Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:50, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-рассмотреть структуру банковской системы;
-познакомиться с главными составляющими банковской системы;
-познакомиться с операциями, проводимыми банками в РБ;
-рассмотреть структуру белорусской банковской системы;
-рассказать о проблемах и перспективах развития системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РОЛЬ БАНКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ
ЭВОЛЮЦИИ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ
1.1.Банки, их возникновение, закономерности функционирования 5
1.2.Изменение роли банков на различных
этапах эволюции рыночных систем 7
2.СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
2.1.Понятие банковской системы, ее уровни и элементы 10
2.2.Характеристика банковских систем
стран с развитой рыночной экономикой 12
2.3.Характеристика банковских систем
стран с трансформационной экономикой 20
3.ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1.Характеристика банковской системы в Республике Беларусь 26
3.2.Основные проблемы развития банковской
системы в Республике Беларусь 27
3.3.Перспективные направления развития
банковской системы Беларуси 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Учредители банка (независимо от того, в виде какого товарищества он организуется) должны заключить между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности, ответственности перед лицами, которые подписались на акции, и третьими лицами. Учредители также несут ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации банка Национальным банком Украины.
Если банк создается в виде акционерного
общества открытого типа, то учредители
должны зарегистрировать информацию
о выпуске акций в Министерстве
финансов Украины. При этом необходимо
представить следующие документ
Учредительное собрание утверждает учредительные документы банка (учредительный договор и устав), избирает совет и правление банка, их председателей, ревизионную коммисию, утверждает регламенты работы совета и правления, разрабатывает положение о ней. Собрание может часть функций, относящихся в соответствии с действующим законодательством к компетенции общего собрания акционеров, возложить на совет или правление банка.
Для регистрации коммерческого банка его совет представляет в двухнедельный срок после проверки финансового состояния учредителей в региональное управление Национального банка Украины следующие документы: заявление о регистрации устава банка за подписью председателя совета; учредительный договор, подписанный учредителями банка и заверенный их печатями (для юридических лиц) или нотариально (для физических); устав банка, утвержденный учредительным собранием и подписанный председателем совета; протокол учредительного собрания; экономическое обоснование создания банка, включая расчетный баланс и расчет плана доходов, расходов, прибыли на конец первого года его деятельности; бухгалтерские балансы учредителей, акционеров; заключение аудиторской организации, имеющей лицензию Национального банка Украины, о финансовом состоянии учредителей; сведения о профессиональной пригодности председателя правления и главного бухгалтера, рекомендованных учредителями; копии платежного документа о внесении платы за регистрацию; копию отчета о проведении открытой подписки на акции со списком акционеров; справку о наличии необходимого помещения для банка (если оно арендовано, то и договор аренды на срок не менее 5 лет). Содержание каждого из документов определено Временным положением о порядке создания, регистрации коммерческих банков и осуществления надзора за их деятельностью.
Полученное от регионального управления заключение с указанными выше документами представляется в Национальный банк Украины для регистрации, которая должна быть осуществлена в месячный срок с момента получения заявления.
Коммерческие банки могут
В условиях рыночной экономики существенные изменения произошли в банковском контроле. Если раньше банки играли роль государственных контролеров за деятнльностью субъектов хозяйствования, то в настоящее время этот контроль, как правило осуществляется на партнерских отношениях между банками и их клиентами.
3.ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1.Характеристика банковской системы в Республике Беларусь
После Октябрьской революции филиалы действовавших в Беларуси частных банков были национализированы, а земельные банки закрыты. 3 декабря 1921 года Совет Народных Комиссаров БССР принимает постановление об организации в Минске Белорусской конторы государственного банка и ровно через месяц, 3 января 1922 года, она начала функционировать. С этого времени и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси. Позже открылись местные отделения государственного банка в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, агентства — в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке. В связи с образованием СССР в 1923 году госбанк РСФСР преобразуется в государственный банк СССР. В его состав вошла и Белорусская контора. В январе 1927 года в ведение Белорусской конторы перешло гомельское отделение, подчинявшееся ранее непосредственно госбанку СССР. [40, 12]
В 1923–1925 годах в республике начали
действовать филиалы
В целях концентрации свободных средств для кредитования нужд сельского хозяйства организованы окружные товарищества сельскохозяйственного кредита: Белорусское, гомельское, Витебское, Оршанское, Калининское, Бобруйское, Могилевское, Мозырское и Полоцкое. Белорусское товарищество в 1924 году преобразовано в Белсельбанк, который взял на себя основную роль по кредитованию села. Деятельность госбанка и специализированных банков в те годы была всецело подчинена восстановлению и реконструкции народного хозяйства.
Решить эти узловые задачи можно было лишь на базе твердой валюты, поэтому с переходом к нэпу был взят курс на укрепление денежной системы. В 1922–1924 годах была проведена денежная реформа. Создана денежная система, а госбанк стал эмиссионным центром СССР и органом регулирования денежного обращения. Введение устойчивой валюты благотворно сказалось на подъеме производства и укреплении в целом всей экономики.
В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы с филиалами госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Соргбанка СССР.
В предвоенном 1940 году в Беларуси функционировало 10 областных контор и 184 отделения госбанка. В них работало 4087 человек. Настоящим испытанием для белорусских банковских работников, как и для всего народа, была Великая Отечественная война. 25 июня 1941 года Белорусская контора госбанка была эвакуирована в Тамбов, а в ноябре — в Караганду, в марте 1942 года она переехала в Горький. 9 сентября 1943 года по распоряжению СНК СССР она была закрыта. Возобновила свою работу в октябре 1943 года и в декабре переехала в Гомель, а в июле 1944 года — в Минск.
