Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:34, курсовая работа
В данной курсовой работе можно выделить следующие цели:
- дать общую характеристику системе образования в РФ;
- рассмотреть бюджетные средства, выделяемые на финансирование образования;
- дать сравнительную характеристику расходам на образование;
- перечислить проблемы финансирования образования и предложить возможные пути их решения.
Введение
Глава 1. Система образования и ее финансирование
Общая характеристика системы образования и источники её финансирования
Налогообложение, как фактор, влияющий на финансирование образования
Глава 2. Бюджетные средства выделяемые на финансирование образования
2.1. Расходы федерального бюджета на образование в 2013 г. и на плановый период 2014-2015 гг. Структура расходов.
Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования образования
3.1. Основные проблемы бюджетного финансирования образования
3.2. Подушное финансирование в образовании
Глава 4. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования
Заключение
Список использованной литературы
- взаимодействие с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.
Льготное
налогообложение – эффективный
инструмент, стимулирующий развитие
экономической
Пунктом 3 статьи 40 Закона РФ «Об образовании» предусматриваются существенные налоговые льготы для высших учебных заведений, устанавливая, что образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов. П. 5 ст. 33 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вводит специальное положение: денежные средства, полученные высшими учебными заведениями в результате внешнеэкономической деятельности, не подлежит изъятию и налогообложению.
Другими словами, положения законодательства РФ об образовании признают любую экономическую деятельность высшего учебного заведения, осуществляемую им в рамках его основных уставных задач, непредпринимательской и не подлежащей налогообложению никакими налогами. Но для целей налогообложения отнесение деятельности к предпринимательской или непредпринимательской значения не имеет. После введения части второй Налогового кодекса значимым стало только содержание деятельности. Так, согласно п/п. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. При этом подчеркивается, что реализация товаров подлежит налогообложению.
Таким образом, ст. 149 НК РФ ограничивает применение льгот по НДС для государственных вузов лишь услугами в сфере образования.
Не облагается налогом имущество бюджетных учреждений, в том числе образовательных учреждений, и имущество, используемое исключительно для нужд образования. Это позволяет освобождать от данного налога имущество как государственных, так и негосударственных учебных заведений.
Бюджетные образовательные учреждения освобождаются от уплаты транспортного налога.
От уплаты земельного налога полностью
освобождаются государственные
образовательные учреждения. Обязанность
платить земельный налог
Плата студентов за обучение является
одним из источников внебюджетного
финансирования вузов. НК РФ предусматривает
возможность уменьшить
Особенность положений НК РФ о налоге на прибыль организаций состоит в том, что они не предусматривают существование вообще никаких налоговых льгот по этому налогу. Основные положения, призванные благоприятствовать деятельности образовательных учреждений, сосредоточены в ст. 251 НК РФ, определяющей перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по указанному налогу. В частности не подлежат налогообложению доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.
НК РФ исходит из принципа налогооблагаемости любых доходов государственных высших учебных заведений от платных услуг любого рода, в том числе образовательных. То есть, подвергаются налогообложению доходы от платных услуг и иной деятельности государственных высших учебных заведений, признаваемые в то же время в силу БК РФ доходами бюджета. Другими словами государство в некотором отношении начинает подвергать налогообложению свои собственные доходы.
Таким образом, провозглашенные законом
«Об образовании» государственные
гарантии приоритетности образования
в части освобождения от уплаты всех
налогов носят в значительной
мере условный характер. Реализующие
их положения налогового законодательства
позволяют облагать образовательные
учреждения налогами аналогично коммерческим
организациям, в том числе в
части образовательной
Правительство поставило перед Минфином задачу сделать к 2015 году федеральный бюджет бездефицитным, отсюда и естественный способ решения – стремление сократить расходы. Вопрос в том, какие именно статьи подвергать секвестированию1.
