Конъюнктура мирового рынка золота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:12, реферат

Описание работы

На всех этапах эволюции экономической системы изменялась роль золота в соответствии с политикой, проводимой правительствами стран, при этом производство, обращение и использование драгоценных металлов всегда выступали важным фактором обеспечения стабильности национальной экономики. В современных условиях золото перестало быть основой денежного обращения, но является составной частью золотовалютных резервов государств и необходимым ресурсным компонентом важнейших отраслей: электроники, телекоммуникаций, приборостроения, медицины. Поэтому существует потребность в организации рынка золота, эффективность функционирования которого оказывает воздействие на финансовый рынок и на структуру экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОНЪЮНКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА ЗОЛОТА……………………………………………….4
1.1 Понятие и виды конъюнктуры рынка
1.2 Факторы, определяющие конъюнктуру рынка…………………………...6
1.3 Источники информации, методы измерения и показатели конъюнктуры рынка ……………………………………………………………………………9

2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЪЮНКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА ЗОЛОТА………………………………………………………………………..12
2.1 Особенности мирового рынка золота…………………………………….12
2.2 Факторы, влияющие на стоимость золота……………………………….14
2.3 Добыча и потребление золота в мире…………………………………...16
2.4 Динамика мировых цен на золото………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………28

Файлы: 1 файл

реферат по фин рынкам.docx

— 282.78 Кб (Скачать файл)

           Соотношение  спроса и предложения и его  динамические сдвиги относятся  к числу исключительно важных  характеристик рынка. Однако в  конъюнктурном анализе редко  удается непосредственно сопоставить  объемы спроса и предложения.  Такую возможность предоставляет  баланс спроса и предложения,  но он строится только по  всей совокупности товаров и  услуг. На товарной бирже соотношение  спроса и предложения определяется  по объемам заявок на продажу  и на покупку. При оценке  пропорций рынка отдельного товара  статистика вынуждена опираться  на косвенные оценки соотношения  спроса и предложения с помощью  конъюнктурных индикаторов, к  которым относятся цены и товарные  запасы, точнее, их изменения в  динамике.

           Таким  образом, развитие конъюнктуры  определяется воздействием  многочисленных  факторов, в числе которых денежные  доходы и предпочтения потребителей, соотношение спроса и предложения,  цены на товары и услуги, налоги  и т.д. Характер воздействия  каждого из факторов имеет  существенное различие по силе  и масштабам воздействия, по  времени и направленности действия, по самой его природе.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА

           

При выборе источников информации следует  руководствоваться наличием в них  логико-аналитического основания. В  качестве источника данных для конъюнктурного анализа используются статистические данные производства, товарооборота  и товарных запасов, цен, финансов, социально-демографической  политики и данные других источников. Для сбора дополнительной информации применяются методы выборочного  наблюдения, специальные моментные  или периодические исследования. Большую роль в сборе специфической  конъюнктурной информации играют: сеть торговых корреспондентов, система  опорных пунктов, проведение выставок продаж, ярмарок. Источниками конъюнктурной  информации служат здесь для справки  о конъюнктурной обстановке, представляемые торговыми корреспондентами (продавцами, товароведами, административными работниками  предприятий и т.д.). В вышестоящие  звенья управления поступает так  называемая сигнальная информация от подчиненных подразделений и  предприятий. Проводятся также тенденциальные опросы специалистов. При организации тенденциального опроса в состав опрашиваемых входят руководители и видные специалисты промышленных и торговых фирм и предприятий, маркетинговых служб, которые в специально разработанной анкете спрашивают о положении и перспективах  соответствующей отрасли на рынке; опрашиваются также владельцы домашних хозяйств о склонности к покупкам. Опрошенные лица представляют конъюнктурные справки, где содержатся ответы на поставленные вопросы. Справки сводятся, статистически обрабатываются и анализируются.

            В целях изучения рыночной  конъюнктуры наряду с использованием  государственной и внутрифирменной  отчетности широко применяются  методы опроса (интервьюирования  и анкетирования) специалистов  и покупателей. Для конъюнктурных  оценок целесообразно использовать  методы экспертных оценок. В практике  конъюнктурного анализа применяют  метод «Дельфи», метод «мозгового штурма», метод синектики  и некоторые другие.

