Изменение роли банков в процессе эволюции рыночной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-рассмотреть структуру банковской системы;
-познакомиться с главными составляющими банковской системы;
-познакомиться с операциями, проводимыми банками в РБ;
-рассмотреть структуру белорусской банковской системы;
-рассказать о проблемах и перспективах развития системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1.РОЛЬ БАНКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ
ЭВОЛЮЦИИ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ
1.1.Банки, их возникновение, закономерности функционирования 5
1.2.Изменение роли банков на различных
этапах эволюции рыночных систем 7

2.СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
2.1.Понятие банковской системы, ее уровни и элементы 10
2.2.Характеристика банковских систем
стран с развитой рыночной экономикой 12
2.3.Характеристика банковских систем
стран с трансформационной экономикой 20

3.ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1.Характеристика банковской системы в Республике Беларусь 26
3.2.Основные проблемы развития банковской
системы в Республике Беларусь 27
3.3.Перспективные направления развития
банковской системы Беларуси 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Файлы: 1 файл

Банки и банковская система(Люсик).doc

— 493.50 Кб (Скачать файл)

Показатели  деятельности банковской системы на 2004 год

Наименование показателей 

на 01.01.2004

Собственный капитал, 
млн. руб.

2 147 209,3

Совокупный уставный фонд, 
млн. руб.

1 446 562,0

Прибыль, млн. руб.

131 468,7

Рентабельность активов, %

1,5

Рентабельность 
собственного капитала, %

6,1


Структура активов

Наименование статей

на 01.01.2004

Касса и приравненные к ней 
средства, млн. руб.

247 504,9

Средства в НБ РБ, млн. руб.

210 693,0

Средства в других банках, 
млн. руб.

1 139 659,3

Средства на резервном 
счете в НБ РБ, млн. руб.

439 596,9

Ценные бумаги, млн. руб.

850 911,6

Кредиты юридическим и 
физическим лицам,млн.руб.

6 365 789,8

Здания и сооружения, 
другие основные фонды, 
млн. руб.

544 853,3

Прочие активы, млн. руб.

163 411,9


Структура пассивов

Наименование статей

на 01.01.2004

Остатки на расчетных 
и текущих счетах, млн. руб.

1 716 951,5

Средства на корсчетах 
других банков, млн. руб.

156 533,3

Депозиты других банков, 
млн. руб.

138 546,3

Вклады предприятий 
и граждан, млн. руб.

3 912 883,1

Кредиты других банков, 
млн. руб.

1 194 782,6

Ресурсы НБ РБ, млн. руб.

305 521,8

Прочие пассивы, млн. руб.

577 278,4



Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь, их филиалах на 1 января 2005 года

Наименование банка 

Рег. номер 

Дата 
регистрации

Кол-во филиалов

Адрес, 
контактный телефон

1. Открытое акционерное общество "Белагропромбанк"

20

03.09.91

132

220073, г.Минск, ул.Ольшевского, 24 
тел. 228 50 03

2. Открытое акционерное общество "Белпромстройбанк"

25

28.12.91

56

220071, г.Минск, пр.Луначарского, 6 
тел. 289 46 06

3. Открытое акционерное общество "Сберегательный банк "Беларусбанк"

56

27.10.95

152

220050, г.Минск, ул.Мясникова, 32 
тел. 220 18 31

4. Открытое акционерное общество "Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк"

807000028

03.09.01

50

220002, г.Минск, ул.Варвашени, 81 
тел. 289 35 40

5. "Приорбанк" открытое акционерное общество

12

12.07.91

20

220002, г.Минск, ул.В.Хоружей, 31а 
тел. 217 34 01

6. Открытое акционерное общество "Белвнешэкономбанк"

24

12.12.91

26

220050, г.Минск, ул.Мясникова, 32 
тел. 238 12 15,  
238 11 50

7. Открытое акционерное общество 
"Банк "Поиск"

5

15.05.91

2

220009, г.Минск, ул.Гамарника, 9/4 
тел. 288 38 37

8. Открытое акционерное общество "Белорусский народный банк"

27

16.04.92

220004, г.Минск, ул.М.Танка, 1а 
тел. 223 84 57

9. Открытое акционерное общество "Белорусский Индустриальный Банк"

23

30.10.91

6

220126, г.Минск, ул.Мельникайте, 8 
тел. 223 95 78

10. Cовместное белорусско—российское  oткрытое акционерное общество "Белгазпромбанк"

16

19.08.91

7

220121, г.Минск, ул.Притыцкого, 60/2 
тел. 258 96 49

11. Закрытое акционерное общество "Абсолютбанк"

34

29.12.93

2

220023, г.Минск,  просп.Ф.Скорины, 95 
тел. 237 07 02

12. Открытое акционерное общество 
"Джем-Банк"

18

26.08.91

220012, г.Минск, ул.Сурганова, 28 
тел. 219 84 44

13. "Aкционерный коммерческий банк МинскКомплексБанк" 
Закрытое акционерное общество

36

21.02.94

220050, г.Минск, ул.Мясникова, 40 
тел. 228 20 50

14. Закрытое акционерное общество "Акционерный банк реконверсии и развития"

37

22.02.94

2

220037, г.Минск, просп.Машерова, 23 корп.1 
тел. 223 57 27

15. Закрытое акционерное общество 
"Минский транзитный банк"

38

14.03.94

5

220033, г.Минск, просп.Партизанский, 6а 
тел. 213 29 00

16. Открытое акционерное общество "Технобанк"

47

05.08.94

1

220002, г.Минск, ул.Кропоткина, 44 
тел. 283 15 10

17. Открытое акционерное общество банк 
"Золотой Талер"

50

05.10.94

2

220035, г.Минск, ул.Татарская, 3 
тел. 226 62 98

18. Закрытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк "Инфобанк"

53

09.11.94

4

220035, г.Минск, ул.Игнатенко, 11 
тел. 250 43 88

19. Закрытое акционерное общество "Славнефтебанк"

57

07.10.96

5

220007, г.Минск, ул.Фабрициуса, 8 
тел. 222 07 00

20. Закрытое акционерное общество 
"Банк международной торговли и инвестиций"

58

28.01.99

1

220050, г.Минск, ул.Советская, 12 
тел. 220 68 80

21. Унитарное предприятие 
"Иностранный банк "Москва-Минск"

807000002

07.04.00

220002, г.Минск, ул.Коммунистическая, 49 
тел. 288 63 01

22. Закрытое акционерное общество 
"Атом-Банк"

807000015

25.01.01

220075, г.Минск, 
просп.Партизанский, 174 
тел. 219 84 82

23. Закрытое акционерное общество "Cеверный Инвестиционный Банк"

807000030

27.09.01

220075, г.Минск, промзона Шабаны, 
пер. Промышленный 7 
тел. 289 66 21

24. Открытое акционерное общество "Международный резервный банк"

807000043

25.02.02

220075, г.Минск, промзона Шабаны, 
пер. Промышленный 11 
тел. 244 66 52

25. Открытое акционерное общество "Лоробанк"

807000056

10.07.02

220075, г.Минск, промзона Шабаны, 
ул.Инженерная, 25 
тел. 289 69 01

26. Закрытое акционерное общество "Астанаэксимбанк"

807000071

25.07.02

220123, г.Минск, ул.В.Хоружей, 20 
тел. 289 58 11

27. Закрытое акционерное общество  Белорусско-Швейцарский Банк "БелСвиссБанк"

807000069

07.10.02

1

220030, г.Минск, ул.Я.Купалы, 25 
тел. 206 69 33

28. Открытое акционерное общество "Международный Банк Экономического Сотрудничества"

807000084

10.03.03

220075, г.Минск, ул.Селицкого, 21, к.1. 
тел. 289 64 78 
289 64 79

29. Закрытое акционерное общество "Акционерный коммерческий Банк "Белросбанк"

807000097

22.07.03

220029, г.Минск, ул.Красная,7 
тел. 284 84 86

30. Открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк "Ратон"

807000107

26.09.2003

246000, г.Гомель, 
ул. Федюнинского, 17


ЗАО "Торгово-Промышленный Банк" присоединен к ОАО "Технобанк" 20.06.2003

 

С введением Банковского кодекса  и принятием новых Правил регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, действующие банки обеспечивают выполнение экономического норматива по минимальному размеру собственного капитала в размере:

  • 2,0 млн. евро для банка, созданного учредителями — резидентами, и банка с иностранными инвестициями;
  • 5,0 млн. евро для дочернего иностранного банка и банка, имеющего генеральную лицензию;
  • 10,0 млн. евро для банка, имеющего лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц;
  • 0,5 млн. евро для банков, создаваемых на территории свободных экономических зон;
  • 1,0 млн. евро для небанковской кредитно-финансовой организации.

