Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:44, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является исследование процесса становления и развития налоговых органов России. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать эпохи становления и развития органов управления финансами, начиная с момента создания древнерусского госудаства;
2) дать характеристику структуре органов управления финансами в России сегодня; определить перспективы развития системы органов управления финансами в России.
Введение…….…………………………………………………………..………3-5
1. Этапы развития системы органов управления финансами в России.......................................................................................................................6 1.1 Управление финансами в древней руси и в период монголо-татарского нашествия............................................................................................................6-14
1.2 Первые органы управления финансов на Руси – приказы (приказная форма управления)……………………………………………..….................14-19
1.3 Коллегиальная и министерская формы управления…...……................19-23
1.4 Управление финансами в СССР ………………………………............. 23-27
2. Характеристика и перспективы развития современной системы органов управления финансами РФ .………………...…………...................28
2.1 Характеристика современной системы органов управления финансами РФ………………………………………………………………………..........28-30
2.2 Перспективы развития современной системы органов управления финансами РФ …………………………………………………………….....30-33
Заключение………………………………………………………...…...........34-36
Список литературы………………………………..…
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное
высшего профессионального
«Саратовский государственный социально-экономический университет»
Курсовая работа на тему:
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ РФ
Студента II курса IV группы
дневного отделения
финансово-кредитного факультета
Демеснова А.П.
Руководитель: канд. экон. наук
Оглавление
Введение…….…………………………………………………
1. Этапы
развития системы органов
1.2 Первые органы
управления финансов на Руси
– приказы (приказная форма
управления)……………………………………………..
1.3 Коллегиальная
и министерская формы управлени
1.4 Управление финансами в СССР ………………………………............. 23-27
2. Характеристика
и перспективы развития
2.1 Характеристика
современной системы органов
управления финансами РФ…………………
2.2 Перспективы
развития современной системы
органов управления финансами РФ …………………………………………………………….....
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………..………………
Введение
Финансы возникли в условиях развития торговых отношений, развития государства и его ресурных потребностях. Финансы – отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств.
Их сущность, закономерность развития, сфера охватываемых товарно-денежных отношений, роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем в обществе, природой и функциями государства.
В процессе эволюции человечество прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, в которых всеобщим эквивалентом стали деньги. Государство в развитии своей управленческой деятельности стало вести учёт доходов и расходов в денежной форме, тем самым образуя денежные фонды.
Как историческая категория, финансы появились одновременно с государством при расслоении общества на классы. Первое государство было рабовладельческим, затем с развитием общества произошёл переход к феодальному типу государства. Денежное хозяйство в таких государствах было развито только в армии; основными расходами являлись затраты на ведение войн, содержание государственного аппарата и двора монарха, строительство храмов, каналов, дорог и т.д. Основными доходами были поступления от доменов (государственного имущества или владения монарха) и регалий, а также военные завоевания (добычи), дань с покорённых народов, натуральные и денежные сборы и повинности, займы, пошлины. В капиталистических государствах большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы, доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Отсюда, с переходом на капитализм управление финансами получило гораздо большее значение, чем в докапиталистических государствах. А как оно всё происходило в нашем государстве? Управление финансами в России имеет многовековую историю. Эффективность управления финансами во многом зависит от структуры органов управления финансами - финансового администрирования - совокупности государственных структур исполнительной ветви власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения эффективности управления государством и поддержания правопорядка в финансовой сфере.
Масштабные преобразования в системе управления финансами были связаны с той или иной эпохами истории Российской государства. Нужно было создать финансовое законодательство, выстроить финансовую систему России и сформировать структуру органов управления финансами.
Актуальность
изучения процессов становления
российских органов управления финансами
не вызывает сомнения, т.к. без знания
истории их развития невозможно предложить
оптимальные для отечественных
условий пути совершенствования
и модернизации органов управления финансами.
Целью написания данной курсовой работы является исследование процесса становления и развития налоговых органов России. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать эпохи становления и развития органов управления финансами, начиная с момента создания древнерусского госудаства;
2) дать характеристику
структуре органов управления
финансами в России сегодня;
определить перспективы
При работе над данной курсовой мною были использованы труды историков: Карамзин Н.М, А. Лаппо-Данилевский, Соловьёв В.Ю. (преподаватель нашего университета) и т.д. Использовал также материал «Повести временных лет» - величайшего памятника русской истории под редакцией великого советского и российского академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Также при работе были использованы работы экономистов: Андрианов В.Д., Ковалёв В.В и др. Также я не мог пренебречь своей точкой зрения, используя различные статистические данные, исторические и географические знания, полученные не только при работе над настоящей курсовой. Стоит отметить большое количество исторической информации, что позволяло легко работать над главами, в основу которых должна лечь история той или иной эпохи.
