества. Дополнительная эмиссия проводится, если фирма нуждается в привлечении дополнительных финансовых средств. Дополнительный выпуск акций может быть осуществлен после утверждением общим собранием итогов предыдущей эмиссии, внесения в уставной капитал изменений, обусловленных фактической реализацией ранее выпущенных акций и погашением нереализованных акций. Кроме того, при дополнительной эмиссии ценных бумаг акционеры – владельцы голосующих акций имеют преимущественное право на их приобретение.

Эмиссионными ценными  бумагами являются акции и облигации.

Акция – это эмиссионная  ценная бумага, закрепляющая права  ее владельца (акционера) на получение  части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие прибыли акционерного общества и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Облигация – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.

Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в одной  из следующих форм:

- именные ценные бумаги документарной формы выпуска (именные документарные ценные бумаги);

- именные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска (именные ценные бумаги на предъявителя). [9, c.  215]

Привлечение банковского  кредита. Потребности фирмы в единовременных денежных средствах удовлетворяются также за счет получения кредита в банке. Кредитование представляет собой одну из форм финансового обеспечения предпринимательской деятельности. Оно осуществляется на основе установления финансовых взаимоотношений между фирмой и кредитной организацией путем заключения между ними соответствующих договоров. Основным договором является кредитный договор, который создает юридические предпосылки обеспечения ссуд, их своевременного возврата и уплаты процентов.

В экономической теории ссудный капитал традиционно  рассматривается как совокупность денежных средств, передаваемых на возвратной основе во временное пользование за плату в виде процента. Исходя из этого, банковский кредит – это средства, предоставляемые банком предпринимательской фирме на установленный срок под определенные проценты для целевого использования. [9, c. 220] Банки предоставляют кредит в следующих видах: рис 1.3

 


Рис 1.3 Характеристика видов банковских услуг

Источник: [8, c. 90]

 

Кредит – это «чужие» средства, за пользование которыми надо платить. Плата за кредит составляет его цену. Цена кредита (процентная ставка) зависит не только от сроков погашения кредита, методов его предоставления, назначения, но и кредитоспособности клиента выполнения им своих обязательств в предыдущие периоды. Размер годовой процентной ставки за кредит зависит от экономической ситуации в стране, соотношения спроса и предложения на кредитные ресурсы, проводимой в стране кредитной политики. [8, c. 91]

Коммерческое  кредитование фирм. В процессе предпринимательской деятельности фирмы осуществляют взаимное кредитование. Происходит это в связи с разницей во времени между отгрузкой продукции, товаров, выполнением работ, оказанием услуг и их фактической оплатой. Поэтому в денежном обороте фирм наряду с кредитами банков присутствуют средства и других кредиторов, в том числе предприятий-поставщиков, постоянных деловых партнеров по коммерческим сделкам.

При коммерческом кредите  сделка купли-продажи сопряжена  с кредитной сделкой. Окончание торговой операции совпадает с началом кредитной сделки, которая будет завершена при погашении заемщиком задолженности по ссуде. Таким образом, коммерческий кредит – это товарная форма кредита. Для предприятия-поставщика кредитная сделка не только ускоряет реализацию (покупатель приобретает товары), но и приносит дополнительный доход в форме процента, который включается в цену проданных товаров и сумму векселя. [9, c. 233]

Существует несколько  особенностей коммерческого кредита, которые принципиально отличают его от банковского:

- в роли кредитора  при коммерческом кредитовании  выступают не специализированные  кредитные организации, а предпринимательские  фирмы, связанные с производством  либо реализации товаров или  услуг;

- кредит предоставляется  исключительно в товарной форме;

- средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже процентной ставки по банковским кредитам на данный период;

- плата за коммерческий  кредит, как правило включается  в цену товара, а не определяется  специально, через фиксированный  процент от базовой суммы.

Для многих малых предприятий  именно коммерческий кредит является важнейшим источником финансирования. [9, c. 234]

По способу оформления в хозяйственной  практике выделяют несколько видов  коммерческого кредита, основные из них отображены на рис.1.4

 


 



 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1.4 Виды коммерческого кредита

Источник: [8, c. 92]

 

Лизинговые  операции. Одной из прогрессивных форм финансирования вложений на приобретение основных средств является лизинг. Он представляет собой метод кредитования предприятия путем предоставления ему за плату в аренду основных фондов рис 1.5

Рис 1.5 Характеристика лизинга

Источник: [8, c. 93]

Лизинг делится на два типа: оперативный – при  котором расходы  лизингодателя, связанные с приобретением объекта  лизинга, его сдачей в аренду, не покрываются лизинговыми платежами  в течении одного контракта; финансовый – срок, на который передается имущество, совпадает по продолжительности со сроком его полной амортизации. При финансовом лизинге  лизингодателю полностью возмещается вся стоимость имущества и оплачивается доход от операции.

Для предприятия-арендатора необходимость привлечения к сделке лизинговой компании вызвана в основном отсутствием финансовых ресурсов для приобретения основных средств и сложностью получения долгосрочных ссуд. Лизинг стимулирует эффективное использование основных средств и полностью исключает наличие неустановленного оборудования, его нерациональное использование, так как получаемый от эксплуатации предмета лизинга доход должен покрывать все расходы и приносить прибыль. [9, c. 246]

Существует несколько классификаций лизинговых сделок рис 1.6

 


Рис 1.6 Классификация лизинга

Источник: [8, c. 95]

 

Лизинг в мировой  практике считается одной из наиболее эффективных форм финансирования основных фондов, их постоянного совершенствования, модернизации, обеспечивающей техническое развитие производства.

Альтернативными методами финансирования предпринимательской  деятельности являются факторинг, франчайзинг  и форфейтинг.

Факторинг – это приобретение у поставщика права на получение платежа с плательщика за постановление ему товарно-материальные ценности, выполнение работы, оказание услуги.

Факторинг – торгово-комиссионная операция, сочетающаяся с кредитованием  оборотного капитала и связанная  в любой форме с переуступкой факторинговой компании (банку) неоплаченных платежных требований, возникающих между хозяйственными организациями в процессе реализации товаров и услуг рис 1.7 .

Рис 1.7 схема факторинговой сделки: 1. Заключение договора купли-продажи. 2. Отгрузка товара. 3. Договор факторинга. 4. Финансирование сделки по договору. 5. Направление информации о сделке. 6 Предоставление дебиторской задолженности к оплате. 7. Перечисление покупательской дебиторской задолженности фактору. 8. отчеты об остатке долга

Источник: [8, c. 99]

 Факторинговые операции способствуют ускорению расчетов, экономии оборотных средств фирмы, а также ускорению оборачиваемости оборотных средств фирмы. Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних фирм, которые традиционно испытывают затруднения из-за несвоевременного  погашения дебиторской задолженности и которые ограничены в получении банковского кредита. [9, c. 239]

Факторинговые операции совершают банки или создаваемые  при них факторинговые отделы. Банки (факторинговые отделы) заключают трехсторонние договоры на определенный срок с поставщиками и плательщиками, в соответствии с которыми гарантируют оплату счетов поставщиков, выставляемых на этих плательщиков через счет факторинга.

Разновидностью факторинга является форфейтинг, применяемый во внешнеэкономической деятельности предприятий, в расчетах, связанных с экспортом и импортом.

Форфейтинговые услуги оказывает банк или специальные форфейтинговые компании, которые взимают, кроме установленной оплаты, и комиссионные. Форфейтинг – операция по приобретению финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства заемщика (покупателя, импортера) перед кредитором (продавцом, экспортером). Форфейтинг -  специфическая форма кредитования торговых операций. Основное условие форфейтинга состоит в том, что все риски по долговому обязательству переходят к форфейтору без права оборота на продавца обязательства.

В последнее время  в мировой практике используется довольно специфический способ расширения финансовых и хозяйственных возможностей отдельных предпринимателей. Он выступает в форме франчайзинговых услуг, которые солидные  фирмы предоставляют другим хозяйствующим субъектам. Эти услуги оказываются в виде продажи (передачи) фирменного знака, новых технологий, методов управления, организация маркетинга, производства, услуг ноу-хау. Такая форма носит название франчайзинг.

Информация о работе Источники финансирования деятельности предприятия