Этапы развития и содержание финансов на разных уровнях экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Проблемой понимания финансов можно считать системное объяснение следующих терминов: финансирование, инвестирование, авансирование, ассигнование, одалживание. Финансированием называют передачу денег, что в простом случае происходит при передаче денег на потребительские цели (трансфертные платежи). Инвестирование представляет финансирование дела для получения прибыли. В простом случае оно происходит тогда, когда покупают ценные бумаги. Авансирование существует в различных формах. Данным термином называют финансирование основного капитала - покупку оборудования и т.п. ассигнованием можно считать целенаправленное авансирование из государственного бюджета (дотации, субсидии, субвенции).

Содержание работы

1. Сущность, свойства финансов, их принципы и роль 9
1.1 Сущность и свойства финансов 9
1.2 Принципы финансов и функции финансов. 12
2 Этапы развития и содержание финансов на разных уровнях экономики (на примере Республики Беларусь). 16
2.1Финансовая политика на разных этапах экономики 16
2.2 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе 26
Заключение 33
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая на распечатку по теории финансов.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит. Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.

Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства.

Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси.

Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения. В целом финансовая система представлена на рисунке 1.1

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается в том, что они все в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий.

 


                            Рис. 1.1 Финансовая система Республики  Беларусь

 


 

 

К главе 2.

Современная Беларусь – это стабильное государство, занимающее достойное место среди стран Европы и СНГ, сильная и эффективная власть которой работает во имя благосостояния народа. Четкое и последовательное развитие политики государства в соответствии с выбранным курсом позволило достичь высоких темпов экономического роста и укрепить социально-политическую стабильность общества.

Модель социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь доказала свою действенность и способность обеспечивать устойчивую макроэкономическую динамику даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Достигнуты высокие темпы ее развития. ВВП в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличился за текущее пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике – с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.

При этом на результаты выполнения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы существенное влияние оказали изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово-экономического кризиса.

В 2005–2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).

В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,6 процента, продукции промышленности – 10,5, инвестиций в основной капитал – 23,8, реальной заработной платы – 12,1 процента.

Мировой финансово-экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы – 100,1 процента), а также снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).

Его негативные последствия сказались на внешнеэкономической деятельности республики в 2009 и 2010 годах. Дефицит внешней торговли товарами и услугами достиг 11,2 и 13,6 процента от ВВП соответственно.

Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике обеспечить прирост ВВП табл. 2.1

   Таблица 2.1 Показатели Валового  внутреннего продукта в 2005-2010 гг.

Валовый внутрнний продукт

2005

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

в текущих ценах, млрд. руб.

65067

79267

97165

129791

137442

164476

в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

109.4

110.0

108.6

110.2

100.2

107.7

ВВП на душу населения, тыс. руб.

6733

8253

10163

13622

14457

17330


 

Из данных таблицы видно, что показатель ВВП 2010 года к 2005 году вырос на 152,7 процента, ВВП на душу населения за этот же период вырос на 157,38%.

Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 150 стран мира. Объем экспортных поставок увеличился в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 1,6 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 Таблица 2.2 Показатели Программы  социально-экономическоко развития                 Республики Беларусь на 2005 – 2010 годы 

Показатели

2010 год в процентах к 2005 году  в сопоставимых ценах

программные показатели

фактическое выполнение

1

2

3

ВВП

146–155

142,0

Продукция промышленности

143–151

147,2

Производство потребительских товаров

150–157

156,0

Продукция сельского хозяйства

134–145

124,2

Инвестиции в основной капитал

198–215

232,3

Объем внешней торговли, включая услуги (по данным платежного баланса), – всего

153–160

186,2

в том числе:

   

экспорт

155–162

164,0

импорт

151–158

208,8

сальдо (в 2010 году, млн. долларов США)

800–1000

–7 425,6

Реальные денежные доходы населения

149–156

176,3

Розничный товарооборот

157–165

194,2

Платные услуги населению

154–161

161,9

Снижение энергоемкости ВВП

26–30,4

25,3

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров

23,5–26

26,3


 

 

В ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005–2010 годы не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые сдерживают развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики. Для нее все еще характерны высокая импортоемкость, материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции, относительно низкая производительность труда. Следствием этого становится недостаточная конкурентоспособность продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.

 

Основные итоги развития банковского сектора  в 2005 – 2010 годах.

Итоги  развития  банковского  сектора  в  2005 – 2010  годах  предопределялись  складывающейся  макроэкономической  ситуацией  и проводимой  Национальным  банком  совместно  с  Правительством денежно-кредитной политикой. Прошедший  пятилетний  период  характеризовался  неоднородной динамикой  экономического  развития  страны.  До  наступления  мирового финансово-экономического  кризиса  проводимая  Правительством экономическая политика обеспечила положительную динамику основных макроэкономических  показателей,  включая  высокие  темпы  экономического  роста,  реальных  денежных  доходов  населения, низкий уровень безработицы.  Однако  начиная  с  сентября 2008 г.  под  воздействием  мирового финансово-экономического кризиса отмечаются ухудшение экономической конъюнктуры,  снижение  спроса  и  цен  на  ряд  белорусских  товаров  на внешнем  рынке,  деловой  и  инвестиционной  активности,  замедление темпов  роста  денежных  доходов  населения,  ухудшение  платежного баланса  страны,  сокращение  объемов  производства  и  реализации продукции,  что  оказало  негативное  влияние  на  финансовое  положение ряда организаций нефинансового сектора.

Денежно-кредитная  политика  в  сложившихся  условиях  была ориентирована  на  решение  задач  развития  экономики,  обеспечение устойчивости белорусского рубля, сохранение финансовой стабильности и снижение внешних дисбалансов.  Развитие негативных тенденций в экономике  потребовало принятия комплекса  оперативных  и  долгосрочных  мер  по  минимизации  и преодолению последствий кризиса. Специфика ситуации, сложившейся в Республике  Беларусь,  определила  характер  монетарной  политики  и антикризисных мер. 

Национальный  банк  с 2 января 2009 г.  осуществил  переход  к  привязке  обменного  курса  белорусского  рубля  к  корзине  иностранных валют (доллар, евро, российский рубль), который позволил существенно повысить гибкость курсовой политики в части реагирования на изменение ситуации  на  внешних  рынках,  более  взвешенно  учитывать  колебания курсов основных мировых валют и, следовательно, сглаживать колебания эффективного курса белорусского рубля. В результате обеспечена ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта, что в определенной мере компенсировало  негативное  влияние  падения  внешнего  спроса  на отечественную продукцию. 

Информация о работе Этапы развития и содержание финансов на разных уровнях экономики