Концептуальные основы проблемы бюджетного дефицита и практика бюджетного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность государственного бюджета, его специфические признаки, функции и задачи 5
2 Роль бюджета в макроэкономическом регулировании 11
3 Принципы построения государственного бюджета. Консолидированный бюджет РФ 17
4 Бюджетный дефицит, причины его возникновения, формы покрытия. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита 20
5 Концептуальные основы проблемы бюджетного дефицита и практика бюджетного регулирования 27
Выводы и предложения 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Доля затрат на оптимальный состав продукции в организации имеет также положительную динамику. По сравнению с экономической результативностью динамика этого показателя характеризуется более плавным ростом, но он также стабилен.

Результативность управленческой деятельности на предприятии – единственный показатель, имеющий само по себе очень маленькое значение, и к тому же, ещё и отрицательную динамику, которая является стабильной (снижение показателя постоянно, без периодов роста). Эта отрицательная динамика является позитивным явлением, поскольку рост дохода идёт более высокими темпами, чем рост численности аппарата управления.

Это условно-негативный момент, поскольку  затраты могут расти за счёт добровольного  намерения руководства более  усиленно финансировать управление (положительный момент) либо они могут расти вынужденно (отрицательный момент). Если затраты на управление персоналом растут по вынужденным причинам, то необходимо обеспечить тесное взаимодействие уже не секторов, а целых отделов службы управления предприятием.

Доля затрат на оптимальный состав продукции в организации имеет также положительную динамику. По сравнению с экономической результативностью динамика этого показателя характеризуется более плавным ростом, но он также стабилен.

Результативность управленческой деятельности на предприятии – единственный показатель, имеющий само по себе очень маленькое значение, и к тому же, ещё и отрицательную динамику, которая является стабильной (снижение показателя постоянно, без периодов роста). Эта отрицательная динамика является позитивным явлением, поскольку рост дохода идёт более высокими темпами, чем рост численности аппарата управления.

Это условно-негативный момент, поскольку  затраты могут расти за счёт добровольного  намерения руководства более  усиленно финансировать управление (положительный момент) либо они могут расти вынужденно (отрицательный момент). Если затраты на управление персоналом растут по вынужденным причинам, то необходимо обеспечить тесное взаимодействие уже не секторов, а целых отделов службы управления предприятием.

Доля затрат на оптимальный состав продукции в организации имеет  также положительную динамику. По сравнению с экономической результативностью  динамика этого показателя характеризуется  более плавным ростом, но он также  стабилен.

Результативность управленческой деятельности на предприятии – единственный показатель, имеющий само по себе очень маленькое значение, и к тому же, ещё и отрицательную динамику, которая является стабильной (снижение показателя постоянно, без периодов роста). Эта отрицательная динамика является позитивным явлением, поскольку рост дохода идёт более высокими темпами, чем рост численности аппарата управления.

Это условно-негативный момент, поскольку  затраты могут расти за счёт добровольного  намерения руководства более  усиленно финансировать управление (положительный момент) либо они могут расти вынужденно (отрицательный момент). Если затраты на управление персоналом растут по вынужденным причинам, то необходимо обеспечить тесное взаимодействие уже не секторов, а целых отделов службы управления предприятием.

Доля затрат на оптимальный состав продукции в организации имеет  также положительную динамику. По сравнению с экономической результативностью  динамика этого показателя характеризуется  более плавным ростом, но он также  стабилен.

Результативность управленческой деятельности на предприятии – единственный показатель, имеющий само по себе очень маленькое значение, и к тому же, ещё и отрицательную динамику, которая является стабильной (снижение показателя постоянно, без периодов роста). Эта отрицательная динамика является позитивным явлением, поскольку рост дохода идёт более высокими темпами, чем рост численности аппарата управления.

Это условно-негативный момент, поскольку  затраты могут расти за счёт добровольного  намерения руководства более усиленно финансировать управление (положительный момент) либо они могут расти вынужденно (отрицательный момент). Если затраты на управление персоналом растут по вынужденным причинам, то необходимо обеспечить тесное взаимодействие уже не секторов, а целых отделов службы управления предприятием.

Различают структурный и циклический  дефицит бюджета.

Структурный дефицит - это разность между федеральными доходами и расходами  при определенной фискальной политике и постоянно заданном уровне.

 Когда уровень безработицы начинает превышать базовый, то реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. С одной стороны - это происходит отчасти за счет роста выплат пособий по безработице, с другой стороны - за счет сокращений налоговых поступлений. Эта разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом.

Различают также активный и пассивный  дефициты.

Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это, в конечном счете, ведет к экономическому росту.

Второй – в связи со снижением  налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат). В России, например, велики ''недоимки'', которые являются следствием сокращения реального ВВП, а также неплатежей со стороны предприятий и организаций.

