Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:34, курсовая работа
В данной курсовой работе можно выделить следующие цели:
- дать общую характеристику системе образования в РФ;
- рассмотреть бюджетные средства, выделяемые на финансирование образования;
- дать сравнительную характеристику расходам на образование;
- перечислить проблемы финансирования образования и предложить возможные пути их решения.
Введение
Глава 1. Система образования и ее финансирование
Общая характеристика системы образования и источники её финансирования
Налогообложение, как фактор, влияющий на финансирование образования
Глава 2. Бюджетные средства выделяемые на финансирование образования
2.1. Расходы федерального бюджета на образование в 2013 г. и на плановый период 2014-2015 гг. Структура расходов.
Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования образования
3.1. Основные проблемы бюджетного финансирования образования
3.2. Подушное финансирование в образовании
Глава 4. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования
Заключение
Список использованной литературы
Как видно из таблицы 3, особенно сильно улучшены параметры расходов на высшее и послевузовское образование (ВПО). Вместе с тем, необходимо отметить, что даже при таком росте расходов бюджета на ВПО, в 2014 г. они оказываются ниже запланированного уровня инфляции (рост расходов в номинальном выражении на 1,4% при инфляции в 5,5%). Лишь в 2015 г. рост расходов на высшее и послевузовское образование немного обгоняет инфляцию – расходы вырастут на 6%, а инфляция на 5%. По остальным позициям расходы федерального бюджета либо снижаются, либо их рост оказывается ниже запланированного уровня инфляции.
В этих условиях реформа системы образования становится неэффективной и, вероятно, таковой останется, пока не будут четко определены приоритеты государственной экономической политики. По нашему убеждению, на 99% причины проблем, которые испытывает сфера образования, находятся за ее пределами. Эти причины – экономические. Если экономика страны развивается успешно, то система образования получает от нее заказы на подготовку специалистов, что обеспечивает ее развитие и трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования в разных сферах деятельности. В инновационной экономике образование начинает играть на опережение, создавая кадровый задел для быстро развивающихся секторов экономики и способствуя созданию новых. А если о высоких технологиях и инновациях ведутся только разговоры, то система образования не получает нормального импульса к развитию.
1. Характерной особенностью
- оплата труда;
- стипендия;
- трансферты;
- оплата коммунальных услуг;
- остальные виды расходов.
Такая оценка значимости расходов связана
с тем, что действующее
- выделение на нужды развития
образования не менее 10% национального
дохода, в том числе на высшее
профессиональное образование –
- установление уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности;
- введение социальных доплат, надбавок для работников образования.
Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование из федерального бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что, очевидно, невыполнимо.
2. Действующий порядок
3. Нормативно-методическая база
бюджетного финансирования
4. В законодательной базе, определяющей
процедуру бюджетного
5. Возможности маневрирования
Всё это позволяет предположить, что бюджетная (финансовая, экономическая) политика государства (точнее, финансовых органов) направлена в первую очередь на учёт и контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования.
Модернизация
образования происходит в условиях
бюджетной реформы, что накладывает
дополнительную ответственность на
органы управления образованием при
внедрении моделей нормативно-
Анализ норм
бюджетного законодательства и 83-ФЗ о
совершенствовании правового
В частности, частью 1 ст. 69.2. БК РФ предусматривается, что государственное (муниципальное) задание должно содержать, помимо прочего, «показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг», а также «порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания». Эта норма позволяет включать показатели качества не только в само задание, но и проверять их в порядке контроля, показывать в отчетности и, в случае несоответствия, например, по качеству, досрочно прекращать задание. Право на досрочное прекращение задания подразумевает и право на его сокращение в любое время, в том числе при планировании на новый период. Для реализации таких прав необходимо, чтобы требования к качеству и условия прекращения (сокращения) задания были прописаны в задании и в бюджетных законах (решениях). Формирование государственного (муниципального) задания будет осуществляться в порядке, установленном (соответственно принадлежности учреждений) правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов федерации и местной администрацией, на срок до 1 года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до 3 лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период с возможным уточнением при составлении проекта бюджета. Таким образом, правительство РФ, субъекты федерации и местные администрации будут иметь возможность планирования бюджета с использованием заданий, сформированных с учетом качества услуг, что оказывает определяющее влияние на последующие решения об объеме финансирования.
