Концептуальные основы проблемы бюджетного дефицита и практика бюджетного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность государственного бюджета, его специфические признаки, функции и задачи 5
2 Роль бюджета в макроэкономическом регулировании 11
3 Принципы построения государственного бюджета. Консолидированный бюджет РФ 17
4 Бюджетный дефицит, причины его возникновения, формы покрытия. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита 20
5 Концептуальные основы проблемы бюджетного дефицита и практика бюджетного регулирования 27
Выводы и предложения 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Это условно-негативный момент, поскольку  затраты могут расти за счёт добровольного  намерения руководства более усиленно финансировать управление (положительный момент) либо они могут расти вынужденно (отрицательный момент). Если затраты на управление персоналом растут по вынужденным причинам, то необходимо обеспечить тесное взаимодействие уже не секторов, а целых отделов службы управления предприятием.

Доля затрат на оптимальный состав продукции в организации имеет  также положительную динамику. По сравнению с экономической результативностью  динамика этого показателя характеризуется  более плавным ростом, но он также стабилен.

Результативность управленческой деятельности на предприятии – единственный показатель, имеющий само по себе очень  маленькое значение, и к тому же, ещё и отрицательную динамику, которая является стабильной (снижение показателя постоянно, без периодов роста). Эта отрицательная динамика является позитивным явлением, поскольку рост дохода идёт более высокими темпами, чем рост численности аппарата управления.

Это условно-негативный момент, поскольку  затраты могут расти за счёт добровольного намерения руководства более усиленно финансировать управление (положительный момент) либо они могут расти вынужденно (отрицательный момент). Если затраты на управление персоналом растут по вынужденным причинам, то необходимо обеспечить тесное взаимодействие уже не секторов, а целых отделов службы управления предприятием.

Доля затрат на оптимальный состав продукции в организации имеет  также положительную динамику. По сравнению с экономической результативностью  динамика этого показателя характеризуется более плавным ростом, но он также стабилен.

Результативность управленческой деятельности на предприятии – единственный показатель, имеющий само по себе очень  маленькое значение, и к тому же, ещё и отрицательную динамику, которая является стабильной (снижение показателя постоянно, без периодов роста). Эта отрицательная динамика является позитивным явлением, поскольку рост дохода идёт более высокими темпами, чем рост численности аппарата управления.

Это условно-негативный момент, поскольку  затраты могут расти за счёт добровольного намерения руководства более усиленно финансировать управление (положительный момент) либо они могут расти вынужденно (отрицательный момент). Если затраты на управление персоналом растут по вынужденным причинам, то необходимо обеспечить тесное взаимодействие уже не секторов, а целых отделов службы управления предприятием.

В западной экономической литературе существует несколько точек зрения по проблеме бюджетного дефицита. Некоторые  экономисты полагают, что растущий дефицит бюджета вытесняет частные накопления, идущие обычно на производственное инвестирование, расширение и обновление основных фондов. Поглощение бюджетными дефицитами инвестиционного капитала ухудшает условия получения средств предпринимателями, ведет к снижению темпов экономического роста, препятствует созданию новых рабочих мест. Последствием этого является замедление рассасывания безработицы.

Другие придерживаются противоположных  взглядов, считая, что рост дефицита бюджета смягчает инфляционные процессы. Более того, в начале 80-х гг. существовала и третья точка зрения: ряд экономистов утверждал, что стремительный рост бюджетного дефицита поддерживает высокий уровень номинальных норм процента даже при уменьшении темпов инфляции.27

Государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран.

Очень часто дефицит рассматривается  как важный инструмент экономической  политики государства, прежде всего  макроэкономического регулирования. Умелое обращение с этим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономических и социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного спроса и доходы, уровень цен, состояние платежного баланса.

Высокие процентные ставки вызывают отрицательный эффект в валютной области, приводят к удорожанию товаров  за рубежом, следовательно, ведут к  сокращению производства на экспорт, увеличивают  пассивность торгового баланса, вызывают негативные последствия на рынке труда. Экономический урон в экспортных отраслях тяжело отражается на банковской системе, приводя к банкротству некоторых банков.

Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые страны успешно  решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов и расходов. В первую очередь это страны с развитыми рыночными отношениями. Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет мощная законодательная база, защищающая национального производителя. Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых мер в государстве.

Также необходимо отметить более детальный  подход к изучению бюджетного дефицита в странах с развитыми рыночными  отношениями. Выявление скрытого дефицита, анализ причин его возникновения, а  так же рассмотрение зависимостей связанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре (структурный дефицит) и в цикличности (циклический дефицит), позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление. Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче.

Как показывает мировой опыт, бюджетный  дефицит является проблемой международной  и присутствует в бюджетах всех стран  с развитыми рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами многих стран, в том числе и правительством Соединенных Штатов Америки, самой мощной и экономически развитой страны в мире.28

В большинстве развитых стран широкое  распространение в практике государственного регулирования экономики получила теория циклического балансирования бюджета. Основы этой теории были заложены Дж. Кейнсом в 30-е гг. Именно кейнсианская теория отвергла необходимость ежегодно сбалансированного бюджета. Она фактически легализовала бюджетные дефициты для стимулирования экономики. Суть теории циклического балансирования бюджета состоит в том, что во время экономического спада для стимулирования экономического роста государство обязано сократить налоги и увеличить расходы. Государство должно компенсировать резкое падение спроса и воспрепятствовать уменьшению государственных расходов. При этом неизбежно возникнет дефицит бюджета. В течение фазы экономического подъема государство рассчитывается по долгам за счет повышенных ставок налогообложения или за счет увеличения налоговых поступлений вновь заработавших предприятий. Таким образом, к концу экономического цикла бюджет становится сбалансированным. Балансирование осуществляется на протяжении цикла: избыток бюджетных средств в фазе подъема компенсирует бюджетный дефицит в фазе кризиса.