1. Этапы развития системы органов управления финансами в России.
1.1 Управление финансами в древней руси и в период монголо-татарского нашествия.
В любой период истории финансовая система – это система сбора, хранения и управления финансовыми средствами (казной). Слово «казна» пришло к нам из тюркского языка и означает хранилище драгоценностей, денег и иных материальных ценностей царей, князей, ханов, монастырей и т.д. Зарождение казначейской системы произошло ещё во времена Древней Руси, когда появилась государственная должность «казначея» - лица, хранившего казну. Они были не только у князей, но и у бояр или частных лиц. В духовных грамотах московских князей казначей упоминается наряду с тивунами (боярами-управителями) домосковской Руси: и те и другие были «рабами-хранителями» княжеских прибытков. Казначей, подчинявшийся Казённой палате, где его назначали на эту должность, хранил ключи от казначейства и печать, нёс ответственность за целость доверенных ему денежных сумм. Для обеспечения исправности с казначея брали залог и, помимо этого, подписку в том, что без разрешения Казённой палаты ни он, ни его жена или дети не будут отчуждать принадлежащего им имущества или давать кому-либо деньги в рост.
Началом зарождения системы управления государственной казной можно считать период возникновения Древнерусского государства, когда возникают понятия «княжеский двор», «княжеская дружина», ну и, соответственно, необходимость их содержания за счёт населения государства, т. е. за счёт взимания подати или дани с населения. Период этот следует исчислять непосредственно с момента образования государства Рюрика (859 или 862 год – данные расходятся), так как до этого взимание дани с населения в пользу власти на Руси никогда не производилось. Так, в некоторых источниках можно встретить: «Новгородские славяне и кривичи были свободны и жили по законам народного правления до 859 года»; или «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть...»; «По пути туда (в Царьград-Константинополь) на высоком берегу Днепра они (Аскольд и Дир) увидели маленький городок и спросили, чей он. Им ответили, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят дань хазарам». Отсюда можем предположить, что в то время славянские племена имели князей (предполагаем, что так назывались вожди племён), а содержание их обеспечивалось довольно сообща. Касаемо содержания дружины - вероятнее всего, собиралась она из рядовых жителей, в опасный момент бравшие в руки не орудия охоты или земледелия или, а оружие, вставая тем самым на защиту племени , а значит, на её содержание дополнительных затрат не требовалось. Ну а непосредственное упоминание о сборе дани в пользу князей мы находим уже после «прихода» Рюрика и его сподвижников на Русь и начала их завоевательных походов, имевших цель создания нового государства путём объединения территорий различных славянских племён. И здесь возникает необходимость содержания княжеской дружины, ставшей профессиональной вооруженной структурой и осуществлявшей только завоевательно-оборонную функцию. Князь Олег принудил платить дань и радимичей, и некоторые славянские племена, жившие на территории современной западной Украины, т.е. на правобережье Днепра. Он всюду строил крепости или города, оставляя затем в них своих наместников, и ежегодно проводил сбор дани с покорённых племён. Один только Новгород отдавал Олегу 300 гривен - тогдашней монетой, ходящей на Руси.
В данном историческом периоде пока ещё только началось формирование государственных структур, в том числе органов управления финансами. Так, в период правления князя Игоря и его жены княгини Ольги (912-963) взиманием дани занимались князь и его дружина. В древнее время государственное хозяйство нельзя было отличить от княжеского частного хозяйства. Князья собирали доходы в свою пользу, но из своих средств удовлетворяли и государственные нужды. В числе таких доходов можно отличить разные их категории. Князья прежде всего были очень крупными частными собственниками, о недвижимых имуществах князей существуют весьма ранние упоминания вместе с указаниями на формы их использования. В именьях своих князья заводили скотоводство, земледелие, бортничество и промысловую охоту. Со своих имений доход князья получали так же, как другие крупные частные собственники. Но этот доход князья ни коим образом не отделяли от того дохода, который они имели в статусе представителей власти. Как правители, они получали с населения сборы в форме налогов (прямых и косвенных) и пошлин. Пошлины в наши дни – это сборы, взимаемые правительством за определённые услуги, оказанные частным лицам. История знает примеры пошлин судебных, крепостных, гербовых. Этих видов сборы известны давно, хотя «пошлина» в древности означала обычай, и в частности, всякий издавна существующий сбор. Пошлины с суда, или судебные пошлины, известны уже Русской Правде. В Древней Руси виды этих сборов были весьма многообразны, и ряд сборов, которые возникли вначале в форме платы за услуги, перешёл постепенно в налоги. Мыт (наверное, отсюда и произошло слово «мыть), например возник в виде сбора за различные услуги, которые были оказаны торговле при переправе товара с одной реки на другую или при организации торговли на торгах при посредстве мытников, затем вскоре стал косвенным налогом с торговых операций. Также мера (померное) и весь (весчее) взимались за использование проверенными мерами и весами, хранившихся при «церквах». Но затем померное и весчее стали чисто торговыми сборами. Прямые налоги в первую очередь - это дань, уплачиваемая побеждёнными победителю. Побеждённые откупали данью себе право на жизнь и свободу - без этого откупа им грозило обращение в рабство или избиение. Первые князья пытались расширить своё политическое влияние, стараясь как можно большее количество племён заставить платить себе дань. Обложение данью являлось первым шагом к замирению враждебного отношения, а