В этом году по закону «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов» объем доходов планируется на уровне 12,87 трлн руб., расходов – 13,39 трлн рублей. При этом львиная доля финансирования из федерального бюджета (ФБ) приходится на оборонные и силовые структуры: Министерство обороны в 2013 г. сможет потратить 1,36 трлн руб. и еще около 1,1 трлн руб. – МВД. А вот расходы Минобрнауки, например, по разделу 07 «Образование» предусмотрены в объеме 605,7 млрд руб. со снижением их к 2015 г. до уровня 573,6 млрд рублей (см. табл.1).
Федеральный бюджет на предстоящие три года уже назвали «антисоциальным», поскольку получается, что рост расходов на «пушки» заметно сокращает расходы на «масло», в том числе образовательное.
Можно было бы, конечно, отметить, что постепенное сокращение расходов на образование соответствует общемировой тенденции, наметившейся на фоне кризиса. Так, в 2010 г. в Швейцарии расходы на образование составили 5,2% ВВП (в 2009 – 5,6%), в Финляндии – 5,9% (в 2009 – 6,3%). Но сколько Швейцария или Финляндия потратят на образование в 2015 году? В цивилизованном мире снижение расходов на образование в кризис сопровождается ростом затрат на здравоохранение. У нас же снижается объем ассигнований на всю социальную сферу.
Показатель доли расходов на образование в ВВП нельзя рассматривать односторонне. Он зависит и от объема ВВП (при большом – его доля на образование может быть ниже, чем при маленьком), и от численности учащихся. В 1998 г. в России было 20 млн. школьников, сейчас 13,4 млн., к 2015 г. прогноз – рост до 13,8 миллиона. При этом если в 2008 г. в вузах обучалось 7,5 млн студентов, к 2020 г. останется около 4,6 миллиона.
Таблица 1. Расходы федерального бюджета на образование в 2013 году и на плановый период 2014 – 2015 гг. (тыс. руб.)
2013 |
2014 |
2015 | |
Образование |
605 667 539,40 |
547 728 956,50 |
572 587 621,70 |
Дошкольное образование |
7 564 839,40 |
6 025 493,40 |
5 680 811,30 |
Общее образование |
67 380 787,50 |
19 325 189,90 |
19 047 611,50 |
Начальное профессиональное образование |
4 339 408,70 |
4 469 225,10 |
4 477 099,60 |
Среднее профессиональное образование |
3 603 306,10 |
3 625 696,80 |
3 792 059,10 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
6 407 546,90 |
6 437 240,10 |
6 469 233,90 |
Высшее и послевузовское профессиональное образование |
477 238 473,70 |
484 106 114,10 |
513 536 938,00 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
5 293 104,70 |
5 297 267,20 |
1 035 565,20 |
Прикладные научные исследования в сфере образования |
12 521 722,20 |
9 426 335,00 |
9 824 604,70 |
Другие вопросы в сфере образования |
21 318 350,20 |
9 016 394,90 |
8 723 698,40 |
Планируется, что расходы федерального бюджета на образование составят 0,91% ВВП в 2013 г., 0,74% ВВП – в 2014 г. и 0,69% ВВП – в 2015 году. Соответственно, в плановом периоде произойдет существенное сокращение расходов федерального бюджета на образование как доли от валового внутреннего продукта: доля в ВВП этих расходов снизится почти на четверть.
Сокращается в ВВП и доля расходов консолидированного бюджета на образование: с 4,5% в 2013 г. до 3,6% в 2015 г. (в 2014 г. – 3,9%).
Кроме того, в течение 2013-2015 гг. в
федеральном бюджете
Прежде всего, к 2015 г. в расходах на образование федерального бюджета резко, более чем в 3 раза сокращается удельный вес расходов на общее образование – с 11,1% до 3,3% (см. табл. 2). Еще сильнее уменьшается удельный вес расходов на молодежную политику – в 4,5 раза. Удельный вес расходов на начальное и среднее профессиональное образование, хотя и увеличен, но всего на 0,1 п. п., а на дошкольное образование – сокращается с 1,2% до 1,0%. Практически неизменными остаются расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. А что касается расходов на прикладные научные исследования и на «другие вопросы в сфере образования», то их удельный вес сокращается на 20% и более чем в 2 раза, соответственно.
