История становления и развития налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого, неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции, налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………………3
Глава 1.История развития налоговой системы России.…………………….5
1.1 Древняя Русь…………………………………………………………..…....5
1.2 Русское централизованное государство……………………………..…...6
1.3 Развитие в эпоху Петра I………………………………………………......8
1.4 Налоговая система 1725 – 1917 гг………………………………………...9
Глава 2. Налоговая система советского периода…………….…………….12
2.1 Влияние непа на налоговую систему страны…………………………...13
2.2 Налоговая реформа 1930 – 1932 гг…………………….………………...14
2.3 Послевоенный период……………………..……………………………..15
Глава 3. Современная налоговая система…………………………..………17
3.1 Первый этап становления системы налогообложения в России……....17
3.2 Второй этап становления системы налогообложения в России..….…..18
3.3 Российская налоговая система……….…………………………………..19
Заключение…………………………………….……………………………..21
Библиографический список………………………………….…………….22

Файлы: 1 файл

финансы и кредит.docx

— 54.12 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

ФГБОУ ВПО «Чувашский Государственный  Педагогический

Университет им. И.Я. Яковлева»

 

Факультет управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Финансы и кредит» на тему

 

История становления и развития налоговой системы

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

3 курса заочного  отделения

Факультета  управления 
специальности «Управление персоналом»  
Агеносова Елена Валерьевна

Проверила: Николаева

Ирина Павловна

 

 

 

 

 

Чебоксары – 2013

 

Оглавление:

 

Введение………………………………………………………..………………3

Глава 1.История развития налоговой системы России.…………………….5

1.1 Древняя Русь…………………………………………………………..…....5

1.2 Русское централизованное государство……………………………..…...6

1.3 Развитие в эпоху Петра I………………………………………………......8

1.4 Налоговая система 1725 – 1917 гг………………………………………...9

Глава 2. Налоговая система советского периода…………….…………….12

2.1 Влияние непа на налоговую систему страны…………………………...13

2.2 Налоговая реформа 1930 – 1932 гг…………………….………………...14

2.3 Послевоенный период……………………..……………………………..15

Глава 3. Современная налоговая система…………………………..………17

3.1 Первый этап становления системы налогообложения в России……....17

3.2 Второй этап становления системы налогообложения в России..….…..18

3.3 Российская налоговая система……….…………………………………..19

Заключение…………………………………….……………………………..21

Библиографический список………………………………….…………….22

 

Введение

 

Налоговая система - совокупность налогов, построенных  на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

Основой налоговой системы являются налоги.

Налоги  — одна из древнейших экономических  и правовых категорий, определяющих взаимоотношение государства и  налогоплательщиков. Являясь обязательными  платежами в государственную  казну, они представляют собой динамичную систему, развивающуюся во взаимодействии и взаимосвязи с экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе на той или иной стадии его исторического развития.

Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого, неизменно  сопровождается преобразованием налоговой  системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов  государства. Кроме этой чисто финансовой функции, налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса.

Любому  государству для реализации своих  функций необходимы фонды денежных средств, основным источником формирования которых могут быть только средства, которые государство собирает со своих подданных посредством  установления и взимания обязательных платежей в казну с граждан  и организаций. Указанные платежи  выражают обязанность частных лиц  участвовать в формировании государственных  централизованных финансовых ресурсов и в совокупности выступают важнейшим  звеном финансовой политики государства.

Проблемы  налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных  деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский 

(1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

 

Глава 1. История развития налоговой системы России

1.1 Древняя Русь

 

Финансовое  устройство Древней Руси складывается во время объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в. Существующие в этот период податные отношения имели еще достаточно примитивную форму, однако со временем под воздействием внешних и внутренних политических и экономических факторов происходит их постепенная трансформация.

В развитии податных отношений Древней Руси выделяют несколько этапов. К первому  этапу относится формирование института  податей славянских племен. Податные отношения этого периода были случайными, несистемными, поэтому  не носили в полном смысле этого  слова финансового характера. Второй этап связан с формирование простейших податных форм, где складываются важнейшие  черты налогов — определенная, стабильная форма платежа и его  закрепления, обязательность и систематичность, определенные гарантии. Третий этап охватывает удельный период, характеризующийся  разделением податей на ордынские  и местные (внутренние). Четвертый  этап — с момента падения монголо-татарского ига до утверждения централизованного  самодержавного государства — является периодом существования трансформирующихся податных форм, по окончании которого в России уже существуют государственные  подати.

