Конъюнктура мирового рынка золота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:12, реферат

Описание работы

На всех этапах эволюции экономической системы изменялась роль золота в соответствии с политикой, проводимой правительствами стран, при этом производство, обращение и использование драгоценных металлов всегда выступали важным фактором обеспечения стабильности национальной экономики. В современных условиях золото перестало быть основой денежного обращения, но является составной частью золотовалютных резервов государств и необходимым ресурсным компонентом важнейших отраслей: электроники, телекоммуникаций, приборостроения, медицины. Поэтому существует потребность в организации рынка золота, эффективность функционирования которого оказывает воздействие на финансовый рынок и на структуру экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОНЪЮНКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА ЗОЛОТА……………………………………………….4
1.1 Понятие и виды конъюнктуры рынка
1.2 Факторы, определяющие конъюнктуру рынка…………………………...6
1.3 Источники информации, методы измерения и показатели конъюнктуры рынка ……………………………………………………………………………9

2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЪЮНКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА ЗОЛОТА………………………………………………………………………..12
2.1 Особенности мирового рынка золота…………………………………….12
2.2 Факторы, влияющие на стоимость золота……………………………….14
2.3 Добыча и потребление золота в мире…………………………………...16
2.4 Динамика мировых цен на золото………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………28

Файлы: 1 файл

реферат по фин рынкам.docx

— 282.78 Кб (Скачать файл)

Основными факторами, влияющими на формирование цены на золото, являются:

    1. соотношение спроса и предложения;
    2. инфляционные ожидания;
    3. система валютных курсов;
    4. система процентных ставок;
    5. изменение доходности альтернативных финансовых инструментов.

На стоимость золота в разные периоды времени влияют разные факторы (рис.1). Цена золота, начиная с 1999г., имеет тенденцию к повышению.

 

Рисунок 1-Динамика среднегодовой цены золота в период 2001 – 2008гг.

 

В целом повышение цена золота начиная  с 1999 г. связано с постоянным ростом спроса на данный металл, поскольку  на фоне высоких цен на нефть и  нестабильности на валютном рынке золото является практически единственным надежным финансовым активом, в который  можно вкладывать средства от продажи  нефтедолларов или переводить для  страхования от возможных рисков.

В 2001 г. росту цен препятствовало поведение ювелиров и других потребителей промышленного золота, которые во многих случаях сократили спрос  на дорожающее золотое сырье, предпочитая  использовать имеющиеся запасы. Аналогичное  влияние только со стороны предложения  оказала ситуация в сфере переработки  золотого лома. С одной стороны, дорожавший металл стимулировал сдачу устаревших изделий на переплавку, но, с другой стороны, поставка на рынок возросшего объема слитковой продукции влияла на цену уже в сторону снижения.

Возможно, процесс торможения «повышательной»  тенденции цены золота продолжился  бы и далее, если бы не два существенных обстоятельства, которые нейтрализовали сдерживающие факторы и вывели цену золота на траекторию уже более или  менее регулярного роста. Обострение международной политической и экономической  обстановки вызвало растущее беспокойство частных инвесторов и тезавраторов, которые скупили рекордное количество (по весу) золотых слитков и монет. После событий 11 сентября 2001 г. спрос на них в 3 – 4 раза превысил показатели предшествующего года. Определенную поддержку ценам на золото оказывал опережающий рост котировок акций золотодобывающих компаний: в 2001 г. значительная часть недропользователей заявила о стабильных финансовых результатах.

Инвестиционно-тезаврационный спрос, все более набиравший силу, неизбежно толкал цену драгоценного металла в сторон повышения, однако еще сильнее повлияло на подорожание золото падение курса американского доллара по отношению к другим валютам.

Мировая цена золота традиционно фиксируется  в американских долларах, поэтому  курсовой фактор не действует лишь на территории США. Во всех остальных  странах величина местной цены золота обязательно зависит от курса  валюту данной страны к доллару США  и меняется вместе с колебаниями  этого курса. При прочих равных условиях снижение курса местной валюты к  американскому доллару (его подорожание) повышает уровень местной цены, тогда как рост курса местной валюты ведет к снижению уровня цены металла.

