Коммерческий банк как агент валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Внедрение информационных технологий открыло перед банками новые возможности по управлению рисками, развитию прогрессивных форм обслуживания клиентов, дальнейшей диверсификации их деятельности. Информационные технологии стали основой многих финансовых инноваций, привели к созданию разнообразных финансовых инструментов, которые сократили степень неполноты и несовершенства финансовых рынков. Одновременно технологический прогресс заметно снизил традиционные технические барьеры для проникновения в банковскую отрасль и уменьшил значимость разветвленной филиальной сети банков в предоставлении услуг, которая всегда рассматривалась как несомненное их преимущество.

Содержание работы

Введение 3
Коммерческий банк как агент валютного контроля 5
1. Валютный контроль 5
2. Органы и агенты валютного контроля 7
3. Исполнение валютных актов 8
Заключение 27
Литература 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ управление фин.ком.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение          3

Коммерческий  банк как агент валютного контроля  5

1. Валютный  контроль       5

2. Органы и  агенты валютного контроля    7

3. Исполнение  валютных актов      8

Заключение         27

Литература         29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Банковская деятельность в России в последнее десятилетие переживает период бурных изменений, которые вызваны, с одной стороны, радикальными преобразованиями экономической системы, а с другой внедрением новых информационных технологий и глобализацией финансовых рынков. На волне радикальных рыночных реформ банковская система страны коренным образом изменилась: она приобрела двухуровневую структуру, значительно увеличилось количество банковских организаций, при этом все они основывают свою деятельность на рыночных принципах, что создает условия для развития конкуренции на рынке банковских услуг.

Внедрение информационных технологий открыло перед банками  новые возможности по управлению рисками, развитию прогрессивных форм обслуживания клиентов, дальнейшей диверсификации их деятельности. Информационные технологии стали основой многих финансовых инноваций, привели к созданию разнообразных финансовых инструментов, которые сократили степень неполноты и несовершенства финансовых рынков. Одновременно технологический прогресс заметно снизил традиционные технические барьеры для проникновения в банковскую отрасль и уменьшил значимость разветвленной филиальной сети банков в предоставлении услуг, которая всегда рассматривалась как несомненное их преимущество.

В новых условиях банки вынуждены противостоять широкому кругу потенциальных конкурентов. Информатизация финансовой деятельности ускорила процессы глобализации, означающие для банков необходимость ориентироваться в своей деятельности не на национальные, а в большей степени на глобальные рынки, соответствовать международным стандартам банковских операций и требованиям к управлению рисками.

Банк России как орган  банковского надзора постоянно  совершенствует подходы к регулированию  банковской деятельности и контролю рисков, реализуя при этом международно признанные принципы эффективного банковского надзора. В сфере банковского регулирования отчетливо проявляется тенденция к отказу от прямых регламентаций банковских операций и от жестких количественных ограничений по рискам и переходу к оценке качества систем управления рисками и операциями, разработанных самими банками.

Основной целью в  России деятельности механизма валютного  контроля является обеспечение полного  и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию и приостановка оттока капитала при помощи фиктивных импортных контрактов с целью оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.

Коммерческие банки, которые  получили лицензию Центрального банка  Российской Федерации на проведение валютных операций, автоматически становятся уполномоченными банками и выступают как агенты валютного контроля, непосредственно контролирующие деятельность участников внешнеэкономической деятельности — клиентов банка. Уполномоченные банки полностью подотчетны всем органам валютного контроля и в первую очередь ЦБ РФ.

На уполномоченные банки  прежде всего возложен контроль за законностью проведения операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг и продуктов интеллектуальной деятельности.

В данной работе мы подробно рассмотрим как коммерческие банки выступают в роли агентов валютного контроля.

 

 

 

 

Коммерческий банк как агент валютного контроля

 

1. Валютный контроль.

 

Валютный контроль — это составляющая часть валютного регулирования представляющая собой согласованную систему мер по соблюдению действующего законодательства и установленных правил, регулирующих внешнеэкономическую деятельность: экспортно-импортные операции, операции с ценными бумагами на внешнем рынке, деятельность нерезидентов, права и обязанности резидентов, валютообменные операции, продажу части валютной выручки участниками внешнеэкономической деятельности.

Целями валютного контроля являются обеспечение соблюдения норм валютного законодательства всеми участниками внешнеэкономической деятельности, как резидентами, так и нерезидентами, а также приостановление оттока капитала из страны, репатриация ранее вывезенных средств и пополнение валютных резервов страны. Основной целью в России деятельности механизма валютного контроля является обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию и приостановка оттока капитала при помощи фиктивных импортных контрактов с целью оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.

На рис. 1 представлена структура системы валютного контроля (ВК) в Российской Федерации.

 

 

 

 

Рис. 1. Структура системы валютного контроля в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Базовыми законодательными документами, регулирующими проведение валютного контроля в стране, являются Закон РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1 и Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 31 мая 2001 г. № 72-ФЗ. Законом определены следующие направления валютного контроля:

    • определение соответствия проводимых операций действующему законодательству;
    • проверка исполнения обязательств участниками внешнеэкономических связей перед государством;
    • проверка обоснованности платежей;
    • проверка полноты учета и отчетности по валютным операциям.

В этом законе четко определены органы и агенты валютного контроля.

