Источники привлечения заемного капитала и их роль в формировании структуры капитала предприятия на примере ОАО «МОЭК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретических и практических вопросов привлечения заемного капитала российскими предприятиями, разработка рекомендаций по выбору заемного источника финансирования и совершенствование процессов исследования заемного капитала.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
• исследовать сущность заемного капитала предприятия;
• рассмотреть и проанализировать элементы, формирующие цену капитала;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Заемный капитал как источник финансирования деятельности предприятия 5
1. Понятие заемного капитала и особенности его использования 5
2. Основные формы финансовых обязательств предприятия в составе заемного капитала 8
3. Управление стоимостью заемного капитала 10
Глава 2. Механизм привлечения заемных средств 14
1. Этапы управления привлечением заемных средств 14
2. Структура заемных средств ОАО «МОЭК» 20
Заключение 24
Список использованной литературы: 25

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая.docx

— 205.89 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ

 

Кафедра финансового менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина

 

«ФИНАНСЫ»

 

Курсовая работа

 на тему:

 

Источники привлечения заемного капитала и их роль в формировании структуры капитала предприятия на примере ОАО «МОЭК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2014 г.

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях перед российскими предприятиями остро стоит проблема привлечения ресурсов для финансирования производственной деятельности (процессов обновления основных средств, расширения производства, привлечения инвестиций) и совершенствования национальной экономики в целом.

Значительная часть отечественных компаний продолжает рассчитывать на собственные средства в тот момент, когда существует возможность эффективного привлечения инвестиционных ресурсов с целью увеличения темпов экономического роста предприятия.

В настоящее время основными способами привлечения заемного капитала являются банковский кредит, эмиссионное финансирование, лизинг. В большинстве случаев в качестве заемных источников предприятия используют банковский кредит, что объясняется относительно большими финансовыми ресурсами российских банков, а также тем, что при получении банковского кредита нет необходимости публичного раскрытия информации о предприятии. Здесь снимается часть проблем, обусловленных спецификой банковского кредитования, что связано с упрощенными требованиями к заявочным документам, с относительно короткими сроками рассмотрения заявок на выдачу кредита, с гибкостью условий заимствования и форм обеспечения займов, с упрощением доступности денежных средств и т.д.

Лизинг, как и эмиссионное финансирование, использует меньшая доля российских предприятий. Его катализатором является спрос, а на данном этапе развития экономики этот важный элемент рыночных отношений только начинает набирать обороты.

Необходимость выявления причин, влияющих на развитие рынка заемного капитала, а также условий, способствующих эффективному привлечению заемного капитала российскими предприятиями для увеличения темпов роста, придают теме настоящего исследования особую актуальность.

Однако, можно сказать, что вопрос выбора источников финансирования деятельности предприятий по-прежнему остается дискуссионным.

Целью работы является исследование теоретических и практических вопросов привлечения заемного капитала российскими предприятиями, разработка рекомендаций по выбору заемного источника финансирования и совершенствование процессов исследования заемного капитала.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:

  • исследовать сущность заемного капитала предприятия;
  • рассмотреть и проанализировать элементы, формирующие цену капитала;
  • выявить особенности источников привлечения заемного капитала;
  • рассмотреть процесс привлечения заемного капитала и разработать рекомендации по его совершенствованию;
  • провести сравнительный анализ стоимости заемных источников и оценить их эффективность на примере конкретной компании.

Объектом исследования являются предприятия российской экономики, привлекающие заемный капитал.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие на предприятиях в процессе привлечения заемного капитала.

Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, работы отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме, статистические материалы.

 

Глава 1.  
Заемный капитал как источник финансирования деятельности предприятия

Прежде чем приступить к детальному рассмотрению источников привлечения заемного капитала и анализу их роли в структуре капитала предприятия следует ввести понятие заемного капитала, обозначить его основные особенности и классифицировать формы, в которых он может существовать на предприятии.  

  1. Понятие заемного капитала и особенности его использования

Капитал представляет собой накопленный путем сбережений запас экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных товаров, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которых в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности.1 Капитал предприятия может быть классифицирован по многим признакам, таким как характер использования или форма привлечения, однако основополагающей является классификация капитала по источникам его привлечения. На основе этого признака весь капитал предприятия делится на две вида: собственный и заемный капитал. В связи с этим, собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, которые принадлежат ему на правах собственности и используются для формирования определенной части активов. Часть активов, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия. Заемный капитал характеризует имущественные ценности или финансовые средства, привлекаемые для финансирования деятельности и развития предприятия на возвратной основе. Следует отметить, что предприятие, которое использует только собственный капитал, имеет высокую финансовую устойчивость, однако значительно ограничивает перспективы своего развития. Происходит это главным образом потому, что в периоды благоприятных рыночных условий предприятие не способно сформировать дополнительный объем активов.

Остановимся подробнее на особенностях использования наряду с собственным заемного капитала на предприятии.

К положительным особенностям можно отнести:

  1. Широкие возможности привлечения (особенно при хорошей кредитной репутации предприятия).
  2. Обеспечение улучшения хозяйственной деятельности предприятия и роста его финансового потенциала при необходимости расширения активов.
  3. Заемный капитал имеет стоимость ниже по сравнению с собственным капиталом. Осуществляется это за счет обеспечения эффекта "налогового щита" (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).
  4. Способность генерировать прирост финансовой рентабельности (выражается с помощью коэффициента рентабельности собственного капитала).