Первым  и основным источником доходов княжеской  казны была дань, которая изначально выступала своеобразной контрибуцией, налагаемой князем на подвластные племена  для покрытия единственного государственного расхода — удовлетворения потребностей князя и дружины. Развитие государственного аппарата впоследствии привело к  формированию новых потребностей, что  предопределяло установление новых  повинностей или податей. Дань уплачивалась с плуга («рала») и со двора («дыма»). Существовало два способа ее взимания: 1) «повозом» (когда дань привозилась князю в Киев) и 2) «полюдьем» (когда сбор дани осуществлял сам князь или княжеские дружины). С течением времени дань утратила значение контрибуции и приобрела форму платы с имущества и доходов.

Помимо  дани население Древней Руси платило  оброк, который на начальных этапах формирования древнерусской финансовой системы означал доход с государственных  имуществ и регалий, а впоследствии трансформировался в податный платеж.

Важным  источником доходов княжеской казны  являлись торговые и судебные пошлины, а также различные сборы: «торговый» (за право торговли); «корчмиты» (сборы с корчмы и постоялого двора); «гостиная дань» (за провоз товаров); «перевоз» (за перевоз товаров и людей через водную преграду).

В 1480 г. при  Иване III фактически заново начала создаваться  древнерусская система налогообложения. В период царствования Ивана III вводятся новые прямые и косвенные налоги и сборы, происходит упорядочение налоговых  платежей в государстве. Основными  государственными налогами в конце XV — начале XVI в. были: прямые налоги — деньги с крестьян и посадских людей; ямские деньги; пищальные деньги; сборы на городовое и засечное дело; стрелецкая подать и др. Определению размера прямых налогов служило сошное письмо, являющееся, по сути, прообразом налоговой декларации.

 

      1. Русское централизованное государство

 

До XVII в. в России сбором налогов занимались русские князья, баскаки (во времена  Золотой Орды), откупщики (в основном хорезмские и хивинские купцы), «осьменики» (Киевская Русь), «таможники» и их помощники «мытники». В XVII в. с образованием централизованного Русского государства формируется система приказов, выполняющих функции налоговых органов: Приказ большого прихода, занимающийся сбором прямых налогов; Приказ большого дворца, ведающий сбором налогов с царских земель; Приказ большой казны, собирающий налоги с городских промыслов; Печатный приказ, занимающийся сбором пошлины за скрепление актов государственной печатью; Казенный патриарший приказ, собирающий налоги с церковных и монастырских земель. Кроме того, отдельные функции в области налогообложения выполняли Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы.

Таким образом, в Российском государстве фактически отсутствовала стройная система  управления финансами, а существующая была сложна и запутанна. В целях  упрощения этой системы в 1655 г. был  создан Счетный приказ, в компетенцию  которого входил контроль за финансовой деятельностью других приказов, анализ приходных и расходных книг, что позволило определить структуру государственного бюджета того периода.

В 1678—1680 гг. с целью упрощения сложной  системы налогообложения проводится налоговая реформа, в результате осуществления которой отменяются многочисленные налоги и сборы, а  поземельное обложение заменяется подворным. Замена посошного обложения подворным позволила расширить количество плательщиков податей за счет включения слоев населения, ранее не плативших налоги: наравне с крестьянскими и посадскими в тягло включались бобыльские, холопьи и прочие дворы. Единицей обложения стал служить двор, а количество дворов определялось количеством ворот. Подворное обложение, как и посошное, осуществлялось раскладочным способом, т. е. общая сумма налоговых поступлений от каждой территории в доход казны определялась централизованно, а крестьянская община и посад раскладывали подати между дворами.

В XVII в. происходит ликвидация остатков прежней феодальной раздробленности и укрепление централизованного  государства. Соответственно осуществляются преобразования и в финансовой сфере, в том числе в процессе упорядочения системы налогообложения. Нормативное  регулирование налогов появляется в специальных актах органов  центральной государственной власти, посвященных регулированию исключительно налоговых отношений и устанавливающих новые правила налогообложения, не применявшиеся ранее. Так, 7 февраля 1646 г. был издан царский указ, предусматривающий замену множества прямых налогов одним косвенным — налогом на соль; царский указ от 5 сентября 1679 г. устанавливал подворную подать вместо стрелецких, полоняничных, ямских, пищальных денег и некоторых других.

 

    1. Развитие в эпоху Петра I

 

Период  правления Петра I (1672—1725) сыграл особую роль в становлении и развитии налоговых отношений Российского  государства. Коренное реформирование финансовой системы России Петром I заключалось в изменении самого принципа формирования доходов государственного бюджета. Как отмечает Д. Г. Черник, ранее  существующая финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов  по мере возникновения и возрастания  потребностей казны без учета  реального экономического положения  государства. Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия  укрепления финансового положен. Основная черта налоговой системы XVIII в. —  преобладание косвенных налогов (их доля составляла 42% от доходов казны) над налогами прямыми.