При этом большая роль отводится «встроенным стабилизаторам» (прогрессивная система налогообложения, трансфертные платежи государства - социальные выплаты, пособия по безработице и др.). С их помощью размер совокупного спроса способен автоматически снижаться или расширяться в зависимости от фазы цикла в противоположном движению конъюнктуры направлении. Например, при спаде деловой активности в результате снижения совокупного дохода происходит автоматическое сокращение налоговых поступлений и увеличение определенных видов трансфертных платежей, что приводит к образованию циклического дефицита и частично компенсирует сокращение совокупного спроса. В условиях подъема экономики происходит обратное - увеличиваются налоговые платежи, сокращаются трансфертные платежи.29

В рамках многих современных теорий, в частности теории компенсирующегося бюджета, считается невозможным, да и не нужным добиваться его сбалансированности. Если учитывать, что в современных условиях действуют устойчивые факторы, увеличивающие дефицит бюджета, то необходимо более полно использовать государственный кредит как законный источник доходов бюджета. Именно государственный кредит, по мнению представителей этой теории, способен не только компенсировать разрыв доходов и расходов, но и притянуть на себя излишнюю часть сбережений и инвестировать ее в экономику.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой правительство  стремится балансировать бюджет в более долгосрочной перспективе - на циклической или функциональной основе. В условиях переходной экономики, когда ситуация в целом менее предсказуема, правительство вынуждено ежегодно балансировать бюджет. Поэтому не случайно в Бюджетном кодексе РФ отмечается, что федеральный, региональный или местный бюджет не могут быть приняты с профицитом или дефицитом, должна осуществляться ежегодная балансировка бюджета. Это, конечно, менее эффективный способ, поскольку он ведет к снижению степени встроенной стабильности экономики, вызывает частые колебания налоговых ставок, снижает инвестиционную активность, а также эффективность распределения доходов. Однако в некоторой степени он оправдан, поскольку в условиях переходной экономики ситуация является менее предсказуемой.30

Для того, чтобы определить воздействие  бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, нужно оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным.

Государство обязано формировать  свою бюджетную политику таким образом, чтобы добиться сокращения бюджетного дефицита.

Существование бюджетного дефицита требует  постоянного поиска путей его преодоления и, в идеале, сбалансирования доходов и расходов бюджета. Конкретные мера государства в этом направлении могут быть разными, но в результате сводятся к созданию возможностей роста доходов и сокращения расходов бюджета. С этой целью необходимо:31

- усовершенствовать налоговую  систему, обеспечить оптимальный  уровень налоговых изъятий для  формирования бюджетов всех уровней  и создание благоприятных условий  для предпринимательской деятельности;

- усилить ответственность субъектов  ведения хозяйства и их руководителей, в частности личностную имущественную и криминальную, за соблюдение требований налогового законодательства, своевременность и полноту расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

- усовершенствовать инструменты  привлечения к инвестиционной сфере личных сбережений населения;

- обеспечить финансовую поддержку  малого и среднего бизнеса  путем разработки и выполнения  целевых программ развития малого  и среднего предпринимательства;

- внедрить жесткий режим экономии  бюджетных средств;

- перейти от бюджетного финансирования  к системе предоставления субсидий, субвенций, инвестиционных ссуд  субъектам ведения хозяйства;

- внедрить научно обоснованную  систему прогнозирования показателей,  которые берутся за основу  формирования доходов и расходов бюджета, использовать при бюджетном планировании нормативы бюджетной обеспеченности;

- создать благоприятные экономические  условия для субъектов хозяйствования  путем уменьшения налоговой давки;

- широкое привлечение в страну  иностранного капитала;

- сокращение объемов государственного  сектора экономики и, соответственно, бюджетного финансирования;

- снижение расходов на управление  и т. п.

Сущность государственного бюджета  любой страны определяется ее социально-экономическим  строем, природой, задачами и функциями государства. Целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.

При разработке стратегий бюджетно-налоговой  политики РФ необходимо оценивать возможные  результаты с точки зрения динамики уровня инфляции, величины «эффекта вытеснения» и состояния платежного баланса при сопоставлении следующих основных вариантов финансирования бюджетного дефицита:32

- кредитно-денежной эмиссии (монетизации);

- долгового финансирования (внутреннего  и внешнего);

- увеличения налоговых поступлений.

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж –  доход государства от печатания  денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над  темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах – например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. Дефицит госбюджета, который непосредственно финансируется Центральным банком, оказывает сильное отрицательное воздействие на платежный баланс, поскольку происходит рост предложения денег, и на руках населения накапливается избыток наличных средств.

Монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех  случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает  льготное финансирование из иностранных  источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны.

Информация о работе Концептуальные основы проблемы бюджетного дефицита и практика бюджетного регулирования