В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:

  1. Использование этого вида капитала способно генерировать финансовые риски, такие как риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает прямо пропорционально росту удельного веса заемного капитала, используемого на предприятии.
  2. Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую норму прибыли. Она снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах (процента за банковский кредит; лизинговой ставки; купонного процента по облигациям; вексельного процента за товарный кредит и т.п.).
  3. Крайне высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний на финансовом рынке. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов.
  4. Сложность процедуры привлечения (особенно в крупных размерах), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от одобрения других хозяйствующих субъектов (кредиторов) и требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога (при этом гарантии страховых компаний, банков или других хозяйствующих субъектов предоставляются, как правило, на платной основе).

Таким образом, в настоящее время многие предприятия оптимально финансируют свою деятельность как за счет собственных, так и за счет заемных средств. Прежде всего, заемные средства необходимы для финансирования быстро растущих предприятий, когда темпы роста собственных источников отстают от темпов роста предприятия. Также для реализации различных инвестиционных программ по модернизации производства, освоения новых видов продукции, расширения своей доли на рынке, приобретения другого бизнеса и т. д. Инфляция и недостаток собственных оборотных средств вынуждает большинство российских предприятий привлекать заемные средства для финансирования оборотного капитала. Преимуществом финансирования за счет долговых источников перед дополнительной эмиссией акций является сохранение контроля со стороны существующих владельцев, а также относительно более низкая себестоимость кредита по сравнению со стоимостью акционерного капитала, которая выражается в эффекте финансового рычага.2

  1. Основные формы финансовых обязательств предприятия в составе заемного капитала

Заемный капитал, которым владеет предприятие, в своей совокупности характеризует объем его финансовых обязательств (то есть не что иное, как сумму долга). Эти хозяйственные обязательства имеют определенную дифференциацию, которая представлена ниже.

Долгосрочные заемные средства - это кредиты и займы, полученные организацией на период более года, срок погашения которых наступает не ранее чем через год. К ним относятся такие виды задолженностей как задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п. Кредиты и займы, привлекаемые на долгосрочной основе, направляются на приобретения имущества с длительным сроком использования.

Краткосрочные заемные средства - обязательства, срок погашения которых не превышает года. Среди этих средств выделяют текущую кредиторскую задолженность, которая возникает в результате коммерческих и других текущих расчетных операций. К ней относятся: задолженность персоналу по оплате труда; задолженность бюджету и внебюджетным фондам по обязательным платежам; авансы полученные; предварительная оплата заказов и продукции; задолженность поставщикам и другие виды задолженности.

Основные формы привлечения заемного капитала:  
Кредит является классической и наиболее известной формой привлечения заемного капитала. Кредит представляет собой денежные средства, предоставляемые кредитором заемщику на условиях срочности, платности и возвратности. Банковский кредит может быть предоставлен как на краткосрочной, так и на долгосрочной основе в том случае, если заемщик удовлетворяет требованиям кредитоспособности. При этом необходимо учитывать высокую цену кредита для заемщика в современной российской практике.

Другой популярной формой заемного финансирования является облигационный займ, который представляет собой форму выпуска облигаций организацией на определенных, заранее оговоренных правовых условиях.  Целесообразность выпуска облигаций определяется спросом на них на рынке ценных бумаг и издержками выпуска. Процентная ставка по облигациям (купон) на практике в целом значительно ниже, чем по банковскому кредиту, однако наличествуют дополнительные расходы, связанные с эмиссией.

Кредиторская задолженность - задолженность субъекта перед другими лицами, которую этот субъект обязан погасить. Кредиторская задолженность является исключительно краткосрочным источником заемных средств, при этом в соответствии с условиями договоров организации она может быть, как платным (установленный процент), так и бесплатным источником заемного капитала.

Потребности организаций в непрерывном техническом перевооружении, внедрении новейших технологий, расширении производства товаров и услуг привели к возникновению новых форм привлечения капитала, одной из которых является использование такого инструмента, как лизинг, который представляет собой специфическую форму кредитования, используемую при приобретении предприятиями основных фондов. Как правило, цена привлечения ниже классического банковского кредита, кроме того, обеспечением по умолчанию выступает залог приобретаемого оборудования.

  1. Управление стоимостью заемного капитала

Заемный капитал в процессе финансового управления оценивается по следующим основным элементам:

  1. Стоимость финансового кредита (банковского и лизингового);
  2. Стоимость капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций;
  3. Стоимость товарного (коммерческого) кредита (в форме краткосрочной или долгосрочной отсрочки платежа);
  4. Стоимость текущих обязательств по расчетам.

Стоимость финансового кредита оценивает по двум источникам его предоставления – банковского кредита и финансового лизинга.

  1. Стоимость банковского кредита, несмотря на разнообразие его видов, условий и форм, определяется на основе ставки процента за кредит, которая формирует основные затраты по его обслуживанию. Эта ставка в процессе оценки требует внесения двух уточнений: она должна быть увеличена на размер других затрат предприятия, обусловленных условиями кредитного соглашения и уменьшена на ставку налога на прибыль с целью отражения реальных затрат предприятия. Управление стоимостью банковского кредита сводится к выявлению таких его предложений на рынке финансов, которые эту стоимость минимизируют как по ставке процента за кредит, так и по другим условиям его привлечения.
  2. Стоимость финансового лизинга – одной из современных форм привлечения финансового кредита – определяется на основе ставки лизинговых платежей. При этом следует учитывать, что эта ставка включает две составляющие: постепенный возврат суммы основного долга и стоимость непосредственного обслуживания лизингового долга. Управление стоимостью финансового лизинга основывается на двух критериях: 1) стоимость финансового лизинга не должна превышать стоимости банковского кредита, предоставляемого на аналогичный период; 2) в процессе финансового лизинга должны быть выявлены такие предложения, которые минимизируют его стоимость.

Информация о работе Источники привлечения заемного капитала и их роль в формировании структуры капитала предприятия на примере ОАО «МОЭК»