Мировая цена на золото может расти  не только под влиянием курсового  фактора, но и от уровня складывающейся мировой цены, Если в международных  центрах цена золота растет быстрее, чем снижается курс американского  доллара к другим валютам, то местные  цены не снижаются, а тоже растут, но медленнее, чем на мировом рынке.

Что касается добычи золота, то этот фактор оказывает незначительное воздействие  на его стоимость на бирже, тогда  как основной спрос и предложение  зависят именно от цены на нефть.

Пока на мировых финансовых рынках будет наблюдаться избыток «горячих денег», в основном выручки от продажи  нефти, спрос на традиционные инструменты  вложения средств будет сохраняться. Таким образом, несмотря на возможные6 коррекционные движения цены золота вниз, восходящее движение его стоимости  сохранится.

 

 

 

2.3 ДОБЫЧА И ПОТРЕБЛЕНИЕ ЗОЛОТА В МИРЕ

 

          Золото  добывают более чем в 80 странах, но более двух третей добычи обеспечивают всего восемь из них. Это страны, где она превышает 100 т в год: ЮАР, США, Китай, Австралия, Перу, Россия, Индонезия и Канада.

            В 2001 г. добыча драгоценного металла в мире достигла своего пика (2644 т), и с этого времени она, хоть и непоследовательно, со взлетами и падениями, но в общем снижается (рис.2). В 2007 г. мировой объем добычи золота сократился по сравнению с 2001 г. почти на 7%.

Рисунок 2-Динамика мировой добычи золота в 1998-2007 гг., тонн

 

            В течение многих лет лидером  в добыче золота была ЮАР,  в 2006 г. здесь извлечено из недр почти 300 т металла (рис.3). Но в 2007 г. добыча в стране упала по сравнению с предыдущим годом на 9%, и она впервые за сто лет уступила лидерство, которое захватил Китай, добывший 280,5 т драгоценного металла.

            В целом падение добычи золота  наблюдается во всех старых  золотодобывающих регионах и  связано, главным образом, с  ухудшением качества руд и  увеличением глубины отработки  месторождений. Единственным регионом, где добыча растет, является Азия. Так, в 2007 г. Китай увеличил добычу по сравнению с 2006 г. на 33 т. В Индонезии добыча на руднике Грасберг (Grasberg), принадлежащем компании Freeport McMoRan, выросла на 30 т.

 

Рисунок 3-Динамика добычи золота в главных странах-продуцентах в 2005-2007 гг., тонн

 

            Самым крупным продуцентом золота  в мире в 2007 г. оставалась канадская компания Barrick Gold с уровнем годовой добычи 250,7 т (рис.4). Лидирующее положение компания заняла в 2006 г., после того как ввела в эксплуатацию рудники Лагунас-Норте (Lagunas Norte) в Перу и Веладеро (Veladero) в Аргентине. Большинство же ведущих золотодобывающих компаний в последние годы снизили производства золота.

          Мировой  рынок золота отличается низкой  степенью монополизации. Четыре  крупнейшие компании с объемом  добычи более 100 т в год обеспечивают менее 30% суммарной добычи. В золотодобыче участвует значительное число средних и мелких компаний, на долю которых приходится более 55% производства металла.

 

Рисунок 4-Динамика производства золота ведущими мировыми компаниями в 2003-2007 гг., тонн

          

Большая часть золота (более 65%) находит  применение в ювелирной промышленности, около 14% – в других отраслях промышленности, в том числе высокотехнологичных. Кроме того, золото по-прежнему используется и частными лицами, и различными компаниями и фондами, и государством как средство накопления и инвестиций: около 19% благородного металла в  виде слитков участвует в тезаврации, применяется для изготовления монет и медалей и т.д. (рис.5).