Выделяют также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике.

Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости ВНП, его не следует считать исключительным. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике (развал, неэффективность финансовых связей), тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами.

Для федерального бюджета определены две группы источников финансирования дефицита: внешние и внутренние.

Внешние источники определены в  следующих формах:22

- государственные займы, осуществляемые  в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- кредиты правительств иностранных  государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, предоставленных  в иностранной валюте, привлеченные  Российской Федерацией.

Внутренние источники финансирования дефицита определены в следующих формах:23

- кредиты, полученные Российской  Федерацией от кредитных организаций  в валюте Российской Федерации;

- государственные займы, осуществляемые  путем выпуска ценных бумаг  от имени Российской Федерации;

- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- поступления от продажи имущества,  находящегося в федеральной собственности;

- сумма превышения доходов над  расходами по государственным  запасам и резервам;

- изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

Основными причинами устойчивых бюджетных  дефицитов и увеличения государственного долга являются:24

1. Увеличение государственных расходов  в военное время, при различного  рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения.

2. Циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики.

3. Дефицит может быть связан  с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики.

4. Дефицит может отражать кризисные  явления в экономике, ее развал, неэффективность ее финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений.

5. Сокращение налогов в целях  стимулирования экономики.

6. Усиление влияния политического  бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной»  макроэкономической политики увеличения  государственных расходов и снижения  налогов перед очередными выборами.

7. Повышение долгосрочной напряженности  в бюджетно-налоговой сфере в  результате:

- увеличения государственных расходов  на социальное обеспечение и  здравоохранение (преимущественно  в тех странах, где возрастает  доля пожилого населения);

- увеличения государственных расходов  на образование и создание  новых рабочих мест (преимущественно  в тех странах, где возрастает  доля молодого населения).

Отсюда ясно, что в условиях динамично  развивающейся экономики с устойчивыми, а главное – эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в разумных пределах) не страшен.

Считается, что само по себе наличие  дефицита бюджета еще не является сигналом экономического неблагополучия. Очень часто дефицит рассматривается  как важный инструмент экономической политики государства, прежде всего макроэкономического регулирования. Умелое обращение с этим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономических и социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного спроса и доходы, уровень цен, состояние платежного баланса. Поэтому стратегической целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.

В условиях, когда экономика страны развивается динамично и стабильно, бюджетный дефицит, обычно в количественно  допустимых границах не является угрожающим. Его не следует излишне драматизировать, потому что в долг живут и продолжают жить много экономически развитых стран. Правда, при этом количество не должно переходить в негативное качество, то есть сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна переводиться на экономику государства, на налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

Формы участия органов власти и  управления в процессах сокращения дефицита бюджета у каждого государства  разные, но общими для них являются управление налоговой политикой, бюджетным  финансированием и регулированием бюджетов всех уровней в соответствии с экономическим развитием регионов и численностью населения.

Следовательно, дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству  необходимо осуществить расходы  на сумму большую, чем возможный  размер всех его доходов.

Глава 13 БК РФ определяет возможность  наличия дефицита в бюджете и  устанавливает, что превышение доходов  над расходами является дефицитом бюджета.25

Конкретными особенностями развития экономики, которые предопределяют дефицит бюджета, являются:26

- структурная разбалансированность  экономики и несвоевременное  и неэффективное проведение структурных  превращений;

- сохранение значительного количества  нерентабельных государственных  предприятий, которые получают  дотации;

- неэффективный механизм налогообложения субъектов хозяйствования;

- значительный объем теневой  экономической деятельности;

- несоответствующая имеющимся  финансовым возможностям государства  структура бюджетных расходов;

- нецелевое и неэффективное  использование бюджетных средств;

- потери, разбазаривания выработанной  продукции, кражи, приписки, и  др., что не стало объектом эффективного  государственного финансового контроля.

Мировая практика показывает, что  положение в стране считается  контролируемым при бюджетном дефиците 2-5 процентов. Бюджетный дефицит неминуемо ведет к росту внутреннего и внешнего долга страны. Российское законодательство допускает в бюджетах различных уровней наличие определенного размера дефицита, что не считается опасным состоянием и не требует вмешательства государства в регулирование бюджета. Согласно ст. 92 БК РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации; размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 процентов объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 процентов объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета на превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные  дефициты в сумме образуют государственный  долг.

 

5 Концептуальные основы проблемы бюджетного дефицита и практика бюджетного регулирования

Доля затрат на оптимальный состав продукции в организации имеет также положительную динамику. По сравнению с экономической результативностью динамика этого показателя характеризуется более плавным ростом, но он также стабилен.

Информация о работе Концептуальные основы проблемы бюджетного дефицита и практика бюджетного регулирования