Детальная спецификация
предоставляемых
Учредитель перечисляет подведомственному учреждению средства на выполнение задания по предоставлению соответствующего вида услуг (выполнения работ). Фактически объемы финансирования в новых условиях бюджетного законодательства определяются подушевыми нормативами, умноженными на количество обучающихся по образовательным программам в соответствии с государственными стандартами. Это и означает переход на формирование бюджетов на нормативно-подушевой основе.
Для перехода
на финансирование образовательных
учреждений по заданию составляется
базовый и ведомственный
Аналитическая подготовка для составления ведомственного перечня услуг включает:
- Анализ социальных
гарантий и обязательств в
разрезе социальных групп с
учетом возрастных
- Инвентаризацию
подведомственных учреждений в
разрезе видов учреждений с
характеристикой их
Ø казенные,
Ø бюджетные,
Ø автономные
- Анализ численности
занятых в подведомственных
Ø педагогический,
Ø административно-
Ø учебно-вспомогательный,
Ø обслуживающий,
Ø иной персонал;
- Анализ Типовых
положений об образовательных
и иных подведомственных
- Анализ уставов подведомственных учреждений;
- Анализ динамики
финансирования
- Анализ стандартов
оказания услуг, документов, характеризующих
условия оказания услуг и
Для каждой
из услуг должны быть разработаны
показатели качества. Такие показатели
обеспечивают увязку объемов оказываемых
услуг с качеством их выполнения
и позволяют оценить
Последние несколько месяцев ведется работа по созданию нормативной базы и методического обеспечения этого перехода. Регионы-лидеры процесса модернизации образования накопили опыт внедрения нормативного финансирования школ в расчете на одного учащегося. Однако во многих регионах применение принципа подушевого финансирования заканчивается перечислением субвенций местным бюджетам, бюджетные средства не доводятся по подушевому принципу до учебного заведения. В некоторых регионах в качестве нормативов используются фактические расходы на образование за предыдущие годы, тем самым нормативная работа подменяется традиционными расчетами «от достигнутого».
Некоторые регионы при переходе на нормативно-подушевые принципы используют модели, включающие более десятка коэффициентов, что фактически консервирует сложившуюся ситуацию и не дает толчок к комплексной модернизации региональных систем образования.
В условиях нормативно-подушевого финансирования регионам, реализующим комплексные проекты модернизации образования (31 регион), удалось существенно увеличить удельные расходы на образование в расчете на одного ученика. В результате высвобождения средств за счет повышения эффективности расходов и целевых вложений в обновление школьной инфраструктуры удалось существенно увеличить финансовую поддержку программ развития образовательных учреждений, осуществить масштабное повышение квалификации педагогов и руководителей школ, стимулировать внедрение инновационных образовательных технологий и проектную активность учащихся и педагогов.
Разрабатываемые на региональном уровне новые системы оплаты труда учителей направлены на:
§ учет всей выполняемой ими работы,
§ экономическое стимулирование качества и результативности педагогического труда, роста профессионализма,
§ развитие инновационной деятельности и творческой инициативы.
Такой подход предполагает:
§ снятие жесткой зависимости между размером зарплаты и количеством уроков, преподаваемых учителем;
§ введение внеурочной (внеклассной, воспитательной, методической и др.) деятельности в объем оплачиваемой работы учителя, в пределах должностного оклада;
§ введение новой схемы нормирования труда учителя, учитывающей все виды выполняемой им работы;
§ установление верхнего предела учебной нагрузки (урочной части педагогической работы) учителя.
Ключевые признаки новой системы оплаты труда учителей характеризуются:
· наличием механизма связи заработной платы с качеством, результативностью труда;
· повышением стимулирующих функций оплаты труда, ростом объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда;
· нацеленностью на реальный рост заработной платы учителя;
· наличием механизмов нормирования и учета в базовой части оплаты труда всех видов работы учителя – как урочной нагрузки, так и внеурочной работы, предусмотренной должностными обязанностями;
· зависимостью оплаты труда в базовой части от числа обучаемых;
· введением
регионального регламента участия
органов государственно-
Информация о работе Изменения государственного финансирования образования