Консолидированный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы заключается в том, что экономическая ситуация в стране, несмотря на некоторое снижение темпов инфляции, продолжает оставаться крайне сложной. Скорее всего, нам предстоит ожидать от властей реформирования финансовой системы нашей страны, изменения основ финансового, бюджетного, налогового законодательства. Таким образом, изменения произойдут и на уровне субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования работы является бюджетно-финансовая система России на современном этапе её развития.
Предмет исследования – консолидированный бюджет субъекта федерации.
Цель работы: изучение сущности и особенностей консолидированного бюджета субъекта федерации.

Содержание работы

Введение
1.Консолидированный бюджет субъекта федерации в структуре бюджетной системы России
1.1 Понятие консолидированного бюджета
1.2 Основы бюджетного устройства Российской Федерации
1.3 Сущность, структура и функции консолидированного бюджета субъекта федерации
2. Консолидированный бюджет субъекта федерации и бюджетный федерализм. Формирование доходов консолидированного бюджета региона
2.1 Понятие бюджетного федерализма
2.2 Российская модель бюджетного федерализма
2.3 Особенности консолидированного бюджета субъекта федерации в системе бюджетного федерализма России
2.4 Доходы консолидированного бюджета субъекта федерации, как объект планирования и управления
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Консолидированный бюджет РФ.docx

— 71.33 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

1.Консолидированный бюджет субъекта федерации в структуре бюджетной системы России

               1.1   Понятие консолидированного бюджета

         1.2 Основы бюджетного устройства Российской Федерации

          1.3 Сущность, структура и функции консолидированного бюджета субъекта федерации

2. Консолидированный  бюджет субъекта федерации и  бюджетный федерализм. Формирование доходов консолидированного бюджета региона

             2.1 Понятие бюджетного федерализма

             2.2 Российская модель бюджетного федерализма

            2.3 Особенности консолидированного бюджета субъекта федерации в системе бюджетного федерализма России

            2.4 Доходы консолидированного бюджета субъекта федерации, как объект планирования и управления

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу образования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов Федерации.

Данные взаимоотношения сформировываются между органами государственной власти субъектов Федерации и населением, проживающим на территории данного субъекта Федерации и хозяйствующими субъектами.

А также финансы субъекта Российской Федерации включают и консолидированный бюджет данного субъекта Федерации.

Актуальность темы данной работы заключается  в том, что экономическая ситуация в стране, несмотря на некоторое  снижение темпов инфляции, продолжает оставаться крайне сложной. Скорее всего, нам предстоит ожидать от властей реформирования финансовой системы нашей страны, изменения основ финансового, бюджетного, налогового законодательства. Таким образом, изменения произойдут и на уровне субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования работы является бюджетно-финансовая система  России на современном этапе её развития.

Предмет исследования –  консолидированный бюджет субъекта федерации.

Цель работы: изучение сущности и особенностей консолидированного бюджета субъекта федерации.

 

1.Консолидированный бюджет субъекта федерации в структуре бюджетной системы России

1.1 Понятие консолидированного  бюджета

В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе  политики. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие  на образование и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет - роспись денежных доходов  и расходов на определенный период, утвержденная в установленном порядке. Бюджет является основным инструментом проверки сбалансированности, соответствия прихода и расхода экономических  ресурсов. В зависимости от экономического субъекта, применительно к денежным средствам, которого составляет бюджет, различают государственный бюджет, региональный бюджет, местный (муниципальный) бюджет. 1

Бюджет (budget) - в бюджетном законодательстве Российской Федерации форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В России бюджет учрежден в 1862 г. при  осуществлении финансовых реформ 1862-1868 гг., вместо росписи доходов и  расходов государства. Земские, городские, сословные, благотворительные бюджеты  в общую смету не входили, но включались в особые приложения. Статьи государственного бюджета подразделялись на обыкновенные, т.е. повторявшиеся из года в год, и чрезвычайные (например, доходы от государственных займов, вкладов в Госбанк на вечное хранение; расходы, связанные с войной, неурожаем, выплатой значительных пособий частным обществам и др.). Обыкновенные доходы бюджета формировались за счет прямых и косвенных налогов, пошлин, поступлений от правительственной регалии, казенных имуществ и капиталов, отчуждения (продажи в частный сектор) государственного имущества, выкупных платежей, возмещения доходов государственного казначейства.2

В Российской Федерации бюджет облекают в правовую форму путем принятия федеральных законов, законов субъектов  Российской Федерации, правовых актов  местного самоуправления. Так, федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджет территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

С помощью государственного бюджета  государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических  задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам  власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет - категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

В связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации в  Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" было включено понятие "консолидированный  бюджет". В ст. 8 этого Закона сказано, что единство бюджетной системы  обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации  и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной  информации для составления консолидированных  бюджетов.