также являлось первым звеном при выработке понятия «подданство». Размеры этой дани-откупа определялись уже с древности, они были слишком неустойчивы. Они менялись не то что со сменою князей, а из года в год. В 883 году князь Олег, подавив древлян, наложил на них дань, и уплачивалась она до того дня, когда Олег умер, хотя наверняка размер дани колебался в больших пределах. Спустя 30 лет после кончины Олега древляне попробовали отложиться от Игоря - неудачно. А в 945 г. попытка Игоря снова увеличить размер дани для древлян закончилась очень трагически для князя. Отсюда видно, как могли размеры дани меняться в зависимости от условий, пока дань носила характер откупа или военной контрибуции. Ольга, осуществив месть древлянам, вскоре заменила для них полюдье свозом определённого размера дани в назначенные для этого места - погосты. От времени правления Ольги до нас дошли и первые известия об организации сбора дани. Ольга с сыном Святославом и дружиною обошла Деревскую землю, «уставляющи уставы и уроки». Также при ней были разработаны разнообразные «Уставы», и в них прописывалось, как собирать, что собирать и как отдавать различного рода дань. Мало-помалу эта система получила широкое распространение, но в некоторых уголках Руси полюдье сохранилось ещё на несколько веков: например, его проводили в своих владениях князья Юрий Долгорукий и Всеволод Большое Гнездо (ХII-ХIII века), отсылая затем большую часть дани в Киев. Ольга установила также «по Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани». «Уроком» именовалось всё более-менее определённое точно в цифрах. В Русской Правде уроками были названы: корм вирнику и пошлины в его пользу, сборы и корм для городников и мостников, вознаграждение потерпевшему или уголовные штрафы - а всё потому, что эти уплаты определены в цифрах. В данном смысле уроком могла быть также названа и дань, поэтому в более поздних исторических памятниках говорится о «дани по уроку». В точно таком же значении - определённой в цифрах дани - мог первоначально употребляться и термин «оброкь», и это тоже встречается в более поздних исторических памятниках. С установлением гораздо более мирных и тесных отношений с покорёнными племенами дань в виде урока и оброка для них становится постоянною прямою податью. И в то же время данью стали обозначать иные прямые и косвенные сборы, и в этом смысле в уставной Смоленской грамоте речь идёт о десятине. В перечне прямых сборов, помимо дани, исторические памятники упоминают также о полюдье и даре. Эти виды сборов отчасти стоят в очень тесной связи. Полюдьем назывался объезд князем своей территории для выполнения правительственных функций, в том числе и для сбора доходов. Дар, по сути, - добровольное приношение и зависило от усердия подносивших. Но из года в год такой порядок превращался в обычай, и вскоре дар из добровольного приношения стал обязательным сбором в определённом размере. В состав прямых сборов или дани в первоначальном значении нужно включить также корм натурой либо замену его деньгами в пользу правителя и должностных лиц. Сбор даней есть общее характерное явление всех княжений XI и XII веков. Князья сами уезжали в полюдья или посылали своих «мужей». Кроме прямых сборов исторические памятники также упоминают о некоторых повинностях. Например, повоз, т.е обязанность жителей доставлять князю, должностным лицам и гонцам подводы с проводниками и гребцами, известен с половины XII века в Галицкой и Черниговской землях, а с XIII века ещё и в Новгороде. Поздже термин «повоз» сменяется термином «подвода». В приписанном князю Ярославу «Уставе о мостах» говорится об обязанности жителей Новгорода мостить или гатить (заваливать воду или болота хворостом) улицы и о распределении этой повинности. Кроме того, Русская Правда также упоминает об уроках в пользу городника и мостника, которые получали корм при строительстве или починке городских укреплений или мостов. Нужно предполагать, что саму повинность строительства или починки отбывало население. Арабы повествуют также «о несколько ином принципе налогообложения, явно заимствованном у Хазарского каганата (десятую часть имущества)». Первоначально сбор средств шёл на содержание дружины, княжеского двора, защиту от врагов, возведение укреплений и т. п. Но развитие торговых отношений приводит к денежной основе дани и пошлины с торговли. В основном объектами обложения были дом, дым, из них выделяется главный - соха, т. е. земельный участок, за выполнение обязанностей по уплате платежей на котором несётся коллективная ответственность. Почти все налоговые платежи в то время носили натуральный характер. С образованием ближе к концу X века структуры единого государства формировался централизованный и разветвлённый аппарат управления, т. е. появилась централизованная система управления государственными финансами, в которую входили лица, которые взимали платежи или их принимали как в случае погоста данники, сборщики торговых пошлин - мытники, а также тивуны и огнищане – люди, управлявшие имуществом, в том числе и финансами князя или бояр. Государственная подать в IX и X веках была на Руси «более в вещах, нежели в деньгах. Из разных областей Руси ходили в столицу обозы с медом и шкурами, или с княжеским оброком - это называлось «возить повоз». Следственно, казна изобиловала товарами и могла отпускать их в чужие земли». Проходит время, и появляются вотчины - наследственные владения бояр. Вотчины были одним из источников дохода бояр - лица, которые первоначально служили князю в дружине, а впоследствии стали наследственными государственными должностными лицами. К середине XII века бояре становятся явлением уже довольно обыденным. И тем не менее, даже владея землями, бояре получали выплаты от князей. Из них многим выделялись кормления - часть доходов с определённых территорий. То есть бояре тоже имели своих казначеев (как было выше замечено), хранивших их казну и занимавшихся сбором средств.