При Петре I в сфере налогообложения произошли  радикальные преобразования. Для  пополнения казны увеличивались  ставки уже существующих налогов, а  также вводились различные новые  сборы, численность которых достигла трех-четырех десятков. Были введены  военные налоги: «драгунские деньги» (взималось по 25 копеек с крестьянского  двора на жалованье ратным людям), налог «на наем подвод под артиллерийские припасы» (его размер колебался от 6 до 13 копеек) и другие налоги.

Новые виды налогообложения создавали и  разрабатывали специальные государственные  люди — прибыльщики. По их инициативе были введены гербовый сбор, хомутейный (налог на клеймение хомутов), с печей (трубный), пчельный (с владельцев пасек), мельничный и другие налоги и сборы.

При Петре I существенные изменения претерпела вся система финансового управления. Большое значение имело создание Правительствующего сената, учрежденного 22 февраля 1711 г., поскольку никакие  налоги и сборы не вводились без  его согласия. В течение всего XVIII в. Сенат являлся высшей наблюдательной инстанцией за финансовыми учреждениями. Учреждаются финансовые коллегии: Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия. Они представляли собой государственные органы отраслевого управления, за которыми закреплялись определенные полномочия. Главным органом финансового управления была Камер-коллегия. В ее ведении находилась доходная часть бюджета. Основным видом деятельности являлось пополнение государственного бюджета и, следовательно, налогообложение. Камер-коллегия получала сведения о сборах налогов, разрабатывала проекты по налогообложению, могла самостоятельно вводить новые городские и земские пошлины. Вопросами расходных статей бюджета ведала Штатс-контор-коллегия.

На Ревизион-коллегию возлагались функции финансового контроля,. Следует отметить, что другие, неспециализированные, коллегии также выполняли функции по финансовому управлению. Например, Берг-коллегия занималась сбором доходов от монетной и горной регалий; Юстиц-коллегия принимала судебные пошлины; Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.

 

    1. Налоговая система 1725 – 1917 гг.

 

После смерти Петра I (1725 г.) финансы в России постепенно начали приходить в упадок. Лишь во времена правления Екатерины II (1762—1796 гг.) создаются важные предпосылки  последующего перехода к более рациональным методам ведения финансового  хозяйства и построения финансовой администрации, т. е. закладываются  основы административных и финансовых реформ первой половины XIX столетия. При  Екатерине II совершенствуется управление государственными финансами, проводится реорганизация государственного аппарата. Деятельность коллегий, особенно финансовых, оказывается неэффективной, что обусловливает необходимость использования принципа централизованного управления. В результате в 1780—1781 гг. учреждаются Экспедиция доходов, Экспедиция расходов, Экспедиция ревизии счетов, Экспедиция взыскания недоимок, недоборов и начетов. В губерниях создаются казначейские палаты, которые сохраняются в России до XX в. В XIX в. происходит нормативно-правовое оформление системы земских сборов и повинностей. Появившееся в 1805 г. «Предварительное положение о земских повинностях» устанавливало, что денежные сборы взимаются только на основании высочайших указов и узаконений. Сметы повинностей составляются специальным губернским присутствием в составе губернатора, вице-губернатора, губернского предводителя дворянства и депутатов от городского общества и утверждаются дворянским собранием совместно с депутатами от купечества. Сборы вносятся в казначейства, но не смешиваются с другими государственными доходами. «Положение», однако, не касалось натуральных повинностей (дорожной, подводной, этапной, квартирной и прочих воинских и гражданских), а также не определяло предметы денежных земских повинностей, что обусловило разработку дополнительных нормативно-правовых актов. Новые правила о земских повинностях были введены Уставом о земских повинностях, изданным 13 июня 1851 г. Наиболее существенное их отличие от предыдущих заключалось в том, что земскими повинностями были признаны только те предметы, которые «означены» в Уставе. Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основной была подушная подать (которая отменяется сначала для мещан, а затем и для всего населения), замененная в 1863 г. налогом с недвижимого имущества. Объектом налогообложения являлись дома и все другие виды недвижимого имущества, приносящего доход. Обложению налогом подлежало имущество, находящееся в черте города и за его чертой, но принадлежащее городу. Оно включало в себя жилые дома, фабрики, заводы, складские помещения, бани, лавки, магазины, огороды.

Информация о работе История становления и развития налоговой системы