Одной из важнейших функций
Вскоре после завершения восстановительного
периода потребовались и
Крупная реорганизация банковской системы была произведена и в 1987 году. Учреждены белорусские республиканские банки со своими филиалами госбанка, Внешэкономбанка, Сберегательного банка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка СССР, которые действовали на принципах хозрасчета и самофинансирования.
Принципиально новый этап начался
в развитии банковской системы страны
с приобретением Беларусью
3.2.Основные проблемы развития банковской системы в Республике Беларусь
Кредитная система Республики Беларусь состоит из Национального банка и 30 функционирующих банков, из которых семь банков являются системообразующими. Филиальная сеть банков насчитывает 509 филиалов. Доля иностранных инвестиций в общем объеме уставных фондов банков, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, составляет около 6%, в том числе средства российских инвесторов — 3,1%.
Показатели деятельности банковской системы Республики Беларусь представлены в приложении в виде аналитических таблиц.
Данные, приведенные в таблице 2, показывают, что, несмотря на номинальный рост ресурсной базы банков за 4.5 года примерно в 60 раз, ее валютный эквивалент сократился более, чем на 20%, хотя с учетом индекса потребительских цен вырос примерно на 2/3. При этом некоторое увеличение собственного капитала банков носит, преимущественно, формальный характер, т.к. было достигнуто в основном за счет трансформации в 1999 г. в уставные капиталы СБ Беларусбанк и Белагропромбанк кредитной задолженности Национальному банку в сумме свыше 60 млрд. рублей, сомнительной к погашению в обозримой перспективе.
Таблица 2. Динамика основных показателей финансового состояния банковской системы Республики Беларусь в 1999-2004 гг. [32]
Показатели |
1.01.99 |
1.01.00 |
1.01.01 |
1.01.02 |
1.01.03 |
1.01.04 |
Собственный капитал банков, млрд. руб. |
3141,4 |
4093,5 |
7117,2 |
25753.8 |
135658,9 |
244,5 |
то же в млн. долл. |
273,2 |
264,1 |
231,5 |
240,7 |
423,9 |
362,2 |
В т.ч. уставный капитал, млрд. руб. |
1203,4 |
1600,8 |
2924,3 |
5082,2 |
99780,8 |
103,5 |
то же в млн. долл. |
104,6 |
103,3 |
95,1 |
47,5 |
311,8 |
153,3 |
Средства физ. лиц в банках, млрд. руб. |
5280,2 |
7637,4 |
12054,4 |
49522,3 |
92476,4 |
226,7 |
то же в млн. долл. |
459,1 |
492,7 |
392,1 |
462,8 |
288,0 |
335,8 |
Средства юр. лиц в банках, млрд. руб. |
7825,0 |
12290,9 |
31450,6 |
135902,3 |
307056,4 |
531,5 |
то же в млн. долл. |
680,4 |
792,0 |
1023,1 |
1270,1 |
959,5 |
787,4 |
Всего ресурсов, млрд. руб. |
27126 |
44067 |
93735,5 |
372854,1 |
820679,8 |
1592,2 |
то же в млн. долл. |
2358,8 |
2843,0 |
3049,3 |
3484,6 |
2565,0 |
1869,9 |
Кредиты народному хозяйству, млрд. руб. |
13511 |
20034,2 |
67810,0 |
170211,4 |
386,8 |
687,9 |
то же в млн. долл. |
1174,9 |
1299,0 |
2205,9 |
1590,7 |
1208,7 |
1019,1 |
Удельный вес просроченных и сомнительных кредитов, % |
13,2 |
17,6 |
19,9 |
22,0 |
16,6 |
18,7 |
Уполномоченный депозитарий –
депозитарий, заключивший договор
с Национальным банком Республики Беларусь
на выполнение функций по учету прав
на государственные ценные бумаги,
за исключением именных
Уполномоченным депозитарием может быть юридическое лицо, являющееся банком Республики Беларусь и имеющее лицензию на депозитарную деятельность, выданную Комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, и установившее корреспондентские отношения с Национальным банком Республики Беларусь.
Список уполномоченных депозитариев по государственным ценным бумагам и ценным бумагам Национального банка Республики Беларусь[32]
№ |
Наименование банка |
1. |
ОАО "Белагропромбанк" |
2. |
АСБ "Беларусбанк" |
3. |
ОАО "Белвнешэкономбанк" |
4. |
ОАО "Белгазпромбанк" |
5. |
ОАО "Белпромстройбанк" |
6. |
ОАО Банк "Золотой талер" |
7. |
"Приорбанк" ОАО |
8. |
ЗАО "Абсолютбанк" |
9. |
ОАО "Белинвестбанк" |
10. |
ЗАО "Славнефтебанк" |
11. |
ЗАО "Минский транзитный банк" |
12. |
ЗАО "РРБ-Банк" |
13. |
ОАО "Джем-Банк" |
14. |
ОАО "Технобанк" |
15. |
"Иностранный банк "Москва-Минск" |
Показатели деятельности банковской системы за 2003 год
Структура активов
Структура пассивов
|
Информация о работе Изменение роли банков в процессе эволюции рыночной системы