Изменения государственного финансирования образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе можно выделить следующие цели:
- дать общую характеристику системе образования в РФ;
- рассмотреть бюджетные средства, выделяемые на финансирование образования;
- дать сравнительную характеристику расходам на образование;
- перечислить проблемы финансирования образования и предложить возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Система образования и ее финансирование
Общая характеристика системы образования и источники её финансирования

Налогообложение, как фактор, влияющий на финансирование образования
Глава 2. Бюджетные средства выделяемые на финансирование образования
2.1. Расходы федерального бюджета на образование в 2013 г. и на плановый период 2014-2015 гг. Структура расходов.
Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования образования
3.1. Основные проблемы бюджетного финансирования образования
3.2. Подушное финансирование в образовании
Глава 4. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Gos_Reg_Ekonom_Kursovaya1.docx

— 64.11 Кб (Скачать файл)

- взаимодействие с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

1.2. Налогообложение, как фактор, влияющий на финансирование образования

Льготное  налогообложение – эффективный  инструмент, стимулирующий развитие экономической самостоятельности  высших учебных заведений, повышение  их финансовой обеспеченности.

Пунктом 3 статьи 40 Закона РФ «Об образовании» предусматриваются существенные налоговые  льготы для высших учебных заведений, устанавливая, что образовательные  учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской  деятельности, предусмотренной уставом  этих образовательных учреждений, освобождаются  от уплаты всех видов налогов. П. 5 ст. 33 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вводит специальное положение: денежные средства, полученные высшими учебными заведениями  в результате внешнеэкономической  деятельности, не подлежит изъятию  и налогообложению.

Другими словами, положения законодательства РФ об образовании признают любую  экономическую деятельность высшего  учебного заведения, осуществляемую им в рамках его основных уставных задач, непредпринимательской и не подлежащей налогообложению никакими налогами. Но для целей налогообложения  отнесение деятельности к предпринимательской или непредпринимательской значения не имеет. После введения части второй Налогового кодекса значимым стало только содержание деятельности. Так, согласно п/п. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. При этом подчеркивается, что реализация товаров подлежит налогообложению.

Таким образом, ст. 149 НК РФ ограничивает применение льгот по НДС для государственных  вузов лишь услугами в сфере образования.

Не облагается налогом имущество  бюджетных учреждений, в том числе  образовательных учреждений, и имущество, используемое исключительно для  нужд образования. Это позволяет  освобождать от данного налога имущество  как государственных, так и негосударственных  учебных заведений.

Бюджетные образовательные учреждения освобождаются от уплаты транспортного  налога.

От уплаты земельного налога полностью  освобождаются государственные  образовательные учреждения. Обязанность  платить земельный налог возникает  только в том случае, если образовательное  учреждение сдает земельный участок  в аренду.

Плата студентов за обучение является одним из источников внебюджетного  финансирования вузов. НК РФ предусматривает  возможность уменьшить налогооблагаемый доход физического лица на социальные налоговые вычеты, к которым относятся  вычеты на обучение (ст. 219 НК РФ). Его  могут получить налогоплательщики, у которых в течение истекшего  года были расходы на обучение, а  также на обучение их детей в возрасте до 24 лет не дневной форме обучение в образовательных учреждениях, в размере не более 38 000 рублей.

Особенность положений НК РФ о налоге на прибыль организаций состоит  в том, что они не предусматривают  существование вообще никаких налоговых  льгот по этому налогу. Основные положения, призванные благоприятствовать деятельности образовательных учреждений, сосредоточены в ст. 251 НК РФ, определяющей перечень доходов, не учитываемых при  определении налоговой базы по указанному налогу. В частности не подлежат налогообложению доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.

НК РФ исходит из принципа налогооблагаемости любых доходов государственных  высших учебных заведений от платных  услуг любого рода, в том числе образовательных. То есть, подвергаются налогообложению доходы от платных услуг и иной деятельности государственных высших учебных заведений, признаваемые в то же время в силу БК РФ доходами бюджета. Другими словами государство в некотором отношении начинает подвергать налогообложению свои собственные доходы.

Таким образом, провозглашенные законом  «Об образовании» государственные  гарантии приоритетности образования  в части освобождения от уплаты всех налогов носят в значительной мере условный характер. Реализующие  их положения налогового законодательства позволяют облагать образовательные  учреждения налогами аналогично коммерческим организациям, в том числе в  части образовательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Бюджетные средства на финансирование образования

2.1.  Расходы федерального бюджета на образование в 2013 г. и на плановый период 2014-2015 гг. Структура расходов.

