Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 13:45, курсовая работа
Актуальность. Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение 3
1 Сущность государственного бюджета, его специфические признаки, функции и задачи 5
2 Роль бюджета в макроэкономическом регулировании 11
3 Принципы построения государственного бюджета. Консолидированный бюджет РФ 17
4 Бюджетный дефицит, причины его возникновения, формы покрытия. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита 20
5 Концептуальные основы проблемы бюджетного дефицита и практика бюджетного регулирования 27
Выводы и предложения 37
Список использованных источников 39
Доля затрат на оптимальный состав продукции в организации имеет также положительную динамику. По сравнению с экономической результативностью динамика этого показателя характеризуется более плавным ростом, но он также стабилен.
Результативность
Это условно-негативный момент, поскольку затраты могут расти за счёт добровольного намерения руководства более усиленно финансировать управление (положительный момент) либо они могут расти вынужденно (отрицательный момент). Если затраты на управление персоналом растут по вынужденным причинам, то необходимо обеспечить тесное взаимодействие уже не секторов, а целых отделов службы управления предприятием.
Доля затрат на оптимальный состав продукции в организации имеет также положительную динамику. По сравнению с экономической результативностью динамика этого показателя характеризуется более плавным ростом, но он также стабилен.
Результативность
Это условно-негативный момент, поскольку затраты могут расти за счёт добровольного намерения руководства более усиленно финансировать управление (положительный момент) либо они могут расти вынужденно (отрицательный момент). Если затраты на управление персоналом растут по вынужденным причинам, то необходимо обеспечить тесное взаимодействие уже не секторов, а целых отделов службы управления предприятием.
Доля затрат на оптимальный состав
продукции в организации имеет
также положительную динамику. По
сравнению с экономической
Результативность управленческо
Это условно-негативный момент, поскольку затраты могут расти за счёт добровольного намерения руководства более усиленно финансировать управление (положительный момент) либо они могут расти вынужденно (отрицательный момент). Если затраты на управление персоналом растут по вынужденным причинам, то необходимо обеспечить тесное взаимодействие уже не секторов, а целых отделов службы управления предприятием.
Доля затрат на оптимальный состав
продукции в организации имеет
также положительную динамику. По
сравнению с экономической
Результативность управленческой деятельности на предприятии – единственный показатель, имеющий само по себе очень маленькое значение, и к тому же, ещё и отрицательную динамику, которая является стабильной (снижение показателя постоянно, без периодов роста). Эта отрицательная динамика является позитивным явлением, поскольку рост дохода идёт более высокими темпами, чем рост численности аппарата управления.
Это условно-негативный момент, поскольку затраты могут расти за счёт добровольного намерения руководства более усиленно финансировать управление (положительный момент) либо они могут расти вынужденно (отрицательный момент). Если затраты на управление персоналом растут по вынужденным причинам, то необходимо обеспечить тесное взаимодействие уже не секторов, а целых отделов службы управления предприятием.
Различают структурный и циклический дефицит бюджета.
Структурный дефицит - это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике и постоянно заданном уровне.
Когда уровень безработицы начинает превышать базовый, то реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. С одной стороны - это происходит отчасти за счет роста выплат пособий по безработице, с другой стороны - за счет сокращений налоговых поступлений. Эта разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом.
Различают также активный и пассивный дефициты.
Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это, в конечном счете, ведет к экономическому росту.
Второй – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат). В России, например, велики ''недоимки'', которые являются следствием сокращения реального ВВП, а также неплатежей со стороны предприятий и организаций.
Выделяют также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике.
Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости ВНП, его не следует считать исключительным. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике (развал, неэффективность финансовых связей), тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами.
Для федерального бюджета определены две группы источников финансирования дефицита: внешние и внутренние.
Внешние источники определены в следующих формах:22
- государственные займы,
- кредиты правительств
Внутренние источники финансиро
- кредиты, полученные
- государственные займы,
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- поступления от продажи
- сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
- изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.
Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:24
1. Увеличение государственных
2. Циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики.
3. Дефицит может быть связан
с необходимостью
4. Дефицит может отражать
5. Сокращение налогов в целях стимулирования экономики.
6. Усиление влияния
7. Повышение долгосрочной
- увеличения государственных
- увеличения государственных
Отсюда ясно, что в условиях динамично
развивающейся экономики с
Считается, что само по себе наличие
дефицита бюджета еще не является
сигналом экономического неблагополучия.
Очень часто дефицит
В условиях, когда экономика страны
развивается динамично и
Формы участия органов власти и
управления в процессах сокращения
дефицита бюджета у каждого государства
разные, но общими для них являются
управление налоговой политикой, бюджетным
финансированием и
Следовательно, дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможный размер всех его доходов.
Глава 13 БК РФ определяет возможность наличия дефицита в бюджете и устанавливает, что превышение доходов над расходами является дефицитом бюджета.25
Конкретными особенностями развития экономики, которые предопределяют дефицит бюджета, являются:26
- структурная
- сохранение значительного
- неэффективный механизм налогообложения субъектов хозяйствования;
- значительный объем теневой экономической деятельности;
- несоответствующая имеющимся
финансовым возможностям
- нецелевое и неэффективное
использование бюджетных
- потери, разбазаривания выработанной
продукции, кражи, приписки, и
др., что не стало объектом
Мировая практика показывает, что положение в стране считается контролируемым при бюджетном дефиците 2-5 процентов. Бюджетный дефицит неминуемо ведет к росту внутреннего и внешнего долга страны. Российское законодательство допускает в бюджетах различных уровней наличие определенного размера дефицита, что не считается опасным состоянием и не требует вмешательства государства в регулирование бюджета. Согласно ст. 92 БК РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации; размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 процентов объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 процентов объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета на превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.
5 Концептуальные основы проблемы бюджетного дефицита и практика бюджетного регулирования
Доля затрат на оптимальный состав продукции в организации имеет также положительную динамику. По сравнению с экономической результативностью динамика этого показателя характеризуется более плавным ростом, но он также стабилен.