Этапы развития и содержание финансов на разных уровнях экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Проблемой понимания финансов можно считать системное объяснение следующих терминов: финансирование, инвестирование, авансирование, ассигнование, одалживание. Финансированием называют передачу денег, что в простом случае происходит при передаче денег на потребительские цели (трансфертные платежи). Инвестирование представляет финансирование дела для получения прибыли. В простом случае оно происходит тогда, когда покупают ценные бумаги. Авансирование существует в различных формах. Данным термином называют финансирование основного капитала - покупку оборудования и т.п. ассигнованием можно считать целенаправленное авансирование из государственного бюджета (дотации, субсидии, субвенции).

Содержание работы

1. Сущность, свойства финансов, их принципы и роль 9
1.1 Сущность и свойства финансов 9
1.2 Принципы финансов и функции финансов. 12
2 Этапы развития и содержание финансов на разных уровнях экономики (на примере Республики Беларусь). 16
2.1Финансовая политика на разных этапах экономики 16
2.2 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе 26
Заключение 33
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая на распечатку по теории финансов.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)


                                                   СОДЕРЖАНИЕ   

   1. Сущность, свойства финансов, их принципы и роль                                        9

1.1 Сущность и свойства финансов                                                                         9

   1.2 Принципы финансов и функции финансов.                                                    12

2 Этапы  развития и содержание финансов на разных уровнях экономики (на               примере Республики Беларусь).                                                                            16

2.1Финансовая политика  на разных этапах экономики                                      16

2.2 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе            26

Заключение                                                                                                               33

Список использованных источников                                                                     35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К главе 1

Под финансами понимается определенная сфера экономических отношений, которые возникают в процессе образования и использования всего многообразия фондов денежных средств на макро-, мезо- и микроуровнях экономики в ходе формирования доходов и накоплений предприятий, а также денежных доходов государства и муниципальных образований.

Финансы выступают в качестве специфической сферы общей системы экономических отношений рыночной экономики, которые реализуются через движение денег.

Финансы - экономическая характеристика собственности, выраженная в стоимостной форме. Они могут оценивать личную, частную и государственную собственность. Таким образом, говоря о финансах, мы характеризуем размеры богатства личности, предприятий, государства (личные финансы, финансы предприятия и государства). Финансы - это, как и деньги, скорее экономическая категория, чем социальная.

Финансы - денежная оценка, позволяющая сопоставлять размеры и структуру различных видов собственности. Финансы семьи, таким образом, характеризуют ее собственность. Финансы предприятия - размер производственных фондов, стоимости готовой продукции, запасов (т.е. соотношения основных средств и оборотных фондов). Финансы государства - денежная характеристика его доходов, выраженных налогами, и расходов, включающих финансирование социальных программ, армии, органов управления и т.д. Словом «финансы» называют ресурсы, деньги, платежи, капитал.

Ассимиляция сводных благ (например, кислорода, воздуха) и простейшие формы присваивающего природопользования (например, сбор грибов) - не «экономика». Натуральная экономика не является рынком. Самое широкое значение финансов состоит в названии этим термином ресурсов в условиях рынка. Более узкое значение слова состоит в названии им денег вообще. Финансами в строгом (узком) смысле слова считают наиболее развитые форы денежных отношений, существующих в форме платежей.

Выделяют финансы физических и юридических лиц (предпринимателей, предприятий, в том числе некоммерческих), органов власти.

Финансы в научной литературе рассматривают так же, как движение денег в качестве средства платежа и средства накопления.

Финансовая система является единством для всех отношений между субъектами рынка страны по поводу формирования и использования денежных фондов.

Проблемой понимания финансов можно считать системное объяснение следующих терминов: финансирование, инвестирование, авансирование, ассигнование, одалживание. Финансированием называют передачу денег, что в простом случае происходит при передаче денег на потребительские цели (трансфертные платежи). Инвестирование представляет финансирование дела для получения прибыли. В простом случае оно происходит тогда, когда покупают ценные бумаги. Авансирование существует в различных формах. Данным термином называют финансирование основного капитала - покупку оборудования и т.п. ассигнованием можно считать целенаправленное авансирование из государственного бюджета (дотации, субсидии, субвенции). Одалживанием называется возвратное, бесплатное ассигнование. Кредитование - это платное одалживание, как правило, торговля чужими деньгами. Кредит - обмен сегодняшних денег на большую сумму завтрашних денег.

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы:

финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);

государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.

Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство.

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

В сфере финансов субъектов хозяйствования выделяют следующие звенья:

финансы коммерческих организаций

Коммерческими организациями являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации часто именуются и как предприятия.

Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств.

финансы некоммерческих организаций.

Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, в других формах, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации именуются просто организациями.

Названные выше организационно-правовые формы некоммерческих организаций оказывают влияние на организацию их финансов, в частности, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п. В этих организациях широко используется самообложение как способ получения финансовых ресурсов;

финансы домашних хозяйств.

Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников.

Таким образом, внутри сферы «финансы субъектов хозяйствования» выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.

Вторая крупная сфера общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц. В расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны

По размерам доходной и расходной части государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяется сбалансированности бюджета, т.е. чтобы расходы не превышали доходы. В случае если расходная часть бюджета превышает доходную, образуется бюджетный дефицит, который говорит о том, что в стране имеются финансовые затруднения. Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государств. В последние годы государственный бюджет все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, развития рыночных отношений, развития и укрепления предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развития внешнеэкономической деятельности предприятий.

В состав государственного бюджет Республики Беларусь включаются также бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный бюджет страны.

Вторым важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.

В соответствии с действующим порядком государственные целевые и внебюджетные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Следующим важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств. Государственный и муниципальный кредит это механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах.

Информация о работе Этапы развития и содержание финансов на разных уровнях экономики