Источники привлечения заемного капитала и их роль в формировании структуры капитала предприятия на примере ОАО «МОЭК»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:05, курсовая работа
Описание работы
Целью работы является исследование теоретических и практических вопросов привлечения заемного капитала российскими предприятиями, разработка рекомендаций по выбору заемного источника финансирования и совершенствование процессов исследования заемного капитала. Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи: • исследовать сущность заемного капитала предприятия; • рассмотреть и проанализировать элементы, формирующие цену капитала;
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Заемный капитал как источник финансирования деятельности предприятия 5 1. Понятие заемного капитала и особенности его использования 5 2. Основные формы финансовых обязательств предприятия в составе заемного капитала 8 3. Управление стоимостью заемного капитала 10 Глава 2. Механизм привлечения заемных средств 14 1. Этапы управления привлечением заемных средств 14 2. Структура заемных средств ОАО «МОЭК» 20 Заключение 24 Список использованной литературы: 25
Стоимость заемного
капитала, привлекаемого за счет эмиссии
облигаций, оценивается на базе ставки
купонного процента по ней, формирующего
сумму периодических купонных выплат.
Если облигация продается на иных условиях,
то базой оценки выступает общая сумма
дисконта по ней, выплачиваемая при погашении.
Управление стоимостью привлекаемого
капитала в этом случае сводится к разработке
соответствующей эмиссионной политики,
обеспечивающей полную реализацию эмитируемых
облигаций на условиях, не выше среднерыночных.
Стоимость товарного
(коммерческого) кредита оценивается по двум его формам:
по кредиту в форме краткосрочной отсрочки
платежа и по кредиту в форме долгосрочной
отсрочки платежа, оформленной векселем.
Стоимость товарного
кредита в форме краткосрочной отсрочки
платежа на первый взгляд представляется нулевой, так как в соответствии со сложившейся коммерческой практикой отсрочка расчетов за поставленную продукцию в пределах обусловленного срока дополнительной платой не облагается. Иными словами, внешне эта форма кредита выглядит как бесплатно предоставляемая поставщиком финансовая услуга. Однако в реальности это не так. Стоимость каждого такого кредита оценивается размером скидки с цены продукции, при осуществлении наличного платежа за нее. Учитывая то, что стоимость привлечения этого вида заемного капитала носит скрытый характер, основу управления этой стоимостью составляет обязательная оценка ее в годовой ставке по каждому предоставленному товарному кредиту и ее сравнение со стоимостью привлечения аналогичного банковского кредита. Практика показывает, что во многих случаях выгоднее брать банковский кредит для постоянной немедленной оплаты продукции и получения соответствующей ценовой скидки.
Стоимость товарного
кредита в форме долгосрочной отсрочки
платежа формируется на тех же условиях, что и банковского, однако должна учитывать при этом потерю ценовой скидки за наличный платеж за продукцию. Управление стоимостью этой формы товарного кредита, как и банковской, сводится к поиску варианта поставок аналогичной продукции, минимизирующих размеры этой стоимости.
Стоимость текущих
обязательств предприятия по расчетам при определении средневзвешенной
стоимости капитала учитывается по нулевой
ставке, так как представляет собой бесплатное
финансирование предприятия за счет этого
вида заемного капитала. Сумма этих обязательств
условно приравнивается к собственному
капиталу только при расчете норматива
обеспеченности предприятия собственными
оборотными средствами; во всех остальных
случаях эта часть текущих обязательств
рассматривается как краткосрочно привлеченный
заемный капитал. Так как сроки выплат
этой начисленной задолженности (по заработной
плате, налогам, страхованию) строго детерминированы,
она не относится к управляемому финансированию
с позиций оценки стоимости капитала.
С учетом оценки стоимости отдельных
составных элементов заемного капитала
и удельного веса каждого из них в общей
его сумме может быть определена средневзвешенная
стоимость заемного капитала предприятия.
Глава 2.
Механизм привлечения заемных средств
Этапы управления привлечением
заемных средств
Анализ привлечения
и использования заменых средств в предшествующем
периоде. Целью такого анализа является
выявление объема, состава и форм привлечения
заемных средств предприятием, а также
оценка эффективности их использования.
На первой стадии анализа изучается
динамика общего объема привлечения заемных
средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются
с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов
операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов
предприятия.
На второй стадии анализа определяются
основные формы привлечения заемных средств,
анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового
кредита, товарного кредита и текущих обязательств по расчетам в
общей сумме заемных средств, используемых
предприятием.
На третьей стадии анализа определяется
соотношение объемов используемых предприятием
заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка
используемого заемного капитала по этому
признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных
заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых
оборотных и внеоборотных активов.