Метод «мозгового штурма» считается  более оперативным и достаточно надежным для конъюнктурных оценок.  Отбирается группа квалифицированных  специалистов, а оценки и выводы делаются в ходе заседания. Все присутствующие делятся на две группы: первая генерирует идеи и оценки, вторая – их анализирует. Поощряется  свободный обмен мнениями, запрещаются критические высказывания. Чем больше вариантов, тем выше вероятность  появления ценной идеи, с которой  согласится большинство участников.

Суть метода «Дельфи» в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположных позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Дает возможность проводить опрос, не собирая экспертов в одном месте.                       

Таким образом, метод «Дельфи» способствует выработке независимости мышления членов группы и обеспечивает спокойное и объективное  изучение проблем, но это  требует достаточно много времени и организационных усилий.

Иногда практикуется метод синектики (соединение различных и заведомо не соответствующих друг другу элементов). Собираются специалисты из разных сфер деятельности. Каждый из участников воспринимает совещание как состязание и вносит продуманную заранее идею. Принимается наиболее реальная идея, получившая поддержку большинства.

Итак, метод «Дельфи», метод «мозгового штурма», метод синектики  и другие методы широко используются в конъюнктурных исследованиях, в частности в целях определения и прогнозирования покупательского спроса.

Все факторы формирования и развития конъюнктуры находят свое выражение  в определенных показателях. Эти  показатели дают возможность соизмерить состояние экономики в целом  или ее отдельных отраслей.  Круг показателей конъюнктуры изменяется в зависимости от объекта исследования.

Система показателей включает девять субблоков, которые в свою очередь объединяют некоторое число конкретных показателей, характеризующих те или иные стороны и проявления рыночной конъюнктуры.

 

    1. Предложение товаров оценивается по следующим показателям.
    • Объем, структура и динамика предложения.
    • Производственный и сырьевой потенциал предложения.
    • Эластичность предложения.
    1. Покупательский спрос на товары характеризуется следующими показателями.
    • Спрос, дифференцированный по степени удовлетворения, вектору изменения, формам образования, покупательским намерениям, состоянию рынка и месту покупки.
    • Потребительский потенциал – емкость рынка средств  производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынка услуг.
    • Эластичность спроса.
  1. Пропорциональность  рынка предполагает определение таких показателей как соотношение спроса и предложения, соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг, товарная структура товарообмена  (продажи, услуг), раздел (доля) рынка между производителями, структура продавцов и  покупателей, а также региональная структура рынка.
  1. Тенденция развития рынка оценивается по темпам роста, векторам и параметрам трендам продаж, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли.
  2. Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка предполагает знание следующих показателей.
    • Коэффициенты вариации продаж, цен товарных запасов во времени и  пространстве.
    • Параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка.
  1. Региональные различия состояния и развития рынка выявляются по следующим показателям.
    • Региональная вариация соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка.
    • Региональная вариация уровня спроса.
    • Региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка.
    1. Деловая активность оценивается следующими показателями.
    • Портфель заказов, его состав, эаполненность и динамика.
    • Число, размер, частота и динамика сделок.
    • Степень загруженности производственных мощностей.
    1. Коммерческий (рыночный) риск  включает следующие оценки.
  1. Масштаб рынка, уровень монополизации и конкуренции предусматривает число фирм, выступающих на рынке, общий объем реализации товара, размеры фирм, уровень приватизации, раздел рынка, доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.

          Данная  система показателей включает  в себя не только специфические  показатели конъюнктуру, но и  ряд показателей статистики рынка  из других блоков. Особенностью  показателей  конъюнктуры является  использование в их качестве  параметров статистических моделей,  отражающих  тенденции и цикличность  рынка.

          Таким  образом, круг показателей конъюнктуры  настолько обширен, что практически  невозможно перечислить и тем  более использовать все эти  показатели при анализе и прогнозе  развития конъюнктуры. Поэтому  необходимо отбирать такие показатели, которые наиболее близко отражают  силу и активность действия  соответствующего фактора. 