           Основная  часть золота, приходящегося на  долю ювелирной промышленности, потребляется в Юго-Восточной  Азии, в том числе в Индии,  поставляющей на мировой рынок  самое большое количество ювелирного  «ширпотреба», и в Китае, переживающем  бурный рост доходов населения.  Значительный рост потребления  золота наблюдался в 2007 г. и в странах Ближнего Востока.

           В  промышленно развитых странах  Европы, Северной Америки, а также  в Австралии потребление золота  в 2007 г. существенно снизилось. Падение спроса на ювелирные изделия в США ввиду ослабления национальной экономики и подъема цен на золото было особенно заметным – по сравнению с предыдущем годом покупки золота в ювелирных изделиях сократились более чем на 40 т. В Европе потребление уменьшилось на 5%, главным образом из-за понижения спроса в Италии. В России в 2007 г. отмечался рост потребления золота на 14 т (рис.6), что связано с притоком дешевого металла из Турции.

           Основные  страны-потребители золота четко  подразделяются на две группы. С одной стороны - это группа  технически развитых стран. Они  сравнительно широко используют  золото в различных областях  техники и промышленных отраслях, а также и для изготовления  ювелирных изделий. Среди стран,  лидирующих в использовании золота  в технических целях: - Япония, США  и Германия. Здесь золото выступает  как индикатор развития высоких  технологий в электронной и  электротехнической, космической, приборостроительной  промышленности и т.д.

           Другой  группой государств являются  те страны, в которых львиная  доля золота, а иногда и вся  его масса потребляется на  нужды только ювелирной промышленности. Среди них: в Европе - Италия, Португалия; в Юго-Восточной Азии - Китай, Индия  и страны островной Азии (Индонезия,  Малайзия); на Ближнем Востоке,  Малой Азии и Северной Африки - Арабские Эмираты, Израиль, Кувейт, Египет.

             На долю главного продуцента  ювелирных изделий в Европе - Италии  приходится 15.6% золота, использованного  в мировой ювелирной промышленности; на основного азиатского производителя  золотых украшений - Индию приходится 15.2% золота.

             В России на технические нужды  расходуется 15-17 т золота (55-60% всего  количества металла, потребленного  в стране), а на изготовление  ювелирных изделий – примерно 12 т (40-45%). Доля России среди  стран-потребителей золота составляет  около 1.0%. По этому показателю  Россия находится в одном ряду  с такими странами, как Испания,  Мексика, Бразилия, Кувейт и др.

             По мере того, как золото теряло  свои монетарную и сберегательную  функции, структура его потребления  в мире по отраслям экономики  начала меняться. Все больше этого  металла поступает теперь на  нужды промышленности. За последние  15 лет мировое потребление золота  ювелирной промышленностью возросло  в 2 раза – примерно до 3 тыс.  тонн в год. На ювелирные  изделия уходит 85 проц. всего продаваемого  золота. Причем более 70 проц. от  уровня мирового потребления  приходится на страны Азии  и Среднего Востока, традиционно  любящие золотые украшения.  
           Велик спрос на желтый металл и со стороны других отраслей промышленности. Более половины соответствующего объема приходится на электронную промышленность (выпуск электро-, радио- и видеоаппаратуры), почти 20 проц. поглощает зубопротезирование, остальное приходится на разнообразное промышленно-бытовое потребление – изготовление тканей с золотыми нитями, золочение одежной фурнитуры и т.д.

Рисунок 5-Структура потребления золота в мире в 2007 г., тонн

 

 

Рисунок 6-Динамика потребления золота (включая скрап) в регионах мира в 2003-2007 гг., тонн

         

 В 2006 г., как и в предыдущие годы, основной объем золота, участвующего в мировой торговле, поступал не из стран – продуцентов первичного металла (Китая, ЮАР, Австралии, Канады и др.), а из стран-реэкспортеров. В 2006 г. Швейцария экспортировала рекордное количество золота – 966 т; второй была Саудовская Аравия – около 450 т. Надо отметить, что объем реэкспортных операций в 2006 г. (около 1500 т) существенно сократился по сравнению с предыдущими годами.

