Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Сейчас Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точек зрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальном смысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то это экономические отношения связанные с денежными фондами.

Содержание работы

ГЛАВА 1. История возникновения и развития бюджета государства
1.1 Содержание и функции бюджета государства. Бюджетная система
1.2 Бюджетная система дореволюционной России
1.3 Бюджетные основы России в настоящее время
1.4 Бюджеты Российской Федерации
ГЛАВА 2. Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Финансово - бюджетный федерализм
2.2. Проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации
2.3 Основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы и дальнейшую перспективу
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 59.52 Кб (Скачать файл)

Реформы 60-х годов XIX в. внесли некоторые изменения  в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом  с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог, т. е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати с крестьян введен поземельный налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Основную сумму (свыше 75%) этого налога вносили крестьяне. Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые в основном от акциза и винной монополии, введенной в 1894 г.

Менялся и аппарат управления государственным  и местными бюджетами. С созданием  в 1802 г. функциональных министерств (Министерство внутренних дел. Министерство финансов и др.) на местах организуются подведомственные им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений государственного управления. Например, территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казенные палаты, на уездном - казначейства.

Казенные  палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления налогов и  расходов. Казначейства принимали и  хранили средства, поступающие в  казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. С 1817 г. они ведали казенными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью казенных палат и казначейств наблюдали губернаторы.

В 1864 г. вышло "Положение о губернских и уездных  земских учреждениях", в соответствии с которым в России были созданы  органы местного самоуправления - земства. Представительным (распорядительным) органом земств были земские и уездные собрания. Членами этих органов были гласные (депутаты), избираемые по трем куриям (уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских общин). Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматривались хозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметы доходов и расходов земств и отчет о деятельности исполнительных органов земств. Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на три года. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел, а уездных - губернаторами.

Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного  образования и медицинского обслуживания населения.

Финансовыми средствами для выполнения возложенных  на земства функций были земские  бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших до этого и переданных земствам земских  повинностей и сборов.

Земские повинности взимались независимо от уровня зажиточности плательщика и  предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции  и др. Земские повинности устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами.

Другим  источником земских бюджетов были земские  сборы, которые взимались с земель и другого недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходов земских бюджетов.

Крупным источником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.

Земские бюджеты включали обязательные и  необязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны и предназначались  для финансирования содержания органов  местного управления, тюрем, мировых  судей, дорожного хозяйства и  др. К необязательным расходам относились расходы на здравоохранение, содержание школ и др.

В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся  за счет так называемых мирских доходов, в том числе волостных и  сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи  в аренду мирских земель и др.

Городские бюджеты формировались за счет доходов  от городских предприятий (боен, бань, водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого  имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др.

Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России.

Таким образом, в России до революции действовала  двухзвенная бюджетная система  унитарного государства.

 

1.3 Бюджетные основы России в настоящее время

 

Основы  бюджетного устройства Российской Федерации  определяются

Конституцией  страны и ее государственным устройством  как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и  Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная  система Российской Федерации состоит  из трех уровней:

• федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

• бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

• местных  бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский  бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и  Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.3

Принципы  функционирования бюджетной системы  Российской Федерации следующие:

• единство бюджетной системы;

• разграничение  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

• самостоятельность  бюджетов разных уровней;

• полнота  отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

• сбалансированность бюджета;

• эффективность  и экономность использования  бюджетных средств;

• общее  покрытие расходов бюджета;

• гласность;

• достоверность  бюджета;

• адресность и целевой характер использования  бюджетных средств.

1. Единство  бюджетной системы означает единство  правовой базы, денежной системы,  форм бюджетной документации, принципов  бюджетного процесса, санкций за  нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования  расходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы, ведения бухгалтерского  учета средств федерального бюджета,  региональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Разграничение  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации - это закрепление (полностью  или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим  является принцип самостоятельности  всех бюджетов:

1) право  законодательных (представительных) органов государственной власти  и органов местного самоуправления  на каждом уровне бюджетной  системы самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс;

2) наличие  собственных источников доходов  бюджетов каждого уровня бюджетной  системы, определяемых в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

3) законодательное  закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию  доходов соответствующих бюджетов;

4) право  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно определять направления  расходования средств соответствующих бюджетов;

5) право  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно определять источники  финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных в ходе исполнения  законов (решений) о бюджете,  сумм превышения доходов над  расходами бюджетов и сумм  экономии по расходам бюджетов.

4. Полнота  отражения доходов и расходов  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов и иные обязательные  поступления подлежат отражению  в бюджетах, бюджетах государственных  внебюджетных фондов в обязательном  порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию  за счет бюджетных средств,  средств государственных внебюджетных  фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Сбалансированность  бюджета - каждый бюджет должен  быть сбалансирован, т. е. объем  предусмотренных бюджетом расходов  должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлении из источников финансирования его дефицита.

6. Эффективность  и экономность использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении  бюджетов органы власти и получатели  бюджетных средств должны исходить  из необходимости достижения  заданных результатов с использованием  определенного бюджетом объема  средств.

7. Общее  покрытие расходов означает, что  все расходы бюджета должны  покрываться общей суммой доходов  из источников финансирования  его дефицита.

8. Гласность  - это обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении, полнота представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению законодательных  (представительных) органов государственной  власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для  общества и средств массовой  информации процедур рассмотрения  и принятия решений по проектам  бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо  внутри законодательного (представительного)  органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Достоверность  бюджета означает надежность  показателей прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

10. Адресность  и целевой характер бюджетных  средств, - бюджетные средства выделяются  в распоряжение конкретных получателей  бюджетных средств с обозначением  направления их на финансирование  конкретных целей.

 

 

1.4 Бюджеты Российской Федерации

 

Рассмотрим  более подробно наиболее важные бюджеты  в структуре бюджетной системы  России.

Консолидированный бюджет. Понятие консолидированный  бюджет было включено в Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета Российской Федерации, в который входили  все звенья бюджетной системы России.

В ст. 8 этого  Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством  бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой  статистической и бюджетной информации для составления консолидированных  бюджетов.

В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации - это свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные  бюджета субъектов Российской Федерации.

В свою очередь  консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты  являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим  агрегированные данные по доходам и  расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

Бюджетные показатели используются: 4

1. Показатели  консолидированных бюджетов используются  в бюджетном планировании. В частности,  при определении величины нормативов  отчислений от регулирующих налогов  в бюджеты субъектов Российской  Федерации и размеров дотаций  в расчет принимаются объемы  консолидированных бюджетов административно-территориальных  образований.

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации