История формирования, структура и принципы деятельности Федерального казначейства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время для осуществления операций с бюджетными платежами органами Федерального казначейства открыты счета в учреждениях ГРКЦ ГУ Банка России по субъектам Федерации и для зачисления на них платежей налогоплательщиков, и для проведения предоплаты по расходам бюджетополучателей, предусмотренных законодательством, сметами и лимитами бюджетных обязательств. Органы федерального казначейства являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...4
История формирования, структура и принципы деятельности Федерального казначейства РФ………………………………………………………………………...8
Организация и условия развития органов Федерального казначейства в Российской Федерации………………………………………………………….8
Общая характеристика и основные задачи деятельности органов Федерального казначейства…………………………………………………...12
Анализ организации работы по функционированию лицевых казначейских счетов (на примере Отделения по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю………………………………………………………………...20
Организационно-административная характеристика Отделения по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю…….20
Порядок открытия и основные функции лицевых казначейских счетов…24
Финансирование расходов предприятий, учреждений и организаций через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства 33
Расчеты по наличным операциям с лицевого казначейского счета…...53
Расчеты по безналичным операциям с лицевого казначейского счета..60
Перспективы развития казначейской системы исполнения федерального бюджета на региональном и муниципальном уровне………………………………66
Заключение…………………………………………………………………………76
Список литературы………………………………………………………………...80
Приложения………………………………………………………………………..85

Файлы: 1 файл

Готовый диплом.doc

— 518.00 Кб (Скачать файл)

В конце 1991 года произошли  кардинальные изменения в бюджетном  устройстве страны. Прекратил свое существование государственный  бюджет, возникла бюджетная система, состоящая из равноправных элементов - федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом задачи финансовых органов были сосредоточены на работе с бюджетами регионов и местными бюджетами. На месте Государственного банка возник Центральный банк Российской Федерации, исполнение федерального бюджета не входило в число его приоритетных задач.

В 1992 году задачи исполнения федерального бюджета, обеспечения  предварительного и текущего контроля при его исполнении, подготовки отчета об исполнении федерального бюджета были возложены на вновь созданные органы федерального казначейства.

Указом Президента России № 1556 от 08.12.1992г. «О федеральном казначействе», органам федерального казначейства были предоставлены значительные права  по контролю за движением и использованием средств федерального бюджета. Правовой особенностью данного Указа является то, что он имеет силу закона, как принятый в 1992 году в обеспечение экономической реформы. Выплаты средств федерального бюджета в Российской Федерации начали осуществляться через казначейство.

Совет Министров - Правительство  Российской Федерации утвердило  постановлением от 27.08.1993г. № 864 «Положение о федеральном казначействе Российской Федерации», которое, конкретизируя  Указ Президента РФ, определяет правовой статус казначейских органов, их функции, права и обязанности.

Развитие казначейской системы исполнения бюджета сопровождалось передачей функций и объема работы, выполняемых ранее органами ЦБ РФ, Государственной налоговой службы РФ и местными финансовыми органами, в органы казначейства. Формирование единообразных межбюджетных отношений явилось ключевым условием для начала функционирования централизованной финансовой системы.

Процесс формирования и  развития органов Федерального казначейства нельзя назвать быстрым. Это объясняется наличием не только сторонников, но и противников создания новой структуры исполнительной власти, которой предоставлены большие полномочия по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих органов и структур.

Таким образом, история развития казначейской системы имеет глубокие корни и в настоящее время накоплен достаточно большой потенциал, чтобы с уверенностью сказать, что казначейская система имеет довольно реальные перспективы  дальнейшего развития.

    1.  Общая характеристика и основные задачи деятельности органов Федерального казначейства

 

Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью финансово-кредитных  рычагов, среди которых бюджетное  планирование и бюджетный процесс  являются одним  из первостепенных.  Полное и своевременное исполнение бюджета по доходам и расходам – одна из основных задач государства. Органом, осуществляющим контроль над исполнением бюджета на всех его этапах, сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, регулирующим отношения между бюджетами различных уровней, является созданная в декабре 1992 году новая структура – Федеральное казначейство РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 08.12.1992 г. №1556  “О федеральном казначействе”, Постановлением Правительства РФ от 27.08.1993г. №864 «О федеральном казначействе Российской Федерации» и в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств на территории России была образована единая централизованная система органов федерального казначейства.

Руководящий орган казначейской системы – Главное управление федерального казначейства, является структурным подразделением центрального аппарата Министерства финансов Российской Федерации.

На сегодняшний день казначейство представлено центральным  аппаратом и органами Федерального казначейства во всех субъектах Российской Федерации. Органы федерального казначейства представляют собой централизованную систему, созданную по территориальному принципу. Структура территориальных органов казначейства является трёхуровневой.

I уровень – Главное управление федерального казначейства (ГУФК) возглавляется начальником в ранге заместителя Министра финансов РФ. К основным функциям ГУФК относят: осуществление сводного систематического, полного и стандартизированного учета операций и управление движением средств на счетах казначейства; доведение информации о результатах исполнения федерального бюджета до высших исполнительных и законодательных органов власти. ГУФК также руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.

II уровень – управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходованию средств федерального бюджета.

III уровень – отделения федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения) осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет операций по движению средств на счетах казначейства в банках и лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах казначейства, и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов федерального бюджета на территории. В настоящее время в Российской Федерации создано 2311 Отделений федерального казначейства2.

Все органы федерального казначейства являются юридическими лицами, относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей  деятельности законодательными и нормативно-правовыми документами, утвержденными Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ.