Таблица 2. Структура расходов на образование ФБ на 2013 – 2015 гг.
2013 |
2014 |
2015 | |
Образование |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
Дошкольное образование |
1,2% |
1,1% |
1,0% |
Общее образование |
11,1% |
3,5% |
3,3% |
Начальное профессиональное образование |
0,7% |
0,8% |
0,8% |
Среднее профессиональное образование |
0,6% |
0,7% |
0,7% |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
1,1% |
1,2% |
1,1% |
Высшее и послевузовское профессиональное образование |
78,8% |
88,4% |
89,7% |
Молодежная политика и оздоровление детей |
0,9% |
1,0% |
0,2% |
Прикладные научные исследования в сфере образования |
2,1% |
1,7% |
1,7% |
Другие вопросы в сфере образования |
3,5% |
1,6% |
1,5% |
Следует отметить, что расходы федерального бюджета на общее образование в абсолютных цифрах сокращаются с 67,4 млрд руб. в 2013 г. до 19,3 млрд руб. в 2014 г. и до 19,0 млрд руб. в 2015 году.
Как известно,
общее образование
А вот сокращение расходов ФБ на молодежную политику и оздоровление детей можно считать драматическим: с 5,3 млрд руб. в 2014 г. до 1,0 млрд руб. в 2015 году. Это, к сожалению, свидетельствует о том, что молодежная политика перестает быть приоритетом федерального центра.
Основным же бенефициаром изменения структуры расходов на образование ФБ является высшее и послевузовское образование, удельный вес которого в них возрастает с 78, 8% до 89,7%, т.е. на 10,9 п. пунктов.
Вместе с тем сопоставление федерального бюджета на 2013 г. и на плановый период 2014-2015 гг. с бюджетом на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 гг. (до их изменения 5 июня 2012 г.) показывает существенное улучшение параметров расходов ФБ на образование (см. табл. 3).
Таблица 3. Расходы на образование ФБ на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. и расходы на образование ФБ на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг. (тыс. руб.)
Бюджет на 2013-2015 гг. |
Бюджет на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг. | |||||
2013 |
2014 |
2015 |
2012 |
2013 |
2014 | |
ОБРАЗОВАНИЕ |
605 667 539,40 |
547 728 956,50 |
572 587 621,70 |
586295076,20 |
538959154,60 |
478418293,00 |
Дошкольное образование |
7 564 839,40 |
6 025 493,40 |
5 680 811,30 |
6 533 560,80 |
6 792 006,00 |
5 768612,70 |
Общее образование |
67 380 787,50 |
19 325 189,90 |
19 047 611,50 |
91514042,80 |
67296731,40 |
30192949,40 |
Начальное профессиональное образование |
4 339 408,70 |
4 469 225,10 |
4 477 099,60 |
4 665 253, 00 |
4 203 471,30 |
4 394 709,90 |
Среднее профессиональное образование |
3 603 306,10 |
3 625 696,80 |
3 792 059,10 |
5 072 627,80 |
4 346 390,70 |
4 301538,10 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
6 407 546,90 |
6 437 240,10 |
6 469 233,90 |
6 606 550,40 |
6 690 087,20 |
6 679 757,40 |
Высшее и послевузовское профессиональное образование |
477 238 473,70 |
484 106 114,10 |
513 536 938,00 |
421 505 960,20 |
415 971 081,10 |
411 742 266,60 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
5 293 104,70 |
5 297 267,20 |
1 035 565,20 |
5 454 697,30 |
5 414 783,40 |
5 518 583,60 |
Прикладные научные исследования в сфере образования |
12 521 722,20 |
9 426 335,00 |
9 824 604,70 |
20 567 880,60 |
6 200 265,80 |
7 37 567,20 |
Другие вопросы в сфере образования |
21 318 350,20 |
9 016 394,90 |
8 723 698,40 |
24 374503,30 |
21 854337,70 |
9 082 308,10 |
Информация о работе Изменения государственного финансирования образования