Коммерческий банк как агент валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Внедрение информационных технологий открыло перед банками новые возможности по управлению рисками, развитию прогрессивных форм обслуживания клиентов, дальнейшей диверсификации их деятельности. Информационные технологии стали основой многих финансовых инноваций, привели к созданию разнообразных финансовых инструментов, которые сократили степень неполноты и несовершенства финансовых рынков. Одновременно технологический прогресс заметно снизил традиционные технические барьеры для проникновения в банковскую отрасль и уменьшил значимость разветвленной филиальной сети банков в предоставлении услуг, которая всегда рассматривалась как несомненное их преимущество.

Содержание работы

Введение 3
Коммерческий банк как агент валютного контроля 5
1. Валютный контроль 5
2. Органы и агенты валютного контроля 7
3. Исполнение валютных актов 8
Заключение 27
Литература 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ управление фин.ком.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Досье после закрытия хранится в банке не менее 5 лет.

Основанием  для отказа в подписании паспорта сделки для уполномоченного банка является наличие хотя бы одного из следующих условий:

  • несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в паспорте сделки;
  • несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям законодательных и иных нормативных актов РФ;
  • оформление паспорта сделки с нарушением установленных требований;
  • отсутствие в контракте условий, предусматривающих поступление выручки на счет экспортера в банке;
  • представление в банк контракта, составленного на иностранном языке, при отсутствии его перевода на русский язык;
  • непредставление экспортером в банк копии разрешения, полученного в установленном порядке, в случаях наличия операций, связанных с движением капитала.

Контроль осуществляется путем сопоставления данных таможенных органов о стоимости экспортируемого товара дате его перемещения через таможенную границу и информации уполномоченного банка о сумме и сроках поступления экспортной выручки ГТК РФ формирует реестры учетных карточек и направляет их в уполномоченные банки.

На основании грузовой таможенной декларации (ГТД) — таможенного документа, подтверждающего вывоз товара по конкретному паспорту сделки, формируется учетная карточка (УК) таможенно-банковского контроля, которая в составе реестра учетных карточек передается (при помощи единой общероссийской специальной программы) в уполномоченные банки. Учетная карточка оформляется по каждой грузовой таможенной декларации. Она содержит данные о стоимости товара, валюте платежа и дате его вывоза за пределы РФ, а также о том, кто экспортировал товар. В УК указан срок ее возврата в государственный таможенный комитет РФ после ее заполнения клиентом банка и проверки правильности сведений, указанных в ней, проводимой уполномоченным банком. После заполнения УК распечатывается и помещается в досье. Она должна быть подписана уполномоченным лицом банка и заверена его печатью. Также в досье помещаются: УК, заполненная экспортером, подписанная его первым лицом и заверенная печатью (по договоренности с уполномоченным банком и в соответствии с его внутренним положением) справка о распределении поступившей экспортной выручки по ГТД и соответствующим УК.

При поступлении в  адрес клиента суммы, относящейся  к данному паспорту сделки, уполномоченным банком формулируется карточка платежа (КП) на каждую поступившую сумму. Отнесение суммы к данному ПС документарно подтверждается клиентом и ссылками в межбанковских документах:

  • в свифт сообщении — ссылкой на номер контракта или номер паспорта сделки;
  • в заявлении клиента на обязательную продажу обязательно должен быть указан номер ГТД и номер ПС, по которому поступил данный платеж;
  • справкой, подтверждающей соотнесение поступивших сумм с определенной ГТД и соответствующей ей УК (если это предусмотрено внутренним распорядком банка).

Порядок взаимодействия уполномоченного банка, ГГК РФ, таможенного  пункта и экспортера представлен на рис. 3.