 

Правительство поставило перед Минфином задачу сделать к 2015 году федеральный бюджет бездефицитным, отсюда и естественный способ решения – стремление сократить расходы. Вопрос в том, какие именно статьи подвергать секвестированию1.

В этом году по закону «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов» объем доходов планируется на уровне 12,87 трлн руб., расходов – 13,39 трлн рублей. При этом львиная доля финансирования из федерального бюджета (ФБ) приходится на оборонные и силовые структуры: Министерство обороны в 2013 г. сможет потратить 1,36 трлн руб. и еще около 1,1 трлн руб. – МВД. А вот расходы Минобрнауки, например, по разделу 07 «Образование» предусмотрены в объеме  605,7 млрд руб. со снижением их к 2015 г. до уровня 573,6 млрд рублей (см. табл.1).

Федеральный бюджет на предстоящие три года уже назвали «антисоциальным», поскольку получается, что рост расходов на «пушки» заметно  сокращает расходы на «масло», в том числе образовательное.

Можно было бы, конечно, отметить, что постепенное сокращение расходов на образование соответствует общемировой тенденции, наметившейся на фоне кризиса. Так, в 2010 г. в Швейцарии расходы на образование составили 5,2% ВВП (в 2009 – 5,6%), в Финляндии – 5,9% (в 2009 – 6,3%). Но сколько Швейцария или Финляндия потратят на образование в 2015 году? В цивилизованном мире снижение расходов на образование в кризис сопровождается ростом затрат на здравоохранение. У нас же снижается объем ассигнований на всю социальную сферу.

Показатель доли расходов на образование в ВВП нельзя рассматривать односторонне. Он зависит и от объема ВВП (при большом – его доля на образование может быть ниже, чем при маленьком), и от численности учащихся. В 1998 г. в России было 20 млн. школьников, сейчас 13,4 млн., к 2015 г. прогноз – рост  до 13,8 миллиона.  При этом если в 2008 г. в вузах обучалось 7,5 млн студентов, к 2020 г. останется около 4,6 миллиона.

 

Таблица 1. Расходы федерального бюджета на образование в 2013 году и на плановый период 2014 – 2015 гг. (тыс. руб.)

 

 

2013

2014

2015

Образование

605 667 539,40

547 728 956,50

572 587 621,70

Дошкольное образование

7 564 839,40

6 025 493,40

5 680 811,30

Общее образование

67 380 787,50

19 325 189,90

19 047 611,50

Начальное профессиональное образование

4 339 408,70

4 469 225,10

4 477 099,60

Среднее профессиональное образование

3 603 306,10

3 625 696,80

3 792 059,10

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

6 407 546,90

6 437 240,10

6 469 233,90

Высшее и послевузовское профессиональное образование

477 238 473,70

484 106 114,10

513 536 938,00

Молодежная политика и оздоровление детей

5 293 104,70

5 297 267,20

1 035 565,20

Прикладные научные исследования в сфере образования

12 521 722,20

9 426 335,00

9 824 604,70

Другие вопросы в сфере образования

21 318 350,20

9 016 394,90

8 723 698,40


Планируется, что расходы федерального бюджета  на образование составят 0,91% ВВП  в 2013 г., 0,74% ВВП – в 2014 г. и 0,69% ВВП  – в 2015 году. Соответственно, в плановом  периоде произойдет существенное сокращение расходов федерального бюджета на образование как доли от валового внутреннего продукта: доля  в ВВП этих расходов снизится почти на четверть.

Сокращается в  ВВП  и доля расходов консолидированного бюджета  на образование: с 4,5% в 2013 г. до 3,6% в 2015 г. (в 2014 г. – 3,9%). 

Кроме того, в течение 2013-2015 гг. в  федеральном бюджете планируется  и существенное изменение структуры  расходов по уровням образования.

Прежде всего, к 2015 г. в расходах на образование  федерального бюджета резко, более  чем в 3 раза сокращается удельный вес расходов на общее образование  – с 11,1% до 3,3% (см. табл. 2). Еще сильнее уменьшается удельный вес расходов на молодежную политику – в 4,5 раза. Удельный вес расходов на начальное и среднее профессиональное образование, хотя и увеличен, но всего на 0,1 п. п.,  а на дошкольное образование – сокращается с 1,2% до 1,0%. Практически неизменными остаются расходы на  профессиональную подготовку, переподготовку  и повышение квалификации. А что касается расходов на прикладные научные исследования и на «другие вопросы в сфере образования», то их удельный вес сокращается на 20% и более чем в 2 раза, соответственно.