           После  анализа материала  первой  главы можно сделать вывод,  что конъюнктура – это сложная  система взаимосвязей,  состояние  которой определяется действием  статистических и динамических  факторов. Все эти факторы находят   свое выражение в определенных  показателях. Существует много  методов, которые применяются  в практическом  анализе рыночной  конъюнктуры. На результатах исследования  конъюнктуры рынка разрабатываются  стратегии и планы действий  фирм. 

 

 

2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЪЮНКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА ЗОЛОТА

 

2.1 ОСОБЕННОСТИ МИРОВОГО РЫНКА ЗОЛОТА

            

Рынки золота – это центры торговли золотом, где концентрируется спрос  и предложение этого металла  и осуществляется его регулярная купля-продажа. Мировой рынок золота в широком плане охватывает всю  систему циркуляции этого драгоценного металла в масштабах мира  - производство, распределение, потребление. Иногда это понятие рассматривается  и в более узком плане –  в качестве рыночного механизма, обслуживающего куплю-продажу золота как товара на национальных и международном  уровнях. При этом следует иметь  в виду, что, когда речь идет об основных особенностях и параметрах рынков золота обычно подразумевается, во- первых, купля-продажа  наличного металла в слитковой  форме и, во-вторых, оптовые методы торговли этими слитками. Соответственно, особенности торговли так называемым «бумажным золотом» анализируются  в рамках деятельности золотых бирж.

            Особенностями рынка золота является  также то, что, золото используется  фактически всеми государствами  в качестве страхового и резервного  фонда. Учтенные государственные  запасы золота, сосредоточенные  в Центральных банках и резервах  МВФ, составляет более 31000 т.  значительная часть этих запасов  может быть выставлена на продажу.  Еще большие объемы золота  имеются у населения (ювелирные  украшения, монеты и др.). Часть  этого золота – по крайне  мере, в виде лома – тоже  поступает на рынок. В результате  получается следующее: основная  доля в предложении золота  приходится на его добычу. Но  объемы добычи  обладают значительной  инерционностью, соответственно предложение  добытого золота из года в  год имеет относительную небольшую  вариацию – значительно меньшую,  чем предложение золотого лома, продажа золота банками и инвесторами.

           Основными  потребителями наличного золота  является ювелирная промышленность, спрос в которой в значительной  степени определяется  ценой золота: чем ниже цена, тем выше спрос.  Но эта закономерность действует  в периоды мирового экономического  подъема, а в периоды спада  спроса в ювелирной промышленности  уменьшается и при относительно  низких ценах.

           Сложилась  следующая любопытная особенность.  Золотодобытчики, поставляя основные  объемы золота на мировой рынок,  обладают сравнительно малыми  возможностями влиять на цену  товара чисто экономическими  методами – изменением объемов  предложения при изменениях цен.  Им остается два пути. Первый  из них – воздействовать на  политику международных банков  с целью снижения и упорядочения  последними объемов регулярных  продаж золота. Второй – приспосабливаться  к большим колебаниям цен, уметь  так снижать удельные издержки  в периоды падения цен, чтобы  и в этих случаях обеспечит рентабельность производства.

             Таким образом, покупатели диктуют  объем спроса, а продавцы ему  подчиняются – такова современная  расстановка сил на мировом  рынке золота.

 

 

2.2 ФАКТОРЫ,  ВЛИЯЮЩИЕ НА СТОИМОСТЬ ЗОЛОТА

           

 Формирование цены на золото – это многофакторный процесс, протекающий под действием совокупности фундаментальных, технических, спекулятивных факторов. Отправной точкой в нем является соотношение спроса и предложения на золото. В результате взаимосвязи этих показателей устанавливается равновесная цена. При этом, судя по имеющемуся опыту, рыночная конъюнктура золота в гораздо большей степени зависит от состояния и тенденции спроса, чем от объема текущего предложения.

Основными источниками предложения золота служат:

    • новая добыча;
    • детезаврация (продажи из государственных и частных резервов золота);
    • переработка вторичного золотосодержащего сырья;
    • форвардные продажи;
    • контрабандные поставки;
    • государственные запасы центрального банка ы международных финансовых организаций.

Основными источниками спроса драгоценного металла выступают:

    • ювелирная промышленность;
    • электронная промышленность;
    • медицина (особенно стоматология);
    • инвесторы;
    • спекулянты.

Информация о работе Конъюнктура мирового рынка золота