Рис. 3. Порядок взаимодействия уполномоченного банка, Государственного таможенного комитета РФ, таможенного пункта и экспортера

 

 

 

 

 

 

 

Взаимосвязь уполномоченного банка, ГТК РФ, таможенного пункта и экспортера следующая:

1 - уполномоченный банк передает электронную копию паспорта сделки в ГГК РФ;

2 - экспортер предоставляет одну заверенную ксерокопию паспорта сделки в таможенный пункт;

3 - таможенный пункт выдает грузовую таможенную декларацию (ГТД), заверенную личной подписью и оригинальной печатью таможенного инспектора;

4 - таможенный пункт отправляет информацию об отгруженных товарах в ГГК РФ;

5 - экспортер сдает ГТД в уполномоченный банк;

6 - из ГТК поступает реестр учетных карточек в уполномоченный банк;

7 - уполномоченный банк информирует экспортера о поступлении экспортной выручки и формирует карточку платежа;

8 - экспортер в течении 7 календарных дней предоставляет информацию в уполномоченный банк о происхождении полученной выручи (реквизиты паспорта сделки, вид платежа, распоряжение по отгрузке);

9 - уполномоченный банк заполняет ведомость и соотносит карточки платежа с учетными карточками и передает их в ГТК РФ.

После таможенного оформления товара экспортер в течение 15 календарных  дней должен предоставить в уполномоченный банк копию грузовых таможенных деклараций или получить разрешение ГУ ЦБ РФ на продление этого срока.

Реестры учетных карточек, переданные из ГТК РФ, разделяются по соответствующим паспортам сделки. Затем после идентификации сумм выручки, полученных за указанную в учетной карточке партию товаров, учетные карточки уполномоченным банком направляются в ГГК РФ в электронном виде. Отправление должно производиться не позднее контрольного срока возврата реестра учетных карточек в ГТК РФ. Срок возврата указан в учетных карточках. Одновременно с реестром учетных карточек в ГГК РФ передаются содержащиеся в ведомостях сведения о платежах, произведенных по конкретному паспорту сделки.

Схема взаимодействия уполномоченного  банка Государственного таможенного комитета представлена на рис. 4.

Рис. 4. Схема взаимодействия уполномоченного банка и Государственного таможенного комитета РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим схему взаимодействия уполномоченного банка и ГТК РФ:

1 - в течение 10 календарных дней с даты подписания паспорта сделки, уполномоченный банк передает его электронную копию в ГГК РФ;

2 - ГТК РФ передает реестр учетных карточек в течение 30 дней с даты, указанной в графе Д грузовой таможенной декларации;

3 - уполномоченный банк передает заполненные учетные карточки и ведомость не позднее контрольного срока возврата, указанного в учетных карточках.

По истечении 90 календарных  дней с даты, указанной в строке паспорта сделки «Последняя дата», но не ранее даты отправки в ГГК РФ всех учетных карточек по данному паспорту сделки, досье закрывается и сдается в архив. Досье после закрытия хранится в банке не менее 5 лет. Уполномоченный банк вправе снимать комиссию за выполнение функций агента валютного контроля в размере, не превышающем 0,15% суммы поступления.

С 1 января 1996 г. была введена в действие совместная инструкция ЦБ РФ и ГТК России «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 26 июля 1995 г. № 30. Ее выход стал логическим продолжением работы по созданию в стране комплексной системы валютного контроля. С   1 января 2001 г. вступила в действие новая совместная инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» от 4 октября 2000 г. № 91-И.

Действие инструкции распространяется на контракты, заключенные между резидентами (юридическими лицами или физическим лицом, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя) и нерезидентами, предусматривающими оплату:

  • в иностранной валюте;
  • в валюте Российской Федерации;
  • векселями в иностранной валюте или в валюте РФ товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, в следующих таможенных режимах:

выпуск для свободного обращения;

реимпорт;

таможенный склад;

магазин беспошлинной торговли;

переработка товара на таможенной территории;

переработка товара под  таможенным контролем;

временный ввоз;

свободная таможенная зона;

свободный склад;

отказ в пользу государства;

уничтожение;

реэкспорт товара.

Оплата импортируемых по контракту товаров может осуществляться импортером только с его банковских счетов, открытых в банке импортера и указанных в паспорте импортной сделки.