В 1237-1240 годы древнерусские княжества были покорены монголо-татарами, поэтому дальнейший рост податной организации и вообще государственного хозяйства был ликвидирован татарским нашествием. Покорённые татарами русские земли должны были платить дань хану, и дань эта по своему значению была тождественна дани - откупу, ту самую, которую платили первым русским князьям некоторые славянские племена. Тягости уплате дани разорённому нашествием населению добавляло то, что способы взимания были довольно произвольны. Но вот парадокс! С приходом на Русь ига получило новый толчок развитие финансовой и казначейской системы. Система взыскания дани с Руси завоевателями явилась примером для дальнейшего развития государства. Так, сначала захватчики попытались установить на Руси свою администрацию, и с этой целью в 1245 году они провели перепись оставшейся части населения и установили виды дани, собираемой с купцов и ремесленников (тамга) и с земледельцев (кадлан). Принцип сбора - «число» - равнялось десятой части от всего имущества и людских ресурсов. Податное население называлось «численным», в Киеве «кадланные люди» или «делюи». В основе налогообложения лежала десятичная монгольская система: тьма, тысяча, сотня, десяток. Община так называемых «численных людей» избирала старейшину - ватамана (отсюда, наверное, и пошло слово «атаман»), организовывавшего сбор населения для налогообложения и напрямую сотрудничавшего с монгольской администрацией и сборщиками налогов – баскаками или даругами, которые подчинялись темнику. Баскаки и даруги, по свидетельствам Иона Баттута, собирали с Руси и Поволжья до 200 тысяч динаров или 100 тысяч рублей дани. Для самого сбора налогов даруги привлекали мусульманских купцов (бессерменов), выкупивших у золотоордынского Берке-хана ярлык, который давал право на сбор налогов. Злоупотребления и бесчинства и бессерменов (басурманов), с целью получения наживы обращавших должников по налогам в рабство, вызывали в русских землях восстания, поэтому администрация больше не прибегала к услугам купцов-откупщиков. Помимо дани население обязывалось нести ямскую повинность, введённую татарами. Тяжесть уплаты дани вызывала колоссальное количество восстаний против сборщиков. После Тверского восстания в 1327 году тяжесть ига уменьшилась, и сбор дани татары возложили на русских князей. Вследствие того же татарского завоевания сильно осложнилась также система косвенных сборов. Татары ввели в чисто торговый сбор – тамгу. Однако система управления финансами самой Руси отличалась в каждом княжестве, и объясняется это тем, что Русь была раздроблена на отдельные княжества (феодальная раздробленность). И лишь после XIII века вновь началось развитие финансовой системы Руси и её главного составного элемента - казначейской системы. Лишь с периодом княжения Ивана Калиты (1325-1340 годы) «мир и тишина воцарились в северной России», а значит и появилось время заняться возрождением военной, экономической и, конечно же, финансовой мощи Руси. В этот период развития государства была произведена попытка наладить систему налогообложения; так, основой была посошная система обложения с прямыми налогами в натуральном выражении и косвенными, соответственно, в денежном. Появляются также в этот период дополнительные сборы и повинности, но из-за пока ещё существовавшей феодальной раздробленности системы обложения, взимания и управления княжеской казной отличались в зависимости от желаний удельных князей. И лишь после объединения русских земель, когда начало формироваться унитарное суверенное государство, казначейская система как система управления государственными финансами стала приобретать чётко выраженные контуры.
Информация о работе История становления и развития органов управления финансами РФ