Кредиты являются основным направлением размещения собственных и привлеченных средств белорусских банков. По состоянию  на 01.12.2003 года сумма кредитов клиентам (без межбанковских кредитов) составила по банковской системе 2093,7 млрд рублей, из которых 51,6% — кредиты, предоставленные в иностранной валюте.

За восемь месяцев 2003 г. банки страны получили прибыль в сумме 19,4 млрд рублей, использовали 2,4 млрд рублей. Рентабельность банков, измеренная как отношение прибыли к расходам, на 01.12.2003 составила 2,7%.

Объем привлеченных вкладов и депозитов  физических лиц на 1 сентября 2003 г. составил 614,8 млрд рублей, прирост — 49,1% (при  росте потребительских цен — 25,3%). В структуре привлеченных банками средств вклады и депозиты населения составляют 23,6%. Доля системообразующих банков в объеме привлеченных средств населения за 2003 г. увеличилась на 9,2% и составила 90,4%. [35, 19]

С учетом международных стандартов в области банковского надзора установлен ряд экономических нормативов, направленных на ограничение рисков банковской деятельности. В частности, повышены требования к собственному капиталу банка, привлекающего средства физических лиц — не менее 10 млн евро. Максимальный размер привлеченных банком средств физических лиц ограничен размером собственных средств (капитала) банка. Для поддержания банками средств в надежных активах в объеме, достаточном для выполнения своих обязательств перед физическими лицами, установлен норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с низким риском невозврата.

В настоящее время Национальным банком в соответствии с рекомендациями Базельского комитета установлены 4 основных норматива для коммерческих банков:

- минимальный размер уставного  фонда; 

- предельное соотношение между  размером собственных средств  (капитала) банка и суммой его  активов (достаточность капитала);

- нормативы ликвидности;

- максимальный размер риска  на одного заемщика.

Нормативом минимального размера  уставного капитала предусмотрено, что он должен быть не менее 2 млн. EURO для банков, учредителями которого являются резиденты, и 5 млн. EURO для совместных и иностранных банков.

Норматив достаточности капитала - это установленное предельное соотношение между собственным капиталом банка и общей суммой активов и обязательств, учитываемых на внебалансовых счетах, взвешенных с учетом риска за минусом созданных резервов. Норматив достаточности капитала в первые два года деятельности банка не может быть менее 14%, в последующие годы - не менее 10%.

Норматив ликвидности банка. Представляет собой отношение ликвидных активов  с определенными пассивами, т.е. фактической  ликвидности с требуемой. Минимально допустимое значение норматива ликвидности установлено в размере 1. Кроме того, применяется минимально допустимое значение соотношения высоколиквидных и суммарных активов банка за минусом обязательных резервов в Национальном банке Республики Беларусь равное 10%.

Максимальный риск на одного заемщика определен в размере 20% собственного капитала банка в первые два годы деятельности и 25% -- в последующие годы. Для юридических лиц - инсайдеров банка (связанных с банком) - соответственно, 15 и 20 процентов собственного капитала.

Кроме указанных основных нормативов существует довольно большое число обязательных и индикативных. К числу основных можно отнести норматив обязательного резервирования (16% по валютным депозитам и 19% -- по рублевым), ограничение покупки кредитов, векселей и депозитов, купленных в странах - не членах ОЭСР, 100% собственного капитала, ограничение на прием вкладов от физических лиц - 100% собственного капитала и т.д. Из индикативных следует выделить норматив прироста рублевых активов - 4% в месяц. [35, 21]

Общей, характерной чертой применения этих нормативов является то, что они более или менее последовательно контролируются Национальным банком в отношении средних и мелких банков и сопровождаются массой льгот в отношении "уполномоченных" банков. Особенно, когда это касается предоставления кредитов на жилищное строительство и АПК, нарушения максимального риска на одного заемщика при предоставлении ссуд крупным госпредприятиям, предоставления средств из фонда обязательного резервирования для поддержки ликвидности уполномоченных банков и т.п.

Следует также отметить, что в  условиях инфляции, достигающей 350%, соблюдение указанных нормативов не является проблемой  для большинства банков, т.к. все  сомнительные кредиты быстро обесцениваются, а их отношение к собственному капиталу быстро снижается. Исключение составляют только инвалютные кредиты. Поэтому соблюдение основных нормативов превратилось для большинства банков в довольно формальную процедуру, которая к тому же легко корректируется в случае необходимости индивидуальными разрешениями Национального банка.

Из функционирующих в настоящее  время финансово-кредитных учреждений, на долю шести из них (Белагропромбанк, АСБ Беларусбанк, Белвнешэкономбанк, Белпромстройбанк, Белбизнесбанк, Приорбанк) приходится 88,1% всего собственного капитала банковской системы, 96.6% размещенных в банках бюджетных средств, 77% всех сбережений населения, 86,7% средств предприятий в банковской системе, 82,4% ресурсов Национального банка, 87,3% ресурсов банков-нерезидентов и 96,2% кредитов правительства банковской системе страны. Причем в "большой шестерке" банков на долю АСБ Беларусбанк приходится до половины всех бюджетных средств, сбережений населения и средств юридических лиц. Т.е. фактически можно говорить о наличии в банковской системе страны одного монополиста, контролирующего более трети ресурсной базы банков, пяти крупных государственных или полугосударственных банков, которые с союзе с указанным монополистом, практически определяют денежно-кредитную ситуацию в стране. К ним примыкает также седьмой банк - Белорусский банк развития, который при создании замышлялся как специализированный инвестиционный банк, но постепенно превратился в достаточно заурядный банк при правительстве.

На долю остальных 20 банков приходится менее 10-15% ресурсов и они играют второстепенную роль во внутреннем кредитно-расчетном обслуживании реального сектора экономики. Причем в анализируемом периоде под воздействием специфических регулирующих методов госорганов наблюдалась достаточно отчетливая тенденция к сокращению доли средних и мелких банков в ресурсной базе банковской системы страны. Учитывая же ничтожный удельный вес в суммарном собственном капитале страны большой группы банков (9), менее 1% каждого из них, можно предположить о том, что процесс концентрации банковского капитала и сокращения численности банков еще далек от завершения.

По состоянию на 1 декабря 2004 г. банковская система страны располагала ресурсами, в т.ч. в неденежной форме, на сумму  немногим более полутора триллионов новых (деноминированных) рублей, что составляет всего лишь около четверти ожидаемого годового объема ВВП в текущих ценах. Очевидно, что, располагая столь ограниченными средствами, банковская система практически не могла нормально обслуживать расчетно-кассовый и кредитной процесс в реальном секторе.

Под влиянием постоянного понижения  обменного курса белорусского рубля  устойчивую тенденцию к снижению в ресурсной базе банков имели  в валютном исчислении и сбережения населения (на 27%), которые не были компенсированы приростом средств на счетах юридических лиц на 16%.

Аналогичная картина и кредитами  банков народному хозяйству. Номинально увеличившись за 4,5 года примерно в 51 раз, в валютном эквиваленте они сократились  почти на 14%, хотя в рублевом выражении  и с учетом инфляции имеется некоторый реальный прирост (48%). Вместе с тем, следует отметить, что при недостаточном приросте номинального объема кредитных вложений в экономику, сумма просроченных и сомнительных к погашению кредитов, особенно - валютных, выросла за анализируемый период по удельному весу в выданных кредитах почти в полтора раза и превышает все допустимые нормы.

В конечном итоге, можно констатировать, что опережающее понижение обменного  курса белорусского рубля, особенно за последнее полугодие, и постоянный рост цен, привели к резкому ухудшению финансового состояния белорусских предприятий и населения, а через них и банковской системы, которая оказалась неспособной компенсировать девальвационные и инфляционные процессы в национальной экономике в полном объеме.

 

3.3.Перспективные направления развития банковской системы Беларуси

 

Ключевая проблема развития банковской системы Республики Беларусь, которая  должна найти свое отражение в  обновленном банковском законодательстве страны - это упорядочение ее государственного регулирования с учетом имеющегося опыта развитых стран, прежде всего опыта Германии.

В разные периоды экономического развития в каждой конкретной стране набор  методов государственного регулирования  деятельности банковских учреждений существенно  различался и различается до сих пор. Тем не менее, их можно сгруппировать по следующим основным формам:

  • прямое государственное управление, включающее, как правило, национализацию части банковских учреждений, правительственные назначения на руководящие должности в коммерческих банках и государственную регламентацию деятельности финансово-кредитных учреждений;
  • государственное участие в уставном капитале банков, позволяющее влиять на принятие последним стратегических решений по депозитно-кредитной политике (иногда сопровождается предоставлением льгот со стороны государства);
  • государственное регулирование деятельности банков путем установления специальных нормативов и ограничений, а также организации пруденциального надзора за ними;
  • регулирование путем заключения специальных соглашений правительства с банками по поводу осуществления совместных экономических программ.

Информация о работе Изменение роли банков в процессе эволюции рыночной системы