 

2. Органы и  агенты валютного контроля

Согласно ст. 12 (п. 3) Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 и ст. 11 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 72-ФЗ, органами валютного контроля являются:

    • Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ);
    • федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами;
    • федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

Центральный банк Российской Федерации:

  • осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами;
  • осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции;
  • обеспечивает взаимодействие органов валютного контроля с уполномоченными банками — агентами валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает:

  • разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля;
  • взаимодействие органов исполнительной власти с ЦБ РФ.

 

3. Исполнение  валютных актов.

Органы валютного контроля устанавливают и определяют правила  проведения валютных операций и контроля за их осуществлением, что отражается в нормативных актах, принимаемых ими. Непосредственное исполнение нормативных актов возложено на агентов валютного контроля.

К агентам валютного  контроля относятся:

  • уполномоченные банки, которые согласно законодательству, определены как банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение валютных операций, подотчетные органам валютного контроля;
  • организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти.

В соответствии с федеральными законами агенты валютного контроля  
осуществляют контроль:

  • за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями;
  • за соответствием этих операций валютному законодательству, условиям лицензий и разрешений, полученных от ЦБ РФ;
  • за соблюдением нормативных актов, изданных органами валютного контроля;
  • проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

Коммерческие банки, которые  получили лицензию Центрального банка  Российской Федерации на проведение валютных операций, автоматически становятся уполномоченными банками и выступают как агенты валютного контроля, непосредственно контролирующие деятельность участников внешнеэкономической деятельности — клиентов банка. Уполномоченные банки полностью подотчетны всем органам валютного контроля и в первую очередь ЦБ РФ. Упрощенная схема этих взаимоотношений представлена на рис. 2.

На уполномоченные банки прежде всего возложен контроль за законностью проведения операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг и продуктов интеллектуальной деятельности.

Контроль за экспортом  товаров введен РФ в 1994 г. С 1 января 2000 г. он осуществляется на основании совместной инструкции ГТК РФ и ЦБ РФ «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ Выручки от экспорта товаров» от 13 октября 1999 г № 86-И, заменившей ранее действующую совместную инструкцию ГГК РФ и ЦБ РФ от 12 октября 1993 г )Ч19, а также Положение ЦБ РФ К 101-П от 22 декабря 1999 г.

Рис. 2. Упрощенная схема взаимоотношений участников внешнеэкономической деятельности и агентов валютного контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие новой инструкции распространяется на экспортные контракты, заключенные между резидентами и нерезидентами, предусматривающие экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и/или валюте РФ. Инструкция обязывает экспортера зачислить выручку от экспорта товаров на свой рубленый и/или валютный счет в банке.

Базовым документом валютного  контроля является паспорт сделки (ПС), оформляемый экспортером в уполномоченном банке и содержащий сведения о  внешнеэкономическом контракте, в  соответствии, с которым будет  производиться экспорт товара и  осуществляться валютный контроль. Только при наличии ксерокопии паспорта сделки (соответствие оригиналу паспорта сделки подтверждается подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера, и оттиском круглой печати экспортера) таможенные органы могут принимать груз для оформления.

По одному экспортному  контракту оформляется один паспорт  сделки в одном уполномоченном банке.

Экспортер приносит в  уполномоченный банк два экземпляра подписанного им паспорта сделки, оригинал контракта и одну копию контракта. Уполномоченный банк проверяет контракт на соответствие валютному законодательству и при подписании паспорта сделки делает на обороте оригинала контракта запись «Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) (число, месяц, год)».

Уполномоченный банк в течение 5 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, формирует электронную копию паспорта сделки и Ведомость валютного контроля. В течение 10 календарных дней с даты подписания паспорта сделки уполномоченный банк обязан передать в Государственный таможенный комитет РФ электронную копию паспорта сделки (передача всех документов в электронном виде в Государственный таможенный комитет РФ уполномоченными банками осуществляется при помощи специальной таможенно-банковской программы).

Один экземпляр паспорта сделки и оригинал контракта возвращаются экспортеру, второй экземпляр паспорта сделки и копия контракта остаются в уполномоченном банке и служат основанием для формирования досье, в которое помещаются все документы, поступающие в уполномоченный банк в рамках данного паспорта сделки. На каждый паспорт сделки открывается свое отдельное досье.

В досье помещаются следующие документы:

  • оригинал паспорта сделки;
  • копии контракта и изменений или дополнений к нему;
  • копии разрешений, представленных экспортером в банк на проведение капитальных операций;
  • копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу экспортера денежных средств по контракту;
  • иные документы, заполняемые уполномоченным банком или поступающие в уполномоченный банк и относящиеся к данному паспорту сделки (письма уполномоченного банка клиенту; обращение клиента в уполномоченный банк или ответы на запросы уполномоченного банка; переписка с ЦБ РФ по вопросам, относящимся к данному паспорту сделки; запросы и ответы на них иностранных партнеров клиента уполномоченного банка и т.п.);
  • текущий банковский учет поступившей выручки в соотнесении к суммам отгруженного товара;
  • ведомость, распечатанная на бумажном носителе, подписанная ответственным лицом банка и заверенная печатью уполномоченного банка, по окончанию всех операций по контракту (при закрытии досье).

Информация о работе Коммерческий банк как агент валютного контроля