Федеральное казначейство - орган, осуществляющий исполнение федерального бюджета, своеобразный проводник, по которому денежные средства должны поступать в государственную казну и после их распределения  на основе законов о федеральном бюджете на соответствующий год и корректировок, вносимым правительством, доводиться до адресатов.

Казначейская система исполнения бюджета имеет ряд немаловажных преимуществ, поскольку реальная альтернатива такой системы отсутствует. Проследить финансовые потоки  до создания казначейства было невозможно. Средства ежегодного финансирования периодически поступали на счета министерств и ведомств, откуда перераспределялись далее с помощью коммерческих банков. Центральный банк, имея другие задачи, фактически оставлял без контроля использование средств федерального бюджета. Возможность проверки наступала только по окончании периода финансирования, на основании отчётности. Также  был бесконтролен и процесс поступления средств. Длительные задержки, неполнота информации, предоставляемой банками, не способствовали своевременному пополнению казны. Особенно реально это ощущается в отношении финансов, так как задержка платежа на один день эквивалентна определённой сумме убытка. Казначейская система исполнения бюджета позволяет устранить такое положение вещей. По централизованной системе казначейства, не попадая на банковские счета, средства доводятся до самого нижнего уровня. Таким образом, можно говорить о полной “прозрачности” расходов бюджета, что позволяет оперативно вмешиваться в процесс, который ранее был практически неконтролируемым. Кроме того, реализуется понятие “текущего” контроля, который осуществляется на стадии непосредственного расходования средств, что ранее было невозможно. Это означает, что имеется возможность не только выявить нарушение спустя некоторое время, потеряв истраченные суммы необратимо, а предотвратить само выделение средств на сомнительные цели.

На настоящий момент непосредственно обслуживание бюджетных потоков федеральных средств осуществляется через расчётно-кассовые центры (РКЦ) Центрального банка, а при отсутствии территориальных РКЦ - через уполномоченные банки (в основном Сберегательный банк РФ).

Таким образом, органы федерального казначейства, опираясь на Центральный банк России и его систему, освобождают его от функций контроля и ведения учета средств федерального бюджета. Можно сделать вывод, что наличие казначейской системы позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объема бюджетных ассигнований и сумм платежей.

Хотя система федерального казначейства – молодая финансовая структура, однако, темпы ее развития весьма высоки, а эффективность выполняемых операций растет с каждым годом. Одновременно расширяется перечень функций органов федерального казначейства по учету государственных финансов.

В числе важных направлений –  контроль за соблюдением органами исполнительной власти субъектов РФ бюджетной дисциплины; оформление бюджетных ссуд; перечисление федеральных доходов на территории на финансирование расходов и трансферта субъекту Федерации; представление интересов казны в судебных органах и др.

Органы федерального казначейства являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств  и осуществляют платежи за счет бюджетных  средств от имени и по поручению  бюджетных учреждений. Отражение всех операций и средств соответствующего бюджета осуществляется в системе балансовых счетов казначейства, при этом запрещается проводить операции, минуя систему балансовых счетов казначейства.

Основными задачами органов Федерального казначейства Российской Федерации являются:

  1. Организация и осуществление предварительного и текущего контроля за целевым использованием бюджетных средств и управление бюджетными средствами на счетах Казначейства.
  2. Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств.
  3. Осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов.
  4. Управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.
  5. Обеспечение единства системы учета и отчетности для всех участников бюджетного процесса на основе единства бухгалтерского учета и единой бюджетной классификации Российской Федерации.
  6. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставление высшим представительным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету РФ, о государственных внебюджетных фондах. А также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.
  7. Обеспечение экономической безопасности исполнения федерального бюджета РФ, точное, своевременное, адресное и полное доведение до получателей бюджетных средств в соответствии с размерами, утвержденными органами законодательной власти.

Совет Министров - Правительство  РФ утвердило постановлением от 27.08.1993г. №864 «Положение о федеральном казначействе Российской Федерации», которое, конкретизируя Указ Президента РФ, определяет правовой статус казначейских органов, их функции, права и обязанности.

В соответствии с поставленными  перед Федеральным казначейством  задачами, оно осуществляет следующие функции:

  1. Организует казначейское исполнение федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений, а также исполнение государственных внебюджетных фондов.
  2. Осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на основании заключения соответствующих бюджетных соглашений.
  3. Осуществляет операции со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на основании заключенных соглашений на лицевых счетах, открытых в ОФК главными распорядителями, распорядителям и получателям бюджетных средств.
  4. Осуществляет операции со средствами, полученными бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
  5. Регистрирует все операции связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета и Главной книге Федерального казначейства.
  6. Представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ.
  7. Открывает лицевые счета главных распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств.
  8. Получает от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств отчеты об использовании бюджетных средств и иные сведения, связанные с получением, перечислением, зачислением и использованием бюджетных средств.

Деятельность органов Казначейства связана со всеми финансовыми  потоками, относящимися к государственным  и муниципальным финансам. Поэтому  важна оперативность и четкость исполнения ими соответствующих  операций.

Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета оправдал себя, так как были решены основные проблемы, связанные с организацией исполнения бюджета: концентрация средств федерального бюджета на счетах одного органа государственной власти, наличие оперативных сведений о поступивших в доход федерального бюджета платежах в разрезе классификации доходов бюджетов Российской Федерации, оперативное обеспечение текущего контроля при расходовании бюджетных средств, что сводит к минимуму их нецелевое использование, наличие оперативной информации об исполнении федерального бюджета.

Информация о работе История формирования, структура и принципы деятельности Федерального казначейства РФ