На четвертой стадии анализа изучается
состав конкретных кредиторов предприятия и условия
предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого)
кредитов. Эти условия анализируются с
позиций их соответствия конъюнктуре
финансового и товарного рынков.
На пятой стадии анализа изучается
эффективность использования заемных
средств в целом и отдельных их форм на
предприятии. В этих целях используются
показатели оборачиваемости и рентабельности
заемного капитала, рассмотренные ранее.
Первая группа этих показателей сопоставляется
в процессе анализа со средним периодом
оборота собственного капитала.
Результаты проведенного анализа
служат основой оценки целесообразности
использования заемных средств на предприятии
в сложившихся объемах и формах.
Определение целей
привлечения заемных средств в предстоящем
периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:
пополнение необходимого объема
постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную
деятельность, не имеют возможности финансировать
полностью эту часть оборотных активов за счет собственного
капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется
за счет заемных средств;
обеспечение формирования переменной части оборотных
активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;
формирование недостающего
объема инвестиционных ресурсов. Целью
привлечения заемных средств в этом случае
выступает необходимость ускорения реализации
отдельных реальных проектов предприятия
(новое строительство, реконструкция, модернизация); обновление основных
средств (финансовый лизинг) и т.п.
обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях
заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам
на индивидуальное жилищное строительство, обустройство
садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;
другие временные нужды. Принцип целевого
привлечения заемных средств обеспечивается
и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется
обычно на короткие сроки и в небольших объемах.
Определение предельного
объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:
предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов
формируется на предшествующем этапе,
общая сумма используемого собственного капитала может быть определена
заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент
финансового левериджа (коэффициент финансирования),
при котором его эффект будет
максимальным. С учетом суммы собственного
капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное
использование собственного капитала;
обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения
заемных средств.
С учетом этих требований предприятие
устанавливает лимит использования заемных
средств в своей хозяйственной деятельности.
Оценка стоимости
привлечения заемного капитала из различных
источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.
Определение соотношения
объема заемных средств, привлекаемых
на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.
Расчет необходимого размера
заемных средств в рамках каждого периода
осуществляется в разрезе отдельных целевых
направлений их предстоящего использования.
Целью этих расчетов является установление
сроков использования привлекаемых заемных
средств для оптимизации соотношения
долго- и краткосрочных их видов. В процессе
этих расчетов определяются полный и средний
срок использования заемных средств.
Определение форм
привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.
Определение состава
основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.
Формирование эффективных
условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий
относятся: а) срок предоставления кредита;
б) ставка процента за кредит; в) условия
выплаты суммы процента; г) условия выплаты
основной суммы долга: д) прочие условия, связанные с получением кредита.
Срок предоставления кредита
является одним из определяющих условий
его привлечения. Оптимальным считается
срок предоставления кредита, в течение
которого полностью реализуется цель
его привлечения (например, ипотечный
кредит - на срок реализации инвестиционного
проекта; товарный кредит - на период полной
реализации закупленных товаров и т.п.).
Ставка процента за кредит характеризуется
тремя основными параметрами: ее формой,
видом и размером.
По применяемым формам различают процентную ставку (для наращения суммы долга) и учетную ставку (для дисконтирования суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.
По применяемым видам различают
фиксированную ставку процента (устанавливаемую
на весь срок кредита) и плавающую ставку
процента (с периодическим пересмотром
ее размера в зависимости от изменения
учетной ставки центрального банка, темпов
инфляции и конъюнктуры финансового рынка).
Время, в течение которого ставка процента
остается неизменной, называется процентным
периодом. В условиях инфляции для предприятия
предпочтительней является фиксированная
ставка или плавающая ставка с высоким
процентным периодом.
Размер ставки процента
за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении.
Условия выплаты
суммы процента характеризуются
порядком выплаты его суммы. Этот порядок
сводится к трем принципиальным вариантам:
выплате всей суммы процента в момент
предоставления кредита; выплате суммы
процента равномерными частями; выплате
всей суммы процента в момент уплаты основной
суммы долга (при погашении кредита). При
прочих равных условиях предпочтительней
является третий вариант.
Условия выплаты
основной суммы долга характеризуются предусматриваемыми
периодами его возврата. Эти условия сводятся
к трем принципиальным вариантам: частичному
возврату основной суммы долга в течение
общего периода функционирования кредита;
полному возврату всей суммы долга по
истечении срока использования кредита;
возврата основной или части суммы долга
с предоставлением льготного периода
по истечении срока полезного использования
кредита. При прочих равных условиях третий
вариант является для предприятия предпочтительней.
Прочие условия, связанные с
получением кредита, могут предусматривать
необходимость его страхования, выплаты
дополнительного комиссионного вознаграждения
банку, разный уровень размера кредита
по отношению к сумме заклада или залога
и т.п.