В современных условиях правовой основой  консолидированного бюджета является ст. 16 Бюджетного кодекса РФ. 3

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы на соответствующей территории (консолидированный бюджет субъекта Федерации, консолидированный бюджет Российской Федерации).

Составление консолидированного бюджета  Российской Федерации, а также разработку его прогноза Бюджетный кодекс РФ возлагает на Министерство финансов РФ (ст. 65 Бюджетного кодекса).4

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не подлежат утверждению. Они составляются и являются в  первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих  агрегированные показатели по доходам  и расходам бюджетов бюджетной системы.

1.2 Основы бюджетного устройства Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов четырех уровней:

• федеральный бюджет и  бюджеты федеральных государственных  внебюджетных фондов,

• бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов,

• местные бюджеты,

• бюджеты муниципальных  образований поселенческого типа.

Федеральный бюджет разрабатывается в форме федерального закона и утверждается высшим законодательным органом государственной власти — Федеральным Собранием Российской Федерации. Федеральный бюджет представляет собой финансовый план страны в целом, в нем осуществляется перераспределение национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех граждан страны.

Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) представляют собой часть бюджетной системы Российской федерации. Они принимаются в форме законов субъектов Российской Федерации и являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности субъектов Федерации.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в ином порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджеты муниципальных образований  поселенческого типа введены Федеральным  законом № 131 ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., вступившим в силу 1 января 2006 г.

Бюджетное устройство — это основанная на законодательных нормах организация системы взаимосвязей, как между звеньями бюджетной системы, так и между участниками бюджетного процесса. Бюджетное устройство состоит из следующих элементов:

• принципы построения бюджетной  системы,

• принципы и методы разграничения  бюджетных полномочий,

• правила формирования и исполнения бюджетов,

• принципы организации  межбюджетных отношений,

• система ответственности  за нарушение бюджетного и налогового законодательства.

Организация взаимосвязей между  звеньями бюджетной системы осуществляется с помощью следующих механизмов:

• бюджетное законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации);

• налоговое законодательство (Налоговый кодекс Российской Федерации);

• бюджетное регулирование;

• государственный финансовый контроль;

• муниципальный финансовый контроль.

В настоящее время, хотя Бюджетный  кодекс Российской Федерации определяет порядок формирования федерального бюджета по принципу «снизу вверх» (т. е. от местных бюджетов к региональным, от региональных к федеральному), на практике и федеральный, и региональные бюджеты практически полностью формируются в Министерстве финансов Российской Федерации. В результате основная часть налоговых поступлений и других доходов стекается в федеральный бюджет, который в результате играет не просто центральную, а аккумулирующую роль в бюджетной системе Федерации.

Еще более серьезной проблемой  является в настоящее время определение  роли, места и функций местных  бюджетов в бюджетной системе  Российской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу, под местными бюджетами  понимаются бюджеты сел, сельсоветов, поселков, городов и районов. Суть проблемы состоит в том, что местные  бюджеты являются финансовой базой  местного самоуправления, которое в  соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входит в систему  государственных органов власти. Иными словами, государственные  финансы безвозмездно используются негосударственными организациями. Решить эту проблему можно, определив роль местного самоуправления в российской Федерации.

Обособленным понятием в  структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (рис. 1).

Федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов Федерации  составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта федерации и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта федерации. 5

Бюджет муниципального образования  и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования.

 

Рис 1. Консолидированный  бюджет Российской Федерации 

 

В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды — централизованные фонды денежных средств, создаваемые за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемые по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению этого фонда.

Информация о работе Консолидированный бюджет РФ