Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:43, контрольная работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого, неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции, налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса.
Введение………………………………………………………..………………3
Глава 1.История развития налоговой системы России.…………………….5
1.1 Древняя Русь…………………………………………………………..…....5
1.2 Русское централизованное государство……………………………..…...6
1.3 Развитие в эпоху Петра I………………………………………………......8
1.4 Налоговая система 1725 – 1917 гг………………………………………...9
Глава 2. Налоговая система советского периода…………….…………….12
2.1 Влияние непа на налоговую систему страны…………………………...13
2.2 Налоговая реформа 1930 – 1932 гг…………………….………………...14
2.3 Послевоенный период……………………..……………………………..15
Глава 3. Современная налоговая система…………………………..………17
3.1 Первый этап становления системы налогообложения в России……....17
3.2 Второй этап становления системы налогообложения в России..….…..18
3.3 Российская налоговая система……….…………………………………..19
Заключение…………………………………….……………………………..21
Библиографический список………………………………….…………….22
При этом
сохраняется важная роль в системе
государственных доходов
В 1882 г. возникает обложение наследств и дарений; с 1885 г. взимается налог на доходы с денежных капиталов, уплачиваемый в размере 5% от полученных доходов; в 1893 г. появился квартирный налог в качестве весьма неудачного суррогата подоходного налога
В 1802 г. согласно
Манифесту «Об учреждении министерств»
было создано Министерство финансов,
занявшее ведущее место в системе
центральных органов
Глава 2. Налоговая система советского периода
В начале XX в. структуру основных налоговых доходов бюджетов составляли: прямые налоги — поземельный налог, подомовой, или квартирный, налог, промысловый налог, подоходный налог, пошлины, гербовые сборы и патенты; косвенные налоги — различные виды акцизов (табачный, сахарный, соляной, нефтяной, спичечный налоги и др.). Существующая в этот период налоговая система отличалась многочисленностью налогов и сборов и не имела определенного принципа формирования. Это во многом было связано с тем, что в России того времени наряду с развитием капиталистических отношений существовали и феодальные отношения с присущими им формами обложения (оброк, подымный налог), а также несовершенная система взимания налогов и сборов.
Налогообложение советского периода имело ярко выраженный классовый характер. Так, система прямого обложения (подоходный налог и налог на прирост прибылей), наряду с фискальной, решала задачу подрыва экономического благосостояния имущих классов, а по сути подрыва экономики всей страны, так как государственного сектора как такового еще не было.
После революции 1917 г. до перехода к нэпу налоговая политика реализуется по двум основным направлениям: отмена всех потерявших значение видов налогов и создание новых форм обложения, выполняющих чисто революционные задачи. Так, отмена частной собственности на землю привела к ликвидации поземельного налога (30 октября 1918 г.) и всех бывших земских и городских поземельных сборов (3 декабря 1918 г.); национализация промышленности — к отмене промыслового налога (28 декабря 1918 г.); были упразднены налоги с городских недвижимых имуществ (19 февраля 1919 г.) и налог с денежных капиталов (13 сентября 1918 г.).
В условиях
натурализации хозяйственных
Уравнительный
сбор являлся основной частью
промыслового налога и
С 1922 г. вводится
подоходно-поимущественный
Для налоговой системы России периода нэпа, так же как и для дореволюционной налоговой системы, было характерно разграничение налогообложения города и деревни. Так, в 1923 г. введен единый сельскохозяйственный налог, заменивший различного рода натуральные повинности.
Первоначально объектом обложения были земля, сенокосы, крупный рогатый и рабочий скот, а впоследствии — доход, полученный от хозяйства, в том числе от подсобных занятий. В 1926 г. установлены налог на сверхприбыль и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Получает развитие и косвенное налогообложение. В 1921 — 1923 гг. были введены акцизы на спирт, табачные изделия, керосин и ряд других товаров.
К концу 1920-х гг. бессистемная экономическая и финансовая политика государства, а также использование прямых административных методов управления привели к созданию громоздкой налоговой системы, отличающейся множественностью налогов и сборов.