Действие инструкции не распространяется:

  • на сделки физических лиц — резидентов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, по которым стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров, оплаченных наличными денежными средствами, не превышает в эквиваленте 10 долл. США по курсу ЦБ РФ на дату принятия товаров к таможенному оформлению;
  • на договоры лизинга, по которым лизингодателем является нерезидент;
  • на договоры строительного подряда, в соответствии с условиями которых стоимость товаров, ввозимых по договору, включена в стоимость строительных работ и не предусматривается возможность отдельной оплаты указанных товаров;
  • на операции с векселями в иностранной валюте, кроме простого векселя в иностранной валюте, выданного в счет обязательств импортера по контракту, и переводного векселя в иностранной валюте, выданного нерезидентом, в счет обязательств импортера по контракту и акцептованного импортером.

По каждому контракту  импортер оформляет один паспорт  сделки в одном банке.

Для оформления паспорта сделки импортер представляет в свой банк следующие документы:

  • два экземпляра паспорта сделки (оба экземпляра паспорта сделки подписаны от имени импортера лицом, имеющим право первой подписи в соответствии с карточками образцов подписей, и заверены оригинальной печатью импортера);
  • копию контракта, на основании которого был составлен паспорт сделки;
  • заверенные в установленном порядке копии полученных импортером разрешений на осуществление валютных операций в случаях, когда операции проводимые по контракту, относятся к разряду «капитальных операций» и требуют получение лицензии ЦБ РФ.

Банк импортера  отказывает в подписании паспорта сделки по следующим основаниям:

  • несоответствие данных, содержащихся в контракте, данным, указанным в паспорте сделки;
  • несоответствие валютных операций, предусмотренных контрактом законодательству РФ;
  • оформление паспорта сделки с нарушением требований, установленных настоящей инструкцией;
  • непредставление импортером в банк документов, необходимых согласно требованиям инструкции для оформления паспорта сделки;
  • отсутствие в контракте условий, предусматривающих ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Если все требования соблюдены, то ответственное лицо банка импортера подписывает паспорт сделки и заверяет его печатью банка. Один экземпляр паспорта сделки передается импортеру, а второй экземпляр вместе с копией контракта направляется в досье паспорта сделки. По одному паспорту сделки формируется одно досье, в которое помещаются все документы, относящиеся к этому паспорту сделки. Все платежи по контракту осуществляются банком только после подписания паспорта сделки по этому контракту. Банк вправе взимать комиссию за выполнение функций агента валютного контроля не более 0,15% суммы платежа.

В течение 5 календарных  дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, банк формирует электронную  копию паспорта сделки с использованием программного комплекса, разработанного ГТК РФ. В течение 10 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, его электронная копия направляется в ГТК РФ.

Импортер, получив в  банке паспорт сделки и копию  паспорта сделки, заверенную ответственным лицом банка, обращается в таможенный орган для таможенного оформления товара. Таможенный инспектор проверяет соответствие сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации (оформленной декларантом), сведениям, содержащимся в заверенной банком копии паспорта сделки. Кроме этого он проверяет соответствие печати банка на копии паспорта сделки образцу печати банка, имеющейся в таможенном органе. Если результаты проверки соответствуют требованиям инструкции, то таможенный инспектор принимает решение о выпуске товаров и отдает импортеру ксерокопию грузовой таможенной декларации, которую заверяет оттиском личной номерной печати и подписью.

Импортер в течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров (графа Д грузовой таможенной декларации) представляет в банк ее ксерокопию. В случае, когда импортер не может предоставить в банк ксерокопию грузовой таможенной декларации, заверенную таможенным органом, он предоставляет в банк оригинал грузовой таможенной декларации и ее ксерокопию, заверенную импортером. Либо при наличии согласия банка и в порядке, установленном банком, импортер направляет в банк копию грузовой таможенной декларации, либо сведения из нее, в том числе телефонной, электронной или иной формой связи.

ГТК РФ на основании данных грузовой таможенной декларации, формирует учетные карточки, которые направляет в банки в течение 20 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров. В случае не поступления учетных карточек из ГГК РФ, банк обязан самостоятельно сформировать их на основании ксерокопии грузовой таможенной декларации, представленной импортером в банк.

Информация о работе Коммерческий банк как агент валютного контроля