 

Таблица 2. Структура расходов на образование ФБ на 2013 – 2015 гг.

 

 

 

2013

2014

2015

Образование

100,0%

100,0%

100,0%

Дошкольное образование

1,2%

1,1%

1,0%

Общее образование

11,1%

3,5%

3,3%

Начальное профессиональное образование

0,7%

0,8%

0,8%

Среднее профессиональное образование

0,6%

0,7%

0,7%

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

1,1%

1,2%

1,1%

Высшее и послевузовское профессиональное образование

78,8%

88,4%

89,7%

Молодежная политика и оздоровление детей

0,9%

1,0%

0,2%

Прикладные научные исследования в сфере образования

2,1%

1,7%

1,7%

Другие вопросы в сфере образования

3,5%

1,6%

1,5%


 

Следует отметить, что расходы федерального бюджета  на общее образование в абсолютных цифрах сокращаются с 67,4 млрд руб. в 2013 г. до 19,3 млрд руб. в 2014  г.  и до  19,0 млрд руб. в 2015 году.

Как известно, общее образование финансируется  на муниципальном уровне, при этом из региональных бюджетов в муниципальные  поступают субвенции на заработную плату учителей и учебные расходы.  А это означает, что предусмотренное сокращение расходов федерального бюджета на общее образование приведет к росту нагрузки на бюджеты субъектов Федерации. В целом это увеличение будет невелико – чуть более 2%, – но для многих регионов  нагрузка окажется весьма заметной.

А вот сокращение расходов ФБ на молодежную политику и  оздоровление детей можно считать  драматическим:  с 5,3 млрд руб. в 2014 г. до 1,0 млрд руб. в 2015 году. Это, к сожалению, свидетельствует о том, что молодежная политика перестает быть приоритетом федерального центра.

Основным  же бенефициаром изменения структуры  расходов на образование ФБ является высшее и послевузовское образование, удельный вес которого в них возрастает с 78, 8% до 89,7%, т.е. на 10,9 п. пунктов.

Вместе с  тем сопоставление федерального бюджета на 2013 г. и на плановый период 2014-2015 гг. с бюджетом на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 гг. (до их изменения 5 июня 2012 г.) показывает существенное улучшение  параметров расходов ФБ на образование (см. табл. 3).

 

Таблица 3. Расходы на образование ФБ на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. и расходы на образование ФБ на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг. (тыс. руб.)

 

 

Бюджет  на 2013-2015 гг.

Бюджет на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг.

 

2013

2014

2015

2012

2013

2014

ОБРАЗОВАНИЕ 

605 667 539,40

547 728 956,50

572 587 621,70

586295076,20

538959154,60

478418293,00

Дошкольное образование

7 564 839,40

6 025 493,40

5 680 811,30

6 533 560,80

6 792 006,00

5 768612,70

Общее образование

67 380 787,50

19 325 189,90

19 047 611,50

91514042,80

67296731,40

30192949,40

Начальное профессиональное образование

4 339 408,70

4 469 225,10

4 477 099,60

4 665 253, 00

4 203 471,30

4 394 709,90

Среднее профессиональное образование

3 603 306,10

3 625 696,80

3 792 059,10

5 072 627,80

4 346 390,70

4 301538,10

Профессиональная подготовка, переподготовка  и повышение квалификации

6 407 546,90

6 437 240,10

6 469 233,90

6 606 550,40

6 690 087,20

6 679 757,40

Высшее и послевузовское профессиональное образование

477 238 473,70

484 106 114,10

513 536 938,00

421 505 960,20

415 971 081,10

411 742 266,60

Молодежная политика и оздоровление детей

5 293 104,70

5 297 267,20

1 035 565,20

5 454 697,30

5 414 783,40

5 518 583,60

Прикладные научные исследования в сфере образования

12 521 722,20

9 426 335,00

9 824 604,70

20 567 880,60

6  200 265,80

7 37 567,20

Другие вопросы в сфере образования

21 318 350,20

9 016 394,90

8 723 698,40

24 374503,30

21 854337,70

9 082 308,10

Информация о работе Изменения государственного финансирования образования