             Золото импортируют все добывающие  страны (за исключением ЮАР), а  также все страны-реэкспортеры. Среди золотодобывающих стран в 2006 г. выделялись США – их импорт составил 263 т. Лидерами импортных операций выступают, как и ранее, Швейцария и Великобритания, затем Индия, Италия и Турция. Последние три страны используют значительное количество золота для изготовления дешевых ювелирных изделий.

             Начиная с 2002 г., параллельно со снижением добычи, цена на золото на мировом рынке драгоценных металлов устремилась вверх и выросла за период 2002-2007 гг. почти в 2,5 раза. Однако рост не был обусловлен превышением спроса над предложением – напротив, начиная с 2004 г. на рынке предлагалось золота больше, чем требовалось (рис.7). В такой ситуации цены должны были бы снижаться, однако этого не происходило.

             Ключевым фактором ценообразования  в этот период оказалась спекулятивная  активность различных инвестиционных  фондов и компаний, крупных и  мелких частных инвесторов.

 

Рисунок 7-Динамика спроса и предложения золота на мировом рынке (тонн, левая шкала) и цен на него (дол./г, правая шкала) в 2002-2007 гг.

             

              Только за 2007 г. цена золота выросла на 15% и сместилась за пределы исторических значений, а в марте 2008 г. достигла рекордной отметки в 31,18 дол./г. Причиной столь стремительного роста по-прежнему являлся неугасающий интерес к золоту со стороны инвесторов. Однако начиная с середины года влияние на цены начал оказывать мировой финансовый кризис, снизивший активность биржевых игроков, и перегретые цены понемногу стали «остывать»

. Итак, географическая  структура добычи золота в  мире за последнее время   радикально изменилась. Крупным  продуцентам золота по-прежнему  остаются ЮАР США и Австралия. Основными потребителями золота являются: ювелирная промышленность; электронная и другие отрасли экономики; стоматологическая промышленность и медицина; частные тезавраторы и инвесторы.

 

 

 

 

2.4  ДИНАМИКА ЦЕН НА ЗОЛОТО МИРОВЫХ

 

Через несколько лет после отмены в 1971 г. золотого обеспечения доллара  динамика цен на золото стала выглядеть  так же, как и динамика цен на цветные металлы: цикличный характер, при котором быстрый рост цен  сменяется их затяжным падением.

Рисунок 8 – Динамика среднегодовых цен на золото в Лондоне (рынок наличных контрактов), долл. за тройскую унцию и фунтах за тройскую унцию

 

          При  анализе динамики цен на золото  за последние 20 лет вырисовывается  следующая картина. 80-90-е годы  прошлого столетия для мирового  рынка золота прошли под знаком  снижения цен на этот металл. Продолжительность спада цен  может составлять от 2 (1984-1985 гг.) до 4-5 (1988-1992 и 1997-2001 гг.) лет. Величина  спада по сравнению с достигнутым  до этого пиком несколько превышает  100 долл./тр. унцию: 424 долл./тр. унцию  в 1983 г. и 317,66 долл./тр. унцию  в 1985 г.; 477,95 долл./тр. унцию в 1987 г. и 344,97 долл./тр. унцию в 1992 г.; 389,08 долл./тр. унцию в 1996 г. и  271,04 долл./тр. унцию в 2001 г. Последний   из  выделенных  периодов  характеризуется   самыми  низкими ценами и максимальной  длительностью  падения. 
          Фиксация лондонских котировок на 400-долларовом рубеже в январе-феврале 1996 года была весьма кратковременной, после чего цена золота практически все время шла вниз, достигнув 20 июля 1999 года самого низкого уровня за последние 20 лет – 252,8 доллара за тройскую унцию. Хотя к концу 1999 года цены несколько повысились, в целом тенденция к их снижению сохранялась вплоть до апреля 2001 года, когда среднемесячная цена составила 260,5 доллара за унцию. Это обусловлено многими факторами, среди которых основными были три:

Информация о работе Конъюнктура мирового рынка золота