Источники привлечения заемного капитала и их роль в формировании структуры капитала предприятия на примере ОАО «МОЭК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретических и практических вопросов привлечения заемного капитала российскими предприятиями, разработка рекомендаций по выбору заемного источника финансирования и совершенствование процессов исследования заемного капитала.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
• исследовать сущность заемного капитала предприятия;
• рассмотреть и проанализировать элементы, формирующие цену капитала;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Заемный капитал как источник финансирования деятельности предприятия 5
1. Понятие заемного капитала и особенности его использования 5
2. Основные формы финансовых обязательств предприятия в составе заемного капитала 8
3. Управление стоимостью заемного капитала 10
Глава 2. Механизм привлечения заемных средств 14
1. Этапы управления привлечением заемных средств 14
2. Структура заемных средств ОАО «МОЭК» 20
Заключение 24
Список использованной литературы: 25

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая.docx

— 205.89 Кб (Скачать файл)
  1. Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.
  2. Обеспечение своевременных расчетов по получению кредита. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

На предприятиях, привлекающих большой объем заемных средств в форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общее управление привлечением заемных средств может быть детализировано затем в разрезе указанных форм кредита.

  1. Структура заемных средств ОАО «МОЭК»

В качестве примера можно проанализировать структуру капитала ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» (ОАО «МОЭК»), являющегося одним из крупнейших распределительных электросетевых компаний России и предоставляющего услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям на территории г. Москвы и Московской области. Деятельность компании охватывает производство, транспорт, распределение и сбыт тепловой энергии, а также генерацию электрической энергии.

Компания осуществляет бесперебойное теплоснабжение 12 млн. жителей Москвы, являясь оператором самой протяженной теплоэнергетической системы в мире. В эксплуатации компании находится более 16 тыс. км тепловых сетей.

В результате реорганизации компании, проведенной в октябре 2012 года, ОАО «МОЭК» стало крупнейшей в России и в мире вертикально-интегрированной структурой в сфере производства, транспорта, распределения и сбыта тепловой энергии с доходами более 100 млрд. рублей.

Показатель

2010

2011

2012

в млн. рублей

в % к итогу или в % к группе пассивов

в млн. рублей

в % к итогу или в % к группе пассивов

в млн. рублей

в % к итогу или в % к группе пассивов

Капитал и резервы

140 451,8

56,2%

155 177,7

58,4%

171 144,0

59,7%

Долгосрочные обязательства

39 989,9

16,0%

51 760,1

19,5%

55 384,8

19,3%

Кредиты банков

25 514,1

63,8%

39 105,7

75,6%

39 300,5

71,0%

Займы

1 210,4

3,0%

0,0

0,0%

10 000,0

18,1%

Прочие обязательства

13 265,4

33,2%

12 654,4

24,4%

6 084,3

11,0%

Краткосрочные обязательства

69 268,5

27,7%

58 637,3

22,1%

60 218,4

21,0%

Кредиты банков

4 543,3

6,6%

25,0

0,0%

3 031,3

5,0%

Займы

59,8

0,1%

1 295,6

2,2%

197,7

0,3%

Кредиторская задолженность

61 024,3

88,1%

53 654,1

91,5%

50 831,4

84,4%

Прочие обязательства

3 641,1

5,3%

3 662,6

6,2%

6 158,0

10,2%

Итого

249 710,2

100,0%

265 575,1

100,0%

286 747,2

100,0%


 

 

Из таблицы видно, что долгосрочные и краткосрочные обязательства занимают менее 50% от всех источников, краткосрочные обязательства незначительно превышают долгосрочные. В структуре долгосрочных обязательств более 60% - это кредиты банков, а в структуре краткосрочных обязательств преобладает кредиторская задолженность, являющаяся по своей сути бесплатным источником.

 При формировании заемного капитала также необходимо учитывать, что возможность компании привлечь необходимые ей средства зависит от ее репутации, от доступности тех или иных источников финансирования, от гибкости и устойчивости компании, ее размера, а при финансировании инвестиционного проекта также от его рискованности и доходности, социальной и экономической значимости.

 

Таким образом, в целом привлечение заемных финансовых ресурсов увеличивает финансовый риск, поэтому объем привлечения по оптимальным ставкам для компании ограничен; целевой характер большинства заемных ресурсов не дает свободы в распоряжении средствами, поэтому часто приводит к упущенной выгоде; необходимо предоставлять обеспечение и пользоваться данными средствами можно только в определенное время, так как необходимо вернуть одолженный капитал.

В то же время, заемный капитал необходим для развития фирмы, повышения рентабельности собственного капитала, а также снижения стоимости капитала за счет использования налоговых щитов при расчете средневзвешенной цены на основе модели WACC, кроме того, зачастую реализовать дорогостоящий и важный инвестиционный проект невозможно без участия инвесторов и кредиторов (например, сейчас в этой области активизируются банки, имеющие в своей структуре инвестиционные блоки). Поэтому необходимо разрабатывать оптимальную для компании структуру заемного капитала и диверсифицировать различные источники привлечения средств. Например, кроме кредитных источников компания может воспользоваться облигационным займом. Однако кроме положительных сторон (низкие ставки, отсутствие строгой цели использования) здесь есть свои проблемы. С помощью средств, привлеченных выпуском облигаций невозможно покрыть все убытки фирмы, нужно подготовить много документов, возникают определенные риски для кредиторов.

Для того, чтобы определить, является ли структура капитала оптимальной, существуют различные показатели, такие как эффект финансового рычага, рентабельность активов, капитала, коэффициент финансового рычага. Также рассчитывается средневзвешенная стоимость капитала.

Подводя итоги, хочется отметить тот факт, что в настоящее время нет устоявшегося и единственно правильного подхода в мировом сообществе к решению проблемы формирования заемного капитала. Существуют различные взгляды, такие как теория Модильяни – Миллера, традиционный подход. Однако каждая из них имеет свои недочеты и спорные моменты. Вследствие этого финансовому менеджменту любой организации предстоит самостоятельно и индивидуально в зависимости от особенностей организации и ее деятельности, определять источники финансирования деятельности и структуру заемного капитала.

Очевидно, что в зависимости от особенностей деятельности той или иной компании структура капитала будет различаться. В любом случае, необходимо учитывать потребность в заемном капитале и все возникающие сложности с привлечением средств, то есть формировать оптимальную финансовую стратегию, при которой будут соблюдаться условия финансовой устойчивости и минимизации затрат на привлечение капитала.

 

 

Заключение

В заключении следует подвести итоги данной работы. Структура заемного капитала может быть различной, в основном это зависит от принадлежности предприятия, доступности того или иного источника финансирования и т. д. Следует отметить, что в условиях современной экономики на российских предприятиях в структуре заемных средств наибольший удельный вес занимают краткосрочные кредиты банков.

По поводу степени привлечения заемных средств в зарубежной практике существуют различные мнения. Наиболее распространено мнение, что доля собственного капитала должна быть достаточно велика, или по крайней мере больше доли заемного капитала. Поскольку в организацию с высокой долей собственного капитала кредиторы вкладывают средства охотнее, так как она с большей вероятностью может погасить возникающие долги за счет собственных средств. В противоположность данному мнению, например, многим японским компаниям свойственна высокая доля привлеченного капитала, а значение этого показателя в среднем на 58% выше, чем в американских корпорациях. Объясняется это тем, что в этих двух странах инвестиционные потолки имеют совершенно разную природу - в США основной потолок инвестиций поступает от населения, в Японии - от банковских учреждений. Поэтому высокое значение коэффициента концентрации привлеченного капитала свидетельствует о степени доверия к корпорации со стороны банков, а, значит, о ее финансовой надежности; напротив, низкое значение этого коэффициента для японской корпорации свидетельствует о ее неспособности получить кредиты в банке, что является определенным предостережением инвесторам и кредиторам.

 

Список использованной литературы:

  1. Финансовый менеджмент (учебный курс). И.А. Бланк  «Ника-Центр» 2004 г.
  2. Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации»
  3. Финансовый менеджмент: теория и практика.  Под ред. Стояновой Е.С. М.: 2003 г.
  4. Официальный сайт ОАО «МОЭК» http://www.oaomoek.ru/ru/about.html
  5. Финансовый менеджмент. Басовский Л.Е. М.: ИНФРА-М, 2009 г.
  6. Анализ финансовой отчетности. (Учебное пособие) Под ред. Ефимовой О.В., Мельник М.В. 2009 г.
  7. Кредитная политика и кредитные риски. (Учебное пособие) Костерина Т.М. МФПА, 2005 г.
  8. Финансовый менеджмент: Технологии управления финансами предприятия. (Учебное пособие) Дранко О.И. 2004 г.
  9. http://biglibrary.ru/category40/book138/part50/
  10. http://www.fincareer.ru/financial/?Upravlenie_zaemnym_kapitalom:Sostav_zaemnogo_kapitala
  11. Финансовый менеджмент.  Кокин А.С., Ясенев В.Н. 2009 г.
  12. Ковалев В.В. "Анализ хозяйственной деятельности предприятия", Москва-2003.

1 Бланк И.А. «Финансовый менеджмент. Учебный курс» 2004 г.

2. Добросердова И.И., Самонова И.Н., Попова Р.Г. «Финансы предприятия» 2010 г.

 

 


Информация о работе Источники привлечения заемного капитала и их роль в формировании структуры капитала предприятия на примере ОАО «МОЭК»