В 1930—1932 гг. в СССР в результате налоговой реформы налоги стали выполнять несвойственную им роль средства политической борьбы. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» были проведены преобразования налоговой системы государства. Изменение внутренней политики СССР, проводимые в стране индустриализация и коллективизация привели к замене налоговой системы административными методами изъятия прибыли, амортизации имущества предприятий и административному перераспределению финансовых ресурсов по отраслям и территориям. В результате проведения налоговой реформы устанавливается система изъятия доходов государственных предприятий и организаций в двух видах — в виде налога с оборота и отчислений от прибыли, которые стали основными платежами в бюджет. Налог с оборота объединил в себе 53 вида ранее действовавших налогов и платежей, существенное значение среди которых имели промысловый налог и 12 акцизов. Шесть налогов и платежей, дававших бюджету 16,5% его доходов, консолидировались в один — отчисления от прибыли. Не были унифицированы и сохранились как самостоятельные 27 сборов и платежей, обеспечивающих поступление около 1/5 доходов бюджета.
В 1930 г. происходит
учреждение налоговых инспекций, являющихся
структурными подразделениями районных
и городских финансовых отделов.
В компетенцию налоговых
Послевоенный период в СССР характеризовался постепенным сворачиванием налогообложения и заменой налогов иными доходными источниками. Основным же налоговым платежом того времени являлся налог с оборота, поступления от которого составили в 1954 г. около 41 % в составе доходной части бюджета.
Тенденция к ликвидации налогов в социалистическом обществе прослеживается достаточно четко, о чем свидетельствует принятие Закона СССР от 7 мая 1960 г. Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1962 г. сроки освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы были перенесены, а затем эта идея была вовсе забыта.
Существенным этапом в совершенствовании системы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом был переход к так называемому полному хозяйственному расчету и самофинансированию. Его отличием было то, что порядок распределения прибыли приобретал нормативный характер: не часть, а вся прибыль предприятий распределялась по утвержденным вышестоящими органами экономическим нормативам. Одновременно признавалось равенство интересов предприятия и государства при распределении прибыли, поскольку нормативы формировались с учетом потребностей предприятий в средствах не только на простое, но и на расширенное воспроизводство, а также на содержание социально-бытовой сферы и жилищное строительство.
Таким образом, уже с первых лет существования советского государства взимались подоходный налог с граждан, налог на одиноких и малосемейных граждан, налог с оборота, сельскохозяйственный налог, налог со строений, налог со зрелищ, подоходный налог с организаций потребительской кооперации, колхозов, налог с владельцев транспортных средств и др. Кроме них, существовали и иные формы платежей: нормативные отчисления от прибыли, плата за фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, свободный остаток прибыли и др.
Глава 3. Современная налоговая система
Современная налоговая система была возрождена с принятием Закона РСФСР от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Реформа проводилась в условиях конкретной политической, экономической и социальной ситуации, ее основной целью было увеличение поступлений в бюджет за счет увеличения числа федеральных налогов, налогов субъектов РФ и местных налогов, а также повышения ставок налогообложения.
Высокий
уровень инфляции, структурные изменения
в экономике страны обусловливали
нестабильность налогового законодательства,
отмену одних и появление новых
налогов. Практика показала необходимость
кардинальной перестройки бухгалтерского
учета во всех сферах хозяйствования,
применительно к условиям рыночной
экономики и действующей
Система налогообложения этого периода имела ярко выраженный фискальный характер, что обусловливало постоянный рост налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, рост масштабов теневой экономики. Многочисленные поправки, вносимые в налоговое законодательство, решали лишь отдельные частные вопросы и не меняли его основ. Все это негативно сказывалось на экономическом развитии страны. Введение налогов осуществлялось на основе не только законов, но и подзаконных актов. Так, Указом Президента РФ 1993 г. «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» (в настоящее время утратил силу) были дополнительно введены специальный налог с предприятий для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей и транспортный налог с предприятий. Фактически этот налог являл собой пример чрезвычайного налогообложения. Допускалось также установление налогов, не предусмотренных федеральным законодательством.
Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году» органам власти субъектов РФ и органа местного самоуправления было предоставлено право дополнительно устанавливать и вводить без ограничения любые налоги.
В результате только к 1994 г. было введено дополнительно сверх предусмотренных в Законе Об основах налоговой системы в Российской Федерации более 70 видов региональных и местных налогов.
Таким образом,
на первом этапе налоговой реформы
сложился качественно новый механизм
финансовых отношений предприятий
и государства. В то же время введенный
в действие налоговый механизм оказался
структурно деформированным и
До 1 января 1999 г. главным рамочным налоговым законом являлся Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В нем были определены структура и общий механизм функционирования налоговой системы, установлены перечень налогов и сборов, порядок их исчисления и взимания, обозначены обязанности и ответственность налоговых органов и налогоплательщиков. С 1 января 1999 г. этот закон утратил силу, за исключением п. 2 ст. 18, ст. 19-21.
Второй
этап становления системы
Информация о